Методы управления персоналом. Организационная адаптация персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 05:19, реферат

Описание работы

Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как «методы кнута». Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов и по способам воздействия известны как «методы пряника». Социально-психологические методы исходят из мотивации и морального воздействия на людей и известны как «методы убеждения».

Содержание работы

1. Методы управления персоналом 3
1.1. Административные методы 4
1.2. Экономические методы 7
1.3. Социально-психологические методы 8
2. Организационная адаптация персонала 12
2.1. Сущность и цели адаптации 12
2.2. Содержание, структура и критерии трудовой адаптации 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Файлы: 1 файл

_Р Управление персоналом.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

   Методы  управления персоналом можно также  классифицировать по признаку принадлежности к функциям управления (нормирования, организации, планирования, координации, регулирования, мотивации, стимулирования, контроля, анализа, учета). Более подробная классификация МУП по признаку принадлежности к конкретной функции управления персоналом позволяет выстроить их в технологическую цепочку всего цикла работы с персоналом. По этому признаку выделяются методы: найма, отбора и приема персонала; деловой оценки персонала; социализации, профориентации и трудовой адаптации персонала; мотивации трудовой деятельности персонала; организации системы обучения персонала; управления конфликтами и стрессами, управления безопасностью персонала, организации труда персонала, управления деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала; высвобождения персонала.

 

  1. Организационная адаптация персонала
    1. Сущность  и цели адаптации

 

   Понятие адаптации. Адаптация означает включение  личности в новую для нее предметно-вещевую  и социальную среду. Когда человек  поступает на работу, он включается в систему внутриорганизационных  трудовых отношений, занимая в ней  одновременно несколько позиций. Поступая на предприятие, человек имеет определенные цели, потребности, ценности, нормы, установки поведения. В соответствии с ними работник предъявляет и требования к организации к условиям труда, к оплате, содержанию, возможностям роста, к социальной среде.

   В самом общем виде адаптация (лат. adapto приспособляю) процесс приспособления работника к условиям внешней  и внутренней среды. Термин "адаптация" чрезвычайно широк и применяется  в различных областях науки. В  социологии и психологии выделяют социальную и производственную (трудовую) адаптацию. В определенной мере эти два вида адаптации пересекаются друг с другом, но каждая из них имеет и самостоятельные сферы приложения: социальная деятельность не замыкается на производстве, а производственная - включает и технические, и биологические, и социальные аспекты.

   С позиции управления персоналом наибольший интерес представляет производственная адаптация. Именно она является инструментом в решении такой проблемы, как  формирование у нового рабочего требуемого уровня производительности и качества труда в более короткие сроки.

   Причины изменения условий трудовой деятельности многообразны: поступление на новое  место работы, переход в другое подразделение, на новую должность, внедрение новых форм организации  труда, его оплаты и т.д.

   Поэтому в условиях введения нового механизма  хозяйствования, перехода на хозрасчет, самофинансирования и самоокупаемости, что сопровождается значительным высвобождением и, следовательно, перераспределением рабочей силы, увеличением числа  работников, вынужденных либо осваивать новые профессии, либо менять свое рабочее место и коллектив, важность проблемы адаптации еще больше возрастает.

   Эта проблема в той или иной мере касается всех категорий работающих, но наиболее остро она стоит для молодых рабочих и молодых специалистов.

   Перемена  рабочего места предполагает не только изменение условий труда, смены  коллектива, но и часто связана  с изменением профессии, вида деятельности, что придает адаптации новый, более сложный характер, (Маслов)

   Когда человек поступает на работу он включается в систему внутриорганизационных отношений, занимая в ней одновременно несколько позиций. Каждой позиции соответствует совокупность требований, норм, правил поведения, определяющих социальную роль человека в коллективе как работника, коллеги, подчиненного, руководителя, члена коллективного органа управления, общественной организации и т. п. От человека, занимающего каждую из названных позиций, ожидается соответствующее ей поведение. Поступая на работу в ту или иную организацию, человек имеет определенные цели, потребности, нормы поведения. В соответствии с ними сотрудник предъявляет определенные требования к организации: к условиям труда и его мотивации.

   Процесс взаимного приспособления, или трудовой адаптации, сотрудника и организации  будет тем успешнее, чем в большей  степени нормы и ценности коллектива являются или становятся нормами  и ценностями отдельного сотрудника, чем быстрее и лучше он принимает, усваивает свои социальные роли в коллективе. (Кибанов)

   Процедуры адаптации персонала призваны облегчить  вхождение новых сотрудников  в жизнь организации. Практика показывает, что 90% людей, уволившихся с работы в течение первого года, приняли  это решение уже в первый день своего пребывания в новой организации. Как правило, новичок в организации сталкивается с большим количеством трудностей, основная масса которых порождается именно отсутствием информации о порядке работы, месте расположения, особенностях коллег и т.д. То есть специальная процедура введения нового сотрудника в организацию может способствовать снятию большего количества проблем, возникающих в начале работы. (Базаров)

   Принципиальными целями адаптации являются:

   1. уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат;

   2. снижение озабоченности и неопределенности  у новых работников;

   3. сокращение текучести рабочей  силы, так как если новички  чувствуют себя неуютно на новой работе и ненужными, то они могут отреагировать на это увольнением;

   4. экономия времени руководителя  и сотрудников, так как проводимая  по программе работа помогает  экономить время каждого из  них;

   5. развитие позитивного отношения  к работе, удовлетворенности работой. (Поршнев)

   Кроме того, способы включения новых  сотрудников в жизнь организации  могут существенно активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников и усилить их включенность в корпоративную культуру организации.

   Для руководителя же информация о том, как организован в его подразделении процесс адаптации новых работников, может многое сказать о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции. (Базаров)

    1.   Содержание, структура и критерии трудовой адаптации
 

   Организация предъявляет требования к образованию, квалификации, производительности, дисциплине, умению работать в коллективе, готовности положительно воспринимать имеющиеся  условия производства. В ходе взаимодействия работника и организации происходит их взаимное приспособление, протекает процесс адаптации.

   Принято выделять первичную и вторичную  адаптацию. Первичная происходит при  первоначальном вхождении молодого человека в настоящую трудовую деятельность. Вторичная происходит в двух случаях: при переходе работника на новое рабочее место, со сменой или без смены профессии, а также при существенных изменениях производственной среды, ее технических, экономических или социальных элементов.

   Трудовая  адаптация имеет сложную структуру. В ней выделяют психофизиологический, социально-психологический и профессиональный аспекты:

   1. Психофизическая адаптация - это  процесс освоения совокупности  всех условий, необходимых для  работника во время труда.

   2. Социально-психологическая адаптация  - это включение работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями.

   3. Профессиональная адаптация выражается  в определенном уровне овладения  профессиональными навыками и  умениями, в формировании некоторых  профессиональных качеств, в развитии положительного отношения работника к своей профессии.

   На  степень трудовой адаптации работников воздействуют различные факторы, связанные  с одной стороны с фактическим  состоянием элементов общественного  труда, а с другой стороны, с уровнем требований работающих к этим элементам.

   Факторы трудовой адаптации. Факторы трудовой адаптации – это условия, влияющие на течение, сроки, темпы и результат  этого процесса. Поскольку адаптация  – двусторонний процесс между  личностью и той производственной средой, в которую она включается, все факторы адаптации могут быть разделены на две группы: личностные и производственные.  

   Факторы трудовой адаптации

Личностные Производственные
Социально-демографические:

1. Стаж, возраст

2. Образование

3. Квалификация

4. Социальное  происхождение

1.Содержание  трудовой деятельности
2.Условия  труда и правила внутреннего  распорядка,

организация труда, руководство

Психологические:

5. Уровень  притязаний

6. Восприятие  самого себя

3.Возможности  повышения квалификации, участия в обсуждении принимаемых решений
Социологические: 4.Виды и способы передвижения на работу, продолжительность передвижения на работу
7. Степень  профессионального интереса 5.Заработная  плата
8. Степень  заинтересованности в собственном  заработке 6. Психологический  климат в коллективе
9. Наличие  установки на продолжение образования  
10.Знание  производственных перспектив  

   Цели  и этапы адаптации. Адаптация  — процесс активного приспособления человека к новой среде. Это означает, что происходят интенсивное знакомство сотрудника с деятельностью и организацией и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями новой корпоративной культуры. В управлении персоналом большое значение имеет и адаптация сотрудника при его выходе из организации. Этап вывода из должности не менее важен чем этап ввода в должность, но отработан гораздо хуже. Между тем, ясно, что количество сотрудников «входящих» в стабильной организации примерно совпадает с количеством сотрудников «выходящих». Поэтому существуют специальные мероприятия (place-making, out-placing) для того, чтобы снизить отрицательные последствия этого неизбежного процесса. Заметим, что проблемы возникающие у сотрудников при выводе из должности затрагивают не только их, го и других сотрудников. Фактически, одна из задач системы пожизненного найма практикуемая в Японии, Гарвардском университете, IBM и ряде преуспевающих компаний – демпфировать негативные последствия вывода персонала из должности. Но это дорогой способ решения проблемы.

   Процедуры адаптации персонала призваны все же облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Практика показывает, что 90% людей, уволившихся с работы в течение первого года, приняли это решение уже в первый день своего пребывания в новой организации. Как правило, новичок в организации сталкивается с большим количеством трудностей, основная масса которых порождается новой организационной культурой, отсутствием информации о порядке работы, месте расположения, особенностях коллег и т.д. И специальная процедура введения нового сотрудника в организацию может способствовать снятию большего количества проблем, возникающих в начале работы. Целесообразно выделить этот процесс среди других функций управления персонала возложив на конкретного, подготовленного сотрудника его контроль.

   Удачное включение новых сотрудников  в жизнь организации могут  существенно активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников  и усилить их включенность в корпоративную  культуру организации.

   Для руководителя информация о том, как  организован в его подразделении процесс адаптации новых работников, может многое сказать о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции.

   Условно процесс адаптации можно разделить  на четыре этапа.

   1. Оценка уровня подготовленности новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других компаний, период его адаптации будет минимальным. Однако следует помнить, что даже в этих случаях в организации возможны не привычные для него варианты решения уже известных ему задач. Поскольку организационная структура зависит от ряда параметров, таких, как технология деятельности, внешняя инфраструктура и персонал, новичок неизбежно попадает в какой-то степени в не знакомую ему ситуацию. Адаптация должна предполагать как знакомство с производственными особенностями организации, так и включение в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, корпоративными особенностями коммуникации, правилами поведения и т. д.

Информация о работе Методы управления персоналом. Организационная адаптация персонала