Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 13:28, курсовая работа
В условиях рыночной экономики одним из главных факторов успеха предприятия является подбор персонала. Основная проблема для руководителей в области управления персоналом — это правильный подбор грамотных и квалифицированных работников для предприятия. Человеческие ресурсы – это фактор прибыли и уровня качества услуг. В то же время люди – это риски и существенные затраты. Они возникают из-за людей, но и управляются людьми. Важнейшая задача любого учреждения – свести такой риск к минимуму. Для этого необходимо четко ориентироваться в концептуальных основах подбора и отбора персонала.
Введение
1. Процесс отбора персонала
2. Организация, этапы и методы отбора персонала
3. Критерии отбора персонала
Список использованных источников
Анализ работы включает в себя:
1. Анализ особенностей трудового процесса:
- Что в целом представляет собой работа (что, где, когда, как, почему делается?)
- Каков требуемый объем
- В чем специфика деятельности (индивидуальная, оперативная и т.п.), каковы ее продолжительность, требуемые физические усилия?
- За что сотрудник отвечает (подчиненные, фонды, финансы)?
- Каковы взаимоотношения с
- Какие требования предъявляются работой к навыкам, способностям, образованию, опыту, стажу, здоровью, мотивации?
- Что представляют собой
- Кем проводится внутренний, внешний контроль?
2. Анализ психологических особенностей деятельности:
- Психологические функции, находящиеся под максимальной нагрузкой и имеющие наибольшую важность для работы;
- Особенности восприятия
- Характеристики динамики и
напряженности работы в
- Необходимые характеристики
- Характеристики точности, сложности, темпа, ритма выполнения операций;
- Преимущественные установки в данном виде деятельности (скорость, надежность и пр.);
- Требуемая быстрота формировани
- Необходимый объем и характер запоминания информации, требования к памяти (достоверность, кратковременность, оперативность);
- Требования к быстроте, гибкости, критичности мышления, скорости переработки данных и принятия решений;
- Требования к надежности
- Типичные ошибки;
- Частота стрессовых ситуаций и требования к эмоциональной устойчивости;
- Требования к волевым качествам (смелость, уверенность и проч.);
- Требования к коммуникативным с
3. Анализ необходимых деловых и профессиональных качеств:
- Требования к способностям (психомоторным, экономическим, техническим и пр.);
- Требования к чертам характера (принципиальность, уступчивость, оптимизм, настойчивость и пр.);
- Требования к общей и профессиональной направленности личности; Требования к опыту;
- Требования к психическим
- Требования к знаниям, умениям, навыкам, квалификации;
- Дополнительные требования к руководителям (способность принимать оперативные и нестандартные решения, быстро оценивать обстановку, добиваться поставленных целей).
Анализ работы позволяет:
- определить требования к
- установить критерии отбора на соответствующие вакансии;
- разработать должностные
3.2 Критерии отбора, применяемые к различным категориям персонала
Критерии отбора персонала для организации напрямую зависят от ценности работника.
Так, наименьшие требования предъявляются к специалистам низкой квалификации, которых в любой момент можно заменить.
Вряд ли мелкие и
средние компании будут
Предположим, что на предприятии весь персонал подразделен на 2 категории:
Для сравнения критерий отбора составим таблицу 1, где рассмотрим основные критерии, предъявляемые работодателями на рынке труда.
Таблица 1
Критерии отбора |
Административный персонал |
Производственный персонал |
высшее образование |
+ |
+/- |
опыт работы по специальности от 3 до5 лет |
+ |
+/- |
честность, порядочность, деловая активность |
+ |
+ |
готовность за высокую заработную плату работать ненормированный рабочий день |
+ |
+ |
планирование карьерного роста и профессионального развития |
+ |
+/- |
Оценка достоинств и недостатков различных источников внешнего набора персонала
Сравним два основных источника персонала, которыми на сегодняшний день пользуется большинство компаний.
Для этого составим сравнительную таблицу 2.
Таблица 2. Сравнение достоинств и недостатков источников внешнего набора персонала
Источник |
Достоинства |
Недостатки |
Интернет и профильные СМИ |
- Возможность выбора из - Небольшие затраты на |
- Недостаточная осведомленность о соискателе; - Большой поток кандидатов создает сложности при отборе; - недостаточные знания |
Рекрутинговые агентства |
- Проведение предварительных собеседований и отбор наиболее подходящих кандидатов; - возможность перехватить - возможность нахождения - экономия времени |
- Субъективное мнение - достаточно затратный метод; - некоторые кадровые агентства
не имеют своей базы |
Чтобы обеспечить эффективный отбор персонала, необходимо:
- использовать методы, предварительно проверенные при оценке действующих сотрудников;
- собирать показатели
- сравнить задачи, включенные в
упражнения по оценке, с задачами
самой работы, чтобы убедиться
в том, что оценочные упражнения
отражают реальную
- обеспечить, чтобы данные, собранные
при проведении оценочных
Для оценки эффективности отбора новых работников можно использовать количественные показатели, характеризующие работу персонала, приступившего к работе в организации:
- уровень текучести кадров, особенно среди новых работников; доля работников, не прошедших испытательный срок, от общего числа принятых на работу;
- финансовые затраты на
- уровень нарушений трудовой дисциплины среди новых работников (прогулы, опоздания, отсутствие на рабочем месте, не согласованные с руководством и т.д.);
- уровень брака и ошибок, допускаемых новыми работниками;
- частота поломок оборудования;
- эффективность использования необходимых материалов, комплектующих;
- уровень производственного
- количество жалоб и претензий,
поступивших по вине новых
работников со стороны
Дополнительную информацию о качестве используемой в организации системы отбора кадров можно получить от самих кандидатов, от работников организации и от увольняющихся. С этой целью могут быть использованы интервью, опросы, оценка эффективности работы вновь принятых работников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время проблема отбора персонала в организациях и на предприятиях является одной из актуальных. Поэтому эта тема все более часто рассматривается в современной литературе. Отбор персонала - это первоначальная задача любой организации. Это первый шаг к созданию предприятия. Прием новых людей на работу является здесь повторяющимся действием и весьма значительным по своим последствиям. Повторяемость этого действия связана с наблюдаемым в учреждениях явлением движения кадров, которое возникает: во-первых, в связи с отсутствием у работника адаптации к условиям труда, а во-вторых, в результате объективных причин (воинская служба, уход на пенсию, продвижение по служебной лестнице и т.д.). И именно по этой причине предприятие вынуждено заполнять вакантные места за счет набора новых людей. Важно отметить, что этот отбор должен быть произведен профессионально.
Набор персонала ведется из внутренних и внешних источников. В процессе набора и создания резерва работников для занятия вакантных должностей организация удовлетворяет свою потребность в кадрах. Источники привлечения персонала различаются по степени эффективности, как показывает практика, самым эффективным источником привлечения персонала являются рекомендации друзей и родственников, а так же рекомендации кадровых агентств. Методы набора персонала могут быть активными и пассивными, в зависимости от кадровой ситуации в организации.
Отбор персонала – это процесс изучения психологических и профессиональных качеств работника с целью установления его пригодности для выполнения обязанностей на определенном рабочем месте или должности и выбора из совокупности претендентов наиболее подходящего с учетом соответствия его квалификации, специальности, личных качеств и способностей характеру деятельности, интересам организации и его самого.
Для успешного отбора первостепенное значение имеет определение критериев и принципов, на основании которых будет приниматься решение о преимуществах соискателей. При установлении критериев отбора должны быть соблюдены следующие требования: валидность, полнота, надежность, необходимость и достаточность критериев. Основной принцип отбора и расстановки кадров: "Нужный человек, в нужное время, на нужном месте".
Технология отбора персонала состоит из следующих этапов: предварительное интервью, заполнение бланка заявления и анкеты, тестирование, диагностическое интервью (собеседование), проверка рекомендаций и послужного списка, медицинское обследование, принятие окончательного решения.
На сегодняшний день не существует одного оптимального метода отбора персонала, поэтому организация должна владеть всем набором приемов и методов для привлечения кандидатов и использовать их в зависимости от конкретной задачи.
В связи с тем, что собеседование на сегодняшний день является практически основным методом отбора, руководителям предприятий, менеджерам по персоналу, линейным руководителям необходимо повысить свою квалификацию в его применении, наполнить конкретным содержанием технологию собеседования в зависимости от профессии или должностного уровня, отработать правила описания результатов собеседования и представления заключений.
При отборе персонала в современных условиях необходимо учитывать личностные психологические характеристики кандидатов с целью повышения эффективности деятельности компании благодаря укреплению ее сплоченности, созданию команды. Ряд компаний уже привлекают для этого профессиональных психологов, которым поручается тестирование персонала.
Технология отбора различна в разных фирмах и зависит, как правило, от принятой здесь системы ценностей. При приёме на работу совершенно нового работника весьма важную роль играет беседа с претендентом на должность. Тестирование в качестве метода отбора персонала также становится всё более популярным. Этот интерес вполне понятен, если принять во внимание, что постоянно возрастает значение правильного отбора и всё дороже становятся ошибки.