МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА
ОРГАНИЗАЦИИ
Выполнила:
Желтова А. 343гр.
Для любой компании
очень важно работать не только с
клиентами, но и с собственным
персоналом , ведь именно от него напрямую
зависит успешность выполнения поставленных
задач. Грамотно выстроенная система
мотивации позволяет повысить уровень
лояльности и мотивированности персонала,
а значит, и эффективность его деятельности.
Как показывает практика, мало ставить
перед подчиненными конкретные задачи
и под строгим контролем добиваться их
исполнения. Важно зажечь сотрудников,
вдохновить их новой идеей и объединить.
В то же время, для того чтобы программы
по мотивации персонала работали с наибольшей
эффективностью, необходимо учитывать
индивидуальные особенности каждого сотрудника,
его пожелания и стремления. В настоящее
время существует множество методов мотивации
персонала, которые носят как материальный,
так и нематериальный характер. И только
от правильного использования сочетаний
этих элементов будет зависеть итоговый
результат. Рассмотрим наиболее известные
из них.
Материальные стимулы
- организация бесплатных обедов внутри компании
- предоставление беспроцентной ссуды на покупку квартиры или дорогостоящих товаров. Работник оценит тот факт, что компания предоставляет ему средства в долг на выгодных для него условиях, не пытаясь нажиться на нем, а именно проявляя заботу.
- организация тренингов и семинаров для повышения квалификации сотрудников
- улучшение условий труда (современные компьютеры, удобные кресла, новый принтер)
- абонементы в фитнес-центры, боулинг клубы, иные места, которые любит посещать конкретный сотрудник. Здесь очень важен индивидуальный подход. Например, если ваш работник любит футбол, то посещение концертной филармонии вряд ли станет для него таким же хорошим стимулом, как, например, билет на Чемпионат Европы по футболу.
- организация медицинского обслуживания (страховка). Работник должен знать, что вы не бросите его и позаботитесь о нем в трудную минуту
- оплата туристических путевок работникам и членам их семей. Только не стоит выбирать самую дешевую гостиницу или пытаться еще как-то сэкономить в ущерб комфорту. В этом случае сотрудник вряд ли воспримет это как серьезный стимул и отправится отдыхать в другое место за свои деньги.
- безвозмездная материальная помощь в случае свадьбы или рождения ребенка
- предоставление служебного транспорта или проездного билета, оплата мобильного телефона
- подарки на день рождения и крупные праздники (23 февраля или 8 марта, Новый год) Будет здорово, если именинника от лица компании поздравит один из топ-менеджеров.
Не менее важны и
непосредственно денежные выплаты,
приуроченные к тому или иному
поводу. Например, бонусы за перевыполнение
плана или процент с продаж.
В какой-то степени, последняя
мера даже эффективнее, ведь
здесь сотруднику не ставится
предел в его заработке, а полученная в
итоге сумма зависит только от его способностей
и таланта. Некоторые компании выплачивают
премии за «выслугу лет», поощряя своих
опытных работников, а также премии за
новые идеи (например, бухгалтерам за легальные
схемы сокращения налоговых сборов, редакторам
или журналистам – за идею создания новой
рубрики и так далее). Не будут лишними
награждения лучших работников по окончанию
отчетного периода, например, квартала.
Соревновательный аспект - очень неплохой
стимул для амбициозных людей, желающих
быть первыми и в чем-то превосходить остальных.
Нематериальные стимулы
- Прежде всего, это элементарные комплименты сотрудникам за их работу. Обычные слова вроде «спасибо» или «вы блестяще справились с этой задачей» способны окрылить любого работника. Не стоит избегать и публичных поощрений. Так, например, в компании Уолта Диснея на центральной улице парка Диснейленд окна кафе посвящают наиболее ценным работникам.
- Разработка и внедрение корпоративных правил компании (миссия, философия, корпоративная культура). Многие сотрудники зачастую находятся в неведении, относительно того, чем занимается соседний отдел, недостаточно хорошо знакомы с продукцией компании. В особенности это касается больших корпораций. Чтобы исправить ситуацию, нужно раздать всем своеобразные памятки о продукции – ее предназначение, основные сегменты рынка сбыта. Туда необходимо включить информацию о миссии компании, ее плюсах, перспективах, сведения о различных отделах, их целях и задачах.
- Регулярное информирование о достижениях компании и сведения о сотрудниках посредством корпоративной газеты. Рубрики корпоративной газеты могут быть самые разные: «Колонка гендиректора», «Наши новости», «Наши новые продукты», «Наши новые сотрудники», «Наши поздравления», «Звездные клиенты». Можно сделать рубрику "Один день из жизни", в которой сотрудники разных отделов описывают, буквально по минутам, как проходит их рабочий день, с какими ситуациями они сталкиваются, какие вопросы решают. Подобная газета поможет превратить коллектив в большую семью и поспособствует объединению коллектива.
- Формирование чувства причастности сотрудников к общему делу. Каждый сотрудник должен ощущать себя важной и неотъемлемой частью компании, в связи с чем необходимо привлекать всех сотрудников к решению общих задач, ведь абсолютно у любого человека может родиться интересная идея, способная принести успех. Каждый месяц можно выносить на обсуждения вопросы общего характера. Например, как увеличить клиентскую базу компании, улучшить ее работу и производительность? Лучшие идеи достойны специального приза и упоминания в корпоративном издании. Кстати, в большинстве западных компаний на стенах висят плакаты с выдающимися сотрудниками компании и их высказываниями. Это очень поднимает корпоративный дух.
- Льготы, связанные с графиком работы . Прежде всего - это оплата нерабочего времени сотрудника (праздничные дни и отпуск, перерывы на обед). Некоторые компании предоставляют льготы отдельным категориям своих работников - студентам, пенсионерам, молодым матерям, которые трудятся неполную рабочую неделю, либо по гибкому графику.
- Корпоративные праздники (день компании, совместное празднование Нового года, важные события в жизни компании). Подобные мероприятия заряжают всех сотрудников энергией, помогают преодолеть недопонимание между ними и забыть о проблемах. Будет очень неплохо устраивать праздники, на которые сотрудники могут прийти со своими семьями. Важно оформить подобное мероприятие соответствующим образом, чтобы было понятно – это праздник данной компании, а не любой другой.
- Скорейшая адаптация новых сотрудников (руководство для новичка). Желательно, чтобы с приходом нового сотрудника его сразу же ознакомили с корпоративными правилами, историей и достижениями компании, ее целями и задачами, а также возможностями и перспективами нового сотрудника в данной компании.
- Придутся кстати мелкие сувениры с логотипом компании – ручки, брелки, ежедневники и.т.п. Таким же целям может служить фирменная одежда, всевозможные шапки и кепочки.
- Борьба с негативными слухами и домыслами, которые рано или поздно появляются внутри коллектива. Например, со слухами о том, что в этом месяце произойдет задержка зарплаты или, что новый начальник отдела уволит всех старых работников и наберет новых. С этим нужно бороться - скажем, взять у нового начальника отдела интервью, и разместить его на страницах корпоративного издания.
Как мы видим, материальных и
нематериальных средств к стимулированию
персонала великое множество. Главное,
соблюдать при их использовании несколько
правил. Важно, чтобы они опирались на
цели компании и ее стратегию, были понятными
и объективными, были бы достижимыми и
отражали реальные потребности каждого
сотрудника. Нельзя, чтобы эти блага преподносились
сотрудникам, как подачка, равно, как и
нельзя строить свою мотивацию на обмане,
убеждать работников в правильности тех
идей, которые не разделяешь сам. Грамотно
построенная мотивационная система способна
принести реальные плоды, и если вы еще
сомневаетесь в ее надобности, задумайтесь
над тем, что в конечном итоге непосредственный
контакт с потребителем имеют именно ваши
сотрудники. А значит, именно от их настроения,
поведения и желания помочь своей компании
добиться успеха зависит, станет потенциальный
клиент именно вашим или предпочтет уйти
к конкурентам.