Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:00, реферат
Современная теория и практика менеджмента считает, что приоритетными факторами эффективного менеджмента являются, во-первых, гибкость систем управления, во-вторых, адаптивность к условиям внешней среды, которая определяет стратегию и тактику управления организацией, в-третьих, ориентация на социальные аспекты управления, которые связаны с решением проблем трудового коллектива и ориентацией деятельности на потребителя, удовлетворение потребностей общества.
Введение
1. Критерии оценки эффективности
2. Методы оценки и анализа эффективности управления
Заключение
Список литературы
Международный Университет в Москве
Управление
Крупными Городами
Реферат
На тему:
«Методы оценки эффективности управления»
Выполнил:
студент 5 курса,
группа РУ
Баранов Сергей
Проверил:
Буров М.П.
Москва, 2011 г.
Содержание
Введение | |
1. Критерии оценки эффективности | |
2. Методы оценки и анализа эффективности управления | |
Заключение | |
Список литературы | |
Введение
В современном мире, вступившем в третье тысячелетие, менеджмент выступает в качестве главного и основного ресурса стран, ставших на путь реформирования экономики, реструктуризации народного хозяйства с целью роста эффективности производства, благополучия и благосостояния граждан. Менеджмент является средством, обеспечивающим качество функционирования хозяйственной системы общества.
В условиях социально-ориентированных преобразований в российской экономике в центре внимания ученых и специалистов находятся проблемы повышения эффективности управления деловыми организациями, бизнесом. Особенностью эффективного менеджмента является то, что он определяется рациональной комбинацией различных методов управления организацией как сложной социально-экономической системой, учитывающей влияние внешних и внутренних факторов.
Современная теория и практика менеджмента считает, что приоритетными факторами эффективного менеджмента являются, во-первых, гибкость систем управления, во-вторых, адаптивность к условиям внешней среды, которая определяет стратегию и тактику управления организацией, в-третьих, ориентация на социальные аспекты управления, которые связаны с решением проблем трудового коллектива и ориентацией деятельности на потребителя, удовлетворение потребностей общества.
Оценка эффективности управления имеет первоочередное значение для многих аспектов управления, т.к. с её помощью определяется правильность, обоснованность, действительность работы руководителя.
1.Критерии оценки
эффективности.
В дореформенной централизованной системе управления при оценке деятельности предприятий использовалась система показателей, в которую включались: обобщающие показатели; показатели эффективности использования труда; основных фондов и оборотных средств; материальных средств.
В группу обобщающих показателей вошли объем продаж и темп его роста, объем продаж на 1 рубль затрат, валовая прибыль, чистая прибыль, чистая прибыль на 1 рубль объема продаж, затраты на 1 рубль товарной продукции.
Группу
показателей эффективности
Показатели эффективности основных фондов и оборотных средств включают: фондоотдачу, фондоемкость, фондовооруженность, прибыль на 1 рубль основных фондов, прибыль на 1 рубль основных фондов и оборотных средств, оборачиваемость оборотных средств.
Показателем материальных ресурсов представили материальные затраты на 1 рубль реализованной продукции.
Эти показатели должны использоваться и в настоящих условиях. Однако они не в полной мере охватывают все направления деятельности предприятий, в том числе финансовую и маркетинговую.
Эти показатели приобретают особое значение в условиях рынка, когда предприятия самостоятельно разрабатывают стратегию стратегию и тактику своего поведения. Финансовое положение предприятия определяется коэффициентами: финансовой зависимости, ликвидности, рентабельности, рыночной активности.
Рыночные условия потребовали разработки соответствующих показателей и критериев оценки эффективности управления. Имеет место необходимость введения нескольких критериев базовых показателей, на основании которых осуществляется оценка результативности УС; потребовалась оценка эффективности по уровням управления и функциональным подсистемам.
Эффективность управления отражает результативность обеспечения социально-экономического развития предприятия. В этой связи эффективность управления проявляется в достигнутых показателях результативности всей деятельности предприятия.
Эффективность, как показатель результативности, предполагает соизмерение затрат с результатом. В качестве последнего рассматривается прибыль как конечный результат деятельности, а в качестве затрат - основные производственные фонды и оборотные средства. Однако резельтат, как экономическое понятие, шире такого толкования. Результат имеет многообразные проявления.
Так, Д. Скотт Синк рассматривает 7 различных результатов: действенность, экономичность, качество, прибыльность, производительность, качесто трудовой жизни, внедрение новшеств.
При этом под действенностью (Д) понимается степень достижения системой поставленных перед ней целей, степень завершения "нужной" работы.
Для оценки действенности используются три критерия:
Экономичность (Э) отражает степень использования ресурсов. Этот показатель является измерителем результативности организационной системы в отношении затрат.
Качество (К) связано с понятием качественных признаков, которые отражают конкретные свойства, закладываемые в продукт при его создании.
Прибыльность (П) представляет собой соотношение между валовым доходом и суммарными издержками. Этот показатель можно измерять по-разному.
Прибыльность отражается в следующих показателях:
Пч : Vп = Рv,
где Пч - чистая прибыль;
Vп - объем продаж;
Рv - рентабельность продаж;
Пч : АС = РА,
где АС - совокупные активы;
РА - рентабельность активов;
Пч : КС = РК,
где КС - собственный капитал;
РК - рентабельность капитала;
ВД : И = Рп,
где ВД - валовый доход;
Рп - рентабельность производства.
Производительность отражает соотношение количества реализованной продукции и затрат труда на ее изготовление. Этот показатель может быть представлен и соотношением изготовленной и реализованной продукции к затратам живого и овеществленного труда. Показатель содержит элементы предшествующих показателей результативности. Так, объем реализации (продаж) связан с качеством и количеством продукции, в нем находят отражение первые два условия действенности: качество продукции и ее объем. Использование в расчете критерия производительности совокупности живого и овеществленного труда связывает этот показатель с экономичностью.
Качество трудовой жизни - критерий, который отражает реакцию работников на социально-технические условия труда, их психологическое состояние в процессе работы. Этот критерий во многом определяет способность предприятия эффективно функционировать.
Внедрение новшеств - критерий, отражающий, какое место занимает обновление технической базы в повышении эффективности деятельности предприятия, так как внедрение прогрессивной технологии повышает качество продукции, снижает затраты а производство. Этот критерий используется как один из важнейших факторов для определения конкурентоспособного статуса предприятия.
И. Ансофф для оценки конкурентоспособного статуса фирмы (КСФ) использует формулу:
КСФ=
* a,
где IF - уровень стратегических капиталовложений;
IK - критическая точка объма капиталовложений;
Io - точка оптимального объема;
a -
коэффициент, учитывающий другие факторы
конкурентоспособного статуса.
Естественно,
что приоритет, весомость каждого
из перечисленных критериев
Эффективность управления предприятием может рассматриваться и за пределами его внутренних границ. Необходимо учитывать в этой связи эффект воздействий управляющей системы на другие предприятия-поставщики материально-сырьевых ресурсов, предприятия-потребители продукции.
Эффективность управления может рассматриваться как в глобальном масштабе - по отношению ко всему объекту и внешней среде, так и в локальном аспекте - по отношению к процессу управления, техническому оснащению отдельных подразделений структуры управления, подсистем управления. Последнее приобретает очень важное значение: оценить вклад (ущерб) в общие итоги деятельности подсистем управления.
2 Методы оценки
и анализа эффективности
управления
В настоящее время единого подхода к оценке эффективности управления фирмой не существует. Ввиду того, что на практике разброс взглядов, размерность оценок достаточно велики, а количественные сравнения параметров управляемого объекта (фирмы) зачастую провести невозможно, оценить все аспекты управления не удается. Поэтому в ряде случаев оценка эффективности управления ограничивается анализом финансово-экономического состояния фирмы.
Поскольку задачей управления является целенаправленное воздействие на управляемый объект для обеспечения достижения поставленных целей, эффективность управления может быть обеспечена по степени достижения этих целей: по конечным результатам производственной деятельности (по уровню прибыли), по качеству планирования (улучшение показателей бюджетирования), по эффективности вложений (отдача на капитал), по увеличению скорости оборачиваемости капитала и т. п.
Самым простым примером может служить оценка эффективности управления по показателю уровня прибыли, по тенденции увеличения или снижения этого показателя. То есть, если оценить соответствие результатов деятельности фирмы действиям менеджмента, то полученный показатель будет являться критерием экономической эффективности управления.
Более сложный экономический анализ эффективности управления фирмой включает в себя оценку деятельности фирмы с использованием сравнительных показателей, которые отражаются в финансовой отчетности фирмы.
Таким образом, исторически сложилось, что основным критерием экономической эффективности управления принято считать прибыльность. Другим экономическим критерием эффективности, подчиненным критерию прибыльности, является продуктивность, характеризуемая показателями индивидуальной и групповой производительности труда, объемом выпускаемой продукции, качеством продукции. Сюда же относятся показатели использования материальных ресурсов (показатели сбалансированности товарно-материальных запасов, текущие прямые и накладные расходы и др.), человеческих ресурсов (затраты на наем рабочей силы, на подготовку и повышение квалификации, показатели организации труда), внедрение нововведений (наличие соответствующих мощностей, производственные резервы).