Методы проектирования организационной структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 16:57, контрольная работа

Описание работы

Структура управления производственно-хозяйственной организацией как объект проектирования — сложная система. Она сочетает в себе как технологические, экономические, информационные, административно-организационные взаимодействия, которые поддаются непосредственному анализу и рациональному проектированию, так и социально-психологические характеристики и связи. Последние определяются уровнем квалификации и способностей работников, их отношением к труду, стилем руководства.

Файлы: 1 файл

Методы проектирования организационной структуры.docx

— 48.52 Кб (Скачать файл)

Изменение технологии управления. Научные достижения в области управления оказывают все большее влияние на современные организационные структуры и процессы (прогрессивные методы обработки информации, исследования операций и планирования, проектные и матричные формы построения и т. п ) Появляются новые должности и функциональные подразделения, изменяются процессы принятия решений Некоторые отрасли (производство массовой продукции, обрабатывающие отрасли, транспортные и распределительные системы, некоторые финансовые учреждения) в действительности изменились коренным образом благодаря успехам в области технологии управления В этих отраслях предприятия, отстававшие в применении современных методов управления, оказывались в неблагоприятных условиях при жесткой и усиливающейся конкуренции

Влияние технологии производственных процессов. Влияние научных и технических изменений на организационную структуру было в последние годы в наибольшей степени исследованным и популярным аспектом организационных изменений Широкое развитие отраслевых исследовании, рост научных учреждении, повсеместное распространение управления проектами, растущая популярность матричных организации — все это свидетельствует о распространении влияния точных наук на промышленные организации.

Внешняя экономическая  обстановка. Большинство промышленных предприятий находится в постоянно изменяющемся экономическом окружении Некоторые изменения совершаются резко, из-за чего нормальное прежде функционирование предприятия внезапно становится неудовлетворительным Другие изменения, которые происходят медленнее и имеют более фундаментальный характер, вынуждают предприятия переключаться на другие сферы деятельности или же переходить к новым средствам и методам управления В любом случае наиболее вероятным результатом будет изменение главных задач управления, а значит, и новая организационная структура.

Каждое из отмеченных обстоятельств  приводит к изменениям организационной  структуры и может в такой  же степени указывать на необходимость  пересмотра главной стратегии предприятия Ни стратегия, ни структура организации не могут быть установлены независимо друг от друга Тем не менее приоритет отдается задачам, целям, распределению ресурсов и основным программам, составляющим стратегию предприятия

О влиянии комбинаций нововведений (изменений в продукции, технологии и положении на рынке) на организационную  структуру свидетельствуют данные табл. 282

Таблица 28.2

Влияние нововведений на изменение организационной структуры

№ п/п

Интенсивность и масштабы нововведений

Соответствующие организационные  изменения

1

Освоенная продукция Освоенная технология Освоенный рынок

Совершенствование продукции  может осуществляться в рамках существующей организации

2

Новая продукция Освоенная технология Освоенный рынок

Разработка продукции  может осуществляться в рамках существующей организации или в исследовательском  подразделении создается новая  проектная группа

3

Освоенная продукция Освоенная технология Новый рынок

Существующая организация  практически не изменяется На службу маркетинга возлагается задача изучения нового рынка, может быть образована новая группа сбыта

4

Новая продукция Освоенная технология Новый рынок

Может быть организована группа новой продукции, укомплектованная персоналом из исследовательского подразделения  и службы маркетинга

5

Новая продукция

Новая технология Освоенный  рынок

Может быть организована группа новой продукции, укомплектованная персоналом из исследовательского и  производственного подразделений В своей работе группа использует помощь служб маркетинга и сбыта

6

Новая продукция

Новая технология

Новый рынок

Новое направление деятельности компании требует совершенно новой  организации в форме венчурного или нового подразделения, дополняющего существующую организационную структуру


Неспособность организации  выжить и функционировать эффективно чаще всего является результатом  того, что:

  • принимаются необоснованные стратегические решения;
  • предприятия пытаются продолжать деятельность в объеме, который уже не является экономичным;
  • не удается наладить выпуск новой продукции или выпускается не находящая сбыта продукция и не там, где надо;
  • фирмы, имеющие один рынок сбыта, не способны диверсифицировать производство.

Перераспределение задач, прав и ответственности, информационных потоков повышает эффективность  организации путем роста производительности и, по крайней мере, временно сдерживает рост издержек, повышает прибыльность. Улучшение организационных форм нередко способствует выработке  новых, более совершенных стратегических решений. Если структура предполагает осуществление стратегии, то стратегия  также не может быть успешной без  соответствующей структуры. Почти  на любом крупном предприятии  можно найти примеры, когда осуществлению  хорошо задуманных стратегических планов мешала организационная структура, которая задерживала их выполнение или отдавала предпочтение решению  второстепенных вопросов.

Таким образом, структура  неразрывно связана со стратегией. Одно время практиковался статический  подход к разработке проекта организации  и корректирующих изменений. Определялись задачи текущей деятельности предприятия, которые затем агрегировали по восходящим уровням в форме традиционной пирамиды. Теперь же ни одна организационная  схема крупного предприятия не может  основываться только на текущей деятельности. Она обязательно должна отражать любые возможные изменения главной  задачи предприятия и разрабатываться  в свете целей и стратегических программ высшего руководства.

Эта взаимосвязь стратегии  и структуры лежит в основе всех рекомендаций по корректировке  и изменению организации управления предприятием. Аналитический процесс  по изучению стратегии предприятия  является неотъемлемым элементом корректировок  в организационной структуре  независимо от того, является ли производство многопрофильным или однородным, частным или государственным. Используемые методы анализа, как правило, состоят  из пяти этапов.

Первый этап состоит в  выяснении задачи предприятия, областей неопределенности и наиболее вероятных  альтернатив развития. Точный ответ  на вопрос о задачах предприятия  в большой степени определяет общую структуру. Почти всегда можно  дать ясный и недвусмысленный  ответ на подобный вопрос для многих организаций или их частей. В случае образования совершенно новых предприятий  определение задачи может быть ограничено установлением проектных параметров.

Второй этап анализа организационной  структуры заключается в определении  переменных, которые значительно  влияют на выполнение задачи. На этом этапе  необходим глубокий анализ экономической  и производственной структуры предприятия  и ее основных компонентов. Здесь  необходим также анализ внешней  среды, в которой функционирует  предприятие или планируется  его деятельность. Исследование этих двух тесно связанных областей (внешней  и внутренней) приводит к ключевым решениям, которые могут определить успех предприятия.

На третьем этапе анализа  необходимо изучить цели и планы  предприятия. Важно убедиться, что  текущие цели соответствуют главной  задаче предприятия, а планы согласованы  с ключевыми факторами успешного  функционирования. Это является существенным моментом, поскольку цели и планы  оказывают непосредственное воздействие  на организационную структуру путем  определения приоритетов и значения ранее принятых решений. Любой организационный  проект предполагает неизбежные изменения, например соотношения между эффективностью производства и нововведениями, между  объемом рынка сбыта и качеством  продукции, между краткосрочным  и долгосрочным планированием. Планы  предприятия, его стратегия являются принципиальной основой для принятия обоснованных решений при проектировании организации.

На четвертом этапе  оценивается, насколько структура  организации отвечает задачам, целям, планам и факторам, от которых зависит  успешность ее функционирования. Для  этого необходимо тщательно изучить  существующую формальную структуру  организации, определить ее сильные  и слабые стороны, выяснить, какие  недостатки в формальной структуре  компенсируют неформальные элементы и  насколько эффективно.

Трудным, но неизбежным моментом в анализе организации является оценка человеческих ресурсов предприятия. Иногда серьезную нехватку работников определенных специальностей невозможно восполнить достаточно оперативной  подготовкой работников внутри предприятия  или их набором со стороны, чего нельзя не учесть в распределении функций  в рамках имеющейся организационной  структуры. Исследователь изучает  также основные процессы управления (планирование, распределение ресурсов, оперативный контроль) для того, чтобы установить, насколько они способствуют выполнению задачи, цели и стратегических программ. Рассматривается вероятность и обоснованность изменения процессов управления. Анализ организации и ее внешней среды предоставляет колоссальный объем информации, который необходимо оценить так, чтобы можно было принять решение о структуре организации, что является конечным этапом аналитического процесса.

Выработка решения об организационной  структуре — весьма сложный процесс. Структура больших организаций  стала необычайно запутанной из-за многочисленных изменений. Сделать  выбор среди них бывает сложно, но еще труднее преодолеть сопротивление  этим изменениям. Скорость изменений  настолько повысилась, что ведется  поиск не столько специфической, постоянной структуры, сколько временной, которая отражает определенный этап развития организации. И, наконец, структура, зафиксированная в схемах и уставах, занимает все меньше места в проектах организации. Потоки информации, процессы принятия решений, проектные графики  или временные предписания становятся все более существенными источниками  информации о ролях и распределении  прав и ответственности. Организационную  структуру можно выбрать только при комплексном подходе к  изменениям предприятия и его  внешней среды. Как показывает опыт, процесс внесения коррективов в  организационную структуру управления должен предусматривать:

  • систематический анализ функционирования организации и ее среды с целью выявления проблемных зон. Анализ может базироваться на сравнении конкурирующих или родственных организаций, представляющих иные сферы экономической деятельности;
  • разработку генерального плана совершенствования организационной структуры;
  • гарантию того, что план нововведений содержит максимально простые и конкретные предложения по изменению;
  • последовательную реализацию планируемых перемен. Введение незначительных изменений имеет большие шансы на успех, чем изменения крупного характера;
  • повышение уровня информированности сотрудников, что позволит им оценить свою причастность к переменам и, следовательно, усилит их ответственность.

Информация о работе Методы проектирования организационной структуры