Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 23:25, курсовая работа
Целью работы является изучение теоретических основ формирования стратегии фирмы, а также практическое их применение на примере конкретного предприятия (ООО «Витраж»).
Для достижения цели исследования потребовалось решить следующие задачи:
раскрыть понятие и содержание стратегии развития;
рассмотреть существующие в теории и практике виды развития фирмы;
проанализировать процесс разработки стратегии;
рассмотреть этапы разработки стратегии;
Введение
1 Теоретические основы стратегии развития фирмы
1.1 Стратегия - понятия и определения
1.2 Подходы к процессу формирования стратегии предприятия
1.3 Методы разработки стратегий
2 Разработка стратегии развития ООО «Витраж» г. Зеленогорска Красноярского края
2.1 Анализ среды ООО «Витраж» г. Зеленогорска Красноярского края
2.2 Разработка и выбор стратегических альтернатив развития предприятия
Заключение
Список использованной литературы
Главной же целью контроля следует назвать выявление внутренних резервов, позволяющих улучшить действующую систему принятия решений и поиск путей повышения эффективности управления предприятием в целом.
И.Ансофф в своей книге «Стратегическое управление» формулирует следующие принципы стратегического контроля: 9
Обычно стратегия разрабатывается на несколько лет вперед, конкретизируется в различного рода проектах, программах, практических действиях и реализуется в процессе их выполнения.
Значительные затраты труда и времени многих людей, необходимые для создания стратегии предприятия, не позволяют ее часто менять или серьезно корректировать. Поэтому она формулируется в достаточно общих выражениях. Это – предполагаемая стратегия. Вместе с тем, как внутри организации, так и вне ее появляются новые непредвиденные обстоятельства, которые не укладываются в первоначальную концепцию стратегии. Они могут, например, открыть новые перспективы развития и возможности для улучшения существующего положения дел или, наоборот, заставить отказаться от предполагаемой политики и плана действий.
В последнем случае первоначальная стратегия становится нереализуемой и предприятие переходит к рассмотрению и формулированию неотложных стратегических задач.
В общем случае, на предприятии может быть разработано и реализовано четыре основных типа стратегий:
Любая стратегия включает общие принципы, на основе которых менеджеры данной организации могут принимать взаимоувязанные решения, призванные обеспечить координированное и упорядоченное достижение целей в долгосрочном периоде.
Выделяют различные группы таких принципов (правил):
И.Ансофф выделил основные отличительные особенности стратегии:10
1.3 Методы разработки стратегий
Все подходы к разработке стратегии организации сводятся к теоретическому анализу в сочетании с интуицией разработчиков, которыми в первую очередь должны быть субъекты, детализирующие и реализующие стратегию. Важным является и то, что стратегия никогда не может быть продумана и просчитана до конца, а ее корректировка по мере изменения внешних и внутренних условий — процедура необходимая. Из сказанного следует, что универсального, пригодного на все случаи жизни метода разработки стратегии не существует, но опыт подсказывает несколько возможных направлений разработки.
Лидером разработки процедур формирования стратегий считается Гарвардская школа бизнеса: К.Эндрюс, М.Портер, Г.Хэмел и К.Прахалад разработали главные подходы к формированию стратегий, основные положения которых приведены в табл. 1.11
Таблица 1 - Подходы к разработке стратегий
Разработчики |
Основное содержание разработок |
Стратегия |
Период |
К. Эндрюс |
SWOT-анализ |
Экономическая |
1970-е гг. |
М. Портер |
Пять сил конкуренции, типовые стратегии |
Стратегия бизнеса |
1980-е гг. |
Г. Хэмел К. Прахалад |
Стержневые компетенции |
Стратегия лидерства |
1990-е гг. |
К.Эндрюс предложил стратегию, основанную на соответствии между существующими рыночными возможностями и способностями организации при заданном уровне рисков (экономическую стратегию). Подходы к разработке стратегии бизнеса, основанные на конкурентной позиции организации, да и сами конкурентные стратегии, разработал М.Портер, а концепция стержневых компетенций принадлежит К.Прахаладу и Г.Хэмелу.
SWOT-анализ
внешних и внутренних
Анализ модели пяти сил конкуренции дает возможность определить сильные и слабые позиции организации на рынке и определить области, стратегические изменения в которых (в соответствии с прогнозом) могут дать максимальные результаты для развития бизнеса. По Портеру, необходимо:
Стержневые компетенции как способность организации к чему-то уникальному, обеспечивающему лидерские позиции среди конкурентов, легли в основу разработки стратегии в рамках следующих процедур:
2 Разработка стратегии развития ООО «Витраж»
г. Зеленогорска Красноярского края
В качестве объекта исследования выбрано ООО «Витраж». Данное предприятие расположено в г.Зеленогорске Красноярского края.
ООО «Витраж» является малым предприятием, оно создает рабочие места для 20 человек. Основными направлениями деятельности является:
-производство пластиковых окон и дверей из ПВХ и остекления;
- производство прочих пластмассовых изделий;
- розничная
торговля строительными
-подготовка к продаже.
Имущественный комплекс составляет более 4 млн. руб., производство представляет собой цех для производства окон и дверей из ПВХ и остекления. Технологическая линия установлена на площади в 429,6 кв.м. Помещение цеха капитальное кирпичное строение, находящееся в собственности предприятия. Данный цех оснащен оборудованием COMALL, PERTIKI (Италия), участком резки подоконников и отливов, участком по изготовлению арочных конструкций. Как обязательное дополнение к основному оборудованию существуют все необходимые принадлежности для производства пластиковых окон и дверей, остекления – ручной инструмент, автоматический инструмент, рабочие столы, стеллажи, конструкции для транспортировки окон, измерительный инструмент, стойки под образцы и другое.
Доставка продукции и сырья, материалов и комплектующих, а также рабочих и специалистов на места установки, осуществляется собственным транспортом.
Рынком сбыта продукции является г.Зеленогорск. Организация также заключает договоры на производство и реализацию продукции за пределами города.
Предприятие строит свою работу на высоком уровне производства и обслуживания. За время работы организация зарекомендовала себя с позиции надежной фирмы, выпускающей только качественную продукцию.
2.1 Анализ среды ООО «Витраж» г.Зеленогорска Красноярского края
Разработка стратегии развития ООО «Витраж» начинается с анализа среды, в которой она функционирует.
Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии.
Оценка и анализ внешней среды предприятия.
Рассмотрим анализ макроокружения ООО «Витраж». Основой анализа служит информация, содержащаяся в информационных изданиях, журналах, а также мнения и заключения экспертов.
Качественная характеристика макросреды предприятия требует подробного описания 5 основных сфер: политической, экономической, технологической, социально-демографической и экологической.
Ситуация, сложившаяся в стране и крае в указаных средах, безусловно, влияет на деятельность предприятия и оказывает воздействие на его конкурентные возможности. Наибольшее влияние на предприятие оказывают экономические и политические факторы.
Анализ внешней среды позволяет выявить критические факторы и установить угрозы и возможности. К угрозам следует отнести дефицит государственного бюджета, сложности в привлечении финансовых ресурсов, высокие налоговые ставки, неплатежи. Финансовое положение ООО «Витраж» напрямую зависит от экономической ситуации в Красноярском крае. При задолженности в бюджет и жесткой налоговой политике фирма теряет значительную часть прибыли. При этом все зависит от покупательской способности населения. Поэтому экономическая и политическая стабильность в республике является залогом успешного существования фирмы.
К возможностям можно отнести допустимость свободного выбора сферы и направлений хозяйственной деятельности, применение новых технологий, производство новых видов продукции.
Анализ среды непосредственного окружения.
Изучение непосредственного окружения предприятия направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми предприятие находится в непосредственном взаимодействии. Основные факторы непосредственного окружения и их влияние на предприятие представлены в табл.2.