Методы снижения неопределенности при разработке управленческого решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 11:47, контрольная работа

Описание работы

Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта (решения), в том числе связанных с ними затратах и результатах. Неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризуется понятием риска.
Факторы риска и неопределенности подлежат учету в расчетах эффективности, если при разных возможных условиях реализации затраты и результаты по проекту различны.

Файлы: 1 файл

управленческие решения.docx

— 21.09 Кб (Скачать файл)

13. Методы снижения неопределенности при разработке управленческого решения.

Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта (решения), в том числе связанных с ними затратах и результатах. Неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризуется понятием риска.

Факторы риска  и неопределенности подлежат учету  в расчетах эффективности, если при  разных возможных условиях реализации затраты и результаты по проекту  различны.

При оценивании проектов наиболее существенными  представляются следующие виды неопределенности рисков:

* риск, связанный  с нестабильностью экономического  законодательства и текущей экономической  ситуации, условий инвестирования  и использования прибыли;

* внешнеэкономический  риск (возможность введения ограничений  на торговлю и поставки, закрытия  границ и т.п.);

* неопределенность  политической ситуации, риск неблагоприятных  социально-политических изменений  в стране или регионе;

* неполнота  или неточность информации о  динамике технико-экономических  показателей, параметрах новой  техники и технологии;

* колебания  рыночной конъюнктуры, цен, валютных  курсов и т.п.;

* неопределенность  природно-климатических условий,  возможность стихийных бедствий;

* производственно-технологический  риск (аварии и отказы оборудования, производственный брак и т.п.);

* неопределенность  целей, интересов и поведения  участников;

* неполнота  или неточность информации о  финансовом положении и деловой  репутации предприятий-участников (возможность неплатежей, банкротств, срывов договорных обязательств) Кудрявцев О. Система снижения  рисков: Фин. бизнес. 2005. с - 163. .

 

Организационно-экономический механизм реализации проекта, сопряженного с риском, должен включать специфические элементы, позволяющие снизить риск или уменьшить связанные с ним неблагоприятные последствия.

В этих целях используются:

* разработанные  заранее правила поведения участников  в определенных "нештатных"  ситуациях (например, сценарии, предусматривающие  соответствующие действия участников  при тех или иных изменениях  условий реализации проекта);

* управляющий  (координационный) центр, осуществляющий  синхронизацию действий участников  при значительных изменениях  условий реализации проекта.

Неопределенность  условий реализации проекта не является заданной. По мере осуществления проекта  участникам поступает дополнительная информация об условиях реализации и  ранее существовавшая неопределенность "снимается".

С учетом этого  система управления реализацией  принятия решения должна предусматривать  сбор и обработку информации о  меняющихся условиях его реализации и соответствующую корректировку  решения, графиков совместных действий участников, условий договоров между  ними.

Для учета факторов неопределенности и риска при оценке эффективности  решения используется вся имеющаяся информация об условиях его реализации, в том числе и не выражающаяся в форме каких-либо вероятностных законов распределения. При этом могут использоваться следующие три метода (в порядке повышения точности):

* проверка  устойчивости;

* корректировка  параметров решенияи экономических нормативов;

* формализованное  описание неопределенности.

Метод проверки устойчивости предусматривает разработку сценариев реализации проекта в наиболее вероятных или наиболее "опасных" для каких-либо участников условиях. По каждому сценарию исследуется, как будет действовать в соответствующих условиях организационно-экономический механизм реализации проекта, каковы будут при этом доходы, потери и показатели эффективности у отдельных участников, государства и населения. Влияние факторов риска на норму дисконта при этом не учитывается.  

 Методы снижения  степени риска. 
Чтобы получить прибыль, предпринимателю требуется в первую очередь инвестировать своё производство. Это, как следует, почти всегда связано с риском. Поэтому необходим комплекс мер по проведению и снижению степени таких рисков. 
 

Как правило, наиболее рискованным  являются такие варианты, от которых  ожидается максимальный доход в  случае успеха. Поэтому выбирая подобные варианты, нужно попытаться снизить  степень риска. 
 
Существует четыре основных метода снижения риска. 

  1.  
    Диверсификация – метод уменьшений степени риска путём его распределения между несколькими рисковыми товарами таком образом, чтобы повышение риска от покупки (продажи) одного приводит к снижению риска от покупки (продажи) другого. Инвестируемые средства распределяются между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой и разработка которых имеет разную степень риска. Диверсификация позволяет снизить риск за счёт распределения капитала между разнообразными видами деятельности. Возьмём к примеру компании Siemens, Samsung и другие большие компании, которые выпускают различные товары, не связанные друг с другом.
  2.  
    Объединение рисков – метод снижение общего риска путём превращения случайных убытков в относительно небольшие постоянные издержки. Данный случай лежит в основе страхования. Кражи, стихийные бедствия, болезни и непредвиденные обстоятельства связаны со значительными расходами. Страхование позволяет несколько смягчить последствия указанной ситуации. Для финансовых признаков оно является одним из наиболее распространённых способов снижения риска. Страховые компании организуют своё дело так, чтобы затраты на их организацию и функционирование в суме со страховыми не превышали величину получаемых взносов. Главное условие эффективности объединения рисков – чтобы риски были независимы друг от друга.
  3.  
    Распределение риска – способ, при котором риск вероятного ущерба делится между участниками общего бизнеса таким образом, что возможные потери каждого относительно невелики. Именно благодаря использованию данного метода крупные финансово-промышленные концерны и объединения не боятся идти на риск финансирования дорогостоящих проектов или новых направлений научно-исследовательских конструкторских работ.
  4.  
    Поиск информации – способствует снижению риска. Уже отмечалось, что множество ошибочных решений связано с недостатком информации. Получение её является ценным товаром и капиталовложение в информацию становится одной из сфер предпринимательства, которая называется эккаунтит (от англ. Accounting – расчет, оценка). Эккаунтит представляет собой сбор, обработку, анализ и классификацию различных видов информации. 
  5.  
    Чтобы определить оптимальное для каждого предпринимателя количество значимой информации требуется сравнить ожидаемые от неё предельные выгоды с ожидаемыми предельными издержками при её получении.

В основе управления риском лежат знания и опыт, полученные в результате тщательного изучения всех ранее возникавших случаев  ущерба. Это дает возможность прогнозирования  вероятности появления подобных случаев в будущем и своевременного принятия всех необходимых мер к  минимизации его негативных последствий. 

Управленческое решение считается  устойчивым и эффективным, если во всех рассмотренных ситуациях интересы участников соблюдаются, а возможные неблагоприятные последствия устраняются за счет созданных запасов и резервов или возмещаются страховыми выплатами.

По мере увеличения уязвимости бизнеса от финансовых рисков многие компании признают, что поиск  решений проблем риска может  быть поставлен на профессиональную основу, т.е. риск может быть профессионально управляем. Это обстоятельство заставило по-особому взглянуть на роль и место заведующего финансовым отделом (финансиста) компании и радикальным образом изменить его финансовые функции.


Информация о работе Методы снижения неопределенности при разработке управленческого решения