Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 14:52, курсовая работа
Цели исследования состоят в изучении форм и методов создания организационных знаний.
В соответствии с поставленными целями решались следующие основные задачи:
- дать понятие организационных знаний;
- рассмотреть методы управления знаниями.
Когда знание распределено по организации, оно становиться совокупным (общим). Оно отражается в процессах, продуктах, услугах компании.
Знание не материально, но измеримо. Индивидуальное знание - часть конкретного человека. Организационное знание также нематериально. Оно определяет организацию и отражает организационную культуру. Управление знаниями сконцентрировано на организационных «знаю-как», «знаю-что» через процессы создания, классификации, хранения, распределения и применения. Это означает идентификацию и использование организационного знания через опыт и компетенции.
В настоящее время имеются три школы управления знаниями. Одна школа считает, что управление знаниями - это, прежде всего, проблема информационных технологий. Необходимо создавать компьютерные сети и использовать программное обеспечение для работы групп (GroupWare). Если вы строите компьютерные сети, добавляете средства коммуникаций, обеспечивающие сотрудничество в группах, - люди будут более охотно делиться информацией и знаниями.
Вторая школа предполагает, что управление знаниями это скорее проблема организационной культуры и организации командной работы. Сильная, позитивная организационная культура ориентирована на продвижение обучения, развития, распределения навыков, ресурсов и знаний.
Третья школа продвигает развитие процессов организационного ноу-хау. Данные процессы не очень нуждаются в использовании информационных технологий.
Определение управления знаниями с точки зрения данной школы представляется так: «Идентификация и использование формального и неформального знания в рамках процессов, людей, продуктов и услуг».
Существует много методов и технологий, используемых в настоящее время для управления знаниями. Некоторые организации ориентированы, главным образом на то, чтобы управлять формальным знанием, другие пытаются аккумулировать неявное знание с помощью экспертных систем и систем искусственного интеллекта. Системы управления знаниями основанные на экспертных системах и дедуктивных базах данных позволяют пользователям находить приемлемые решения проблем. Этот подход позволяет фирмам получать знания, отбирая его у экспертов.
Ограничения по использованию данного подхода связаны с необходимостью преодоления культурных барьеров, отказов в предоставлении информации и относительно высоких затрат.
Совместные системы гипертекста хороши для неформального знания и соединения идей без определения статусов участников коммуникаций. Данный метод используется для документирования обсуждений и создания связанных документов по решению какой-либо специфической проблемы. Позднее цепочка рассуждений и различные точки зрения могут быть восстановлены и применены к решению похожей проблемы. Такая система, состоящая из программного обеспечения и базы данных, захватывает и кодифицирует неявное знание.
Интеллектуальные средства применяются, чтобы предвидеть потребности пользователей и отбирать новые знания в существующих базах знаний.
Инструменты сотрудничества, такие как GroupWare полезны для облегчения встреч проектных команд, особенно, когда их участники находятся в разных местах и физически не могут собраться вместе.
Наиболее важные и часто используемые информационные технологии управления знаниями приведены в таблице 1.1
Таблица 1.1
Методы информационных технологий для управления знаниями
Категория |
Метод |
Автоматизированные системы |
Инвестиции в ИТ |
Программное обеспечение и базы данных |
Гипертекстовые системы совместных
обсуждений |
Инструменты сотрудничества |
Системы общения |
Интеллектуальные инструменты |
Системы поддержки решений,
использующие нейронные сети |
Большинство методов управления знаниями используют компьютерные информационные технологии. Однако, это не обязательное условие для управления знаниями.
Организационным знанием можно эффективно управлять, используя традиционные управленческие методы, такие как межфункциональные проектные команды. Формальные обучающие (mentoring) программы позволят высокопоставленным служащим поделиться опытом со служащими среднего и низшего звена.
Таблица 1.2
Технологические / нетехнологические методы управления знаниями.
Категория |
Метод |
Нетехнологические методы |
Формальные механизмы обмена
информацией. |
Методы, сочетающие технологический и нетехнологический подход |
Системы управления проектами |
Некоторые методы, такие как системы управления, проектами и системы поддержания взаимоотношений с поставщиками/покупателями используют как IT-технологии, так другие некомпьютерные технологии. Все эти методы приведены в таблице 1.2.
Итак, для своевременного принятия адекватных решений в условиях быстро меняющегося рынка, важно уметь пользоваться огромным багажом знаний, которым располагает практически любая современная компания. Однако не во всех компаниях внедрена методика управления знаниями, без которой невозможно эффективное использование информации, рассредоточенной в головах сотрудников, базах данных, хранилищах документов, сообщениях электронной почты, отчетах о продажах, данных о клиентах, партнерах и конкурентах организации.
Таким образом, организационные знания - распределенный набор способностей, принципов, фактов, навыков, политик и правил, которые обеспечивают процессы принятия решений, поведение и действия в организации. Организационное знание развивается на основе знаний каждого сотрудника в этой организации.
Организационные знания существуют в двух формах - явные знания (документы, патенты, отчеты, видео и аудио материалы, схемы, рисунки и т.п., и в этой форме может рассматриваться как информация) и неявные знания (знания, находящиеся в головах сотрудников, которые трудно или невозможно представить в явной форме)
Явные знания все в большей степени выделяются как на практике, так и в литературе, как средство, используемое для управления организационным знанием. Средства поддержки групповой работы, интернет, хранилища знаний, управление базами данных, сети знаний позволяют распространять организационные знания. Эти средства позволят удержать знания в компании в случае ухода специалиста, также они способствуют обучению и развитию сообществ по интересам, образующихся поверх различного рода функциональных границ.
Неявные знания обычно описывают как:
- подсознательно применяемые или используемые.
- трудные для артикуляции.
- получаемые и развиваемые в непосредственных действиях и опыте.
- распространяемые через общение, наставничество, на примерах и т.п.
Исследования неявных знаний служат подтверждением предположения о том, что главное, что делает человека успешным в его работе - это скрытые знания. Скрытые знания трудно определить научным образом, но их исследования лежат в области, близкой к антропологии. Результаты этих исследований показывают, что социальные, культурные, коммуникационные и структурные факторы, а также технологические (поддерживающие технологию), этические и моральные, образовательные и общественно-политические факторы имеют существенную значимость в обсуждении управления знаниями. Для поддержки процессов управления знаниями необходимость организационных изменений становится очевидной, но организационные изменения невозможны без изменения организационной культуры и социальных отношений. Компании могут столкнуться с организационными препятствиями и информационными задержками, тормозящими процесс изменений. Кроме того, многие сотрудники и компании работают в условиях информационной перегрузки. Программа управления организационными знаниями должна учитывать все факторы.
Список использованной литературы
1.Лабоцкий В.В. Управление знаниями (технологии, методы и средства представления, извлечения и измерения знаний): / В.В. Лабоцкий - Мн.: Совр. шк., 2006.-392 c.
2. Горфинкель В.Я. Коммуникации и корпоративное управление: учеб.пос./ В.С.Торопцов, В.А.Швандар - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-127 c.
3. Антонов В.Г. Корпоративное управление: учеб.пос./ В.Г.Антонов, В.В.Крылов и др.-М.: ИНФРА-М, 2006.-288 c.
4. Хорошилов А.В. Управление информационными ресурсами: учебник / А.В. Хорошилов С.Н., Селетков Н.В., Днепровская; под ред. А.В. Хорошилова. – М.: Финансы и статистика,2006. – 272 с.
5.Петрухин В.С. Менеджмент XXI века: пропедевтика, теория, практика высшей производительности труда (руководство для бизнеса). – М.: ЗАО Издательский центр «Зеркало», 1998.
6. Робертс-Уитт Сара Л. Системы управления знаниями: все знания – на службу фирме. // PC Magazine. – 2000. – № 10.
7.Система управления знаниями изменила лицо бизнеса. // Комерсант – 25.05.2001.
8. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб:1999, Питер. – 416 с.
9. Управление знаниями в корпорациях: Учебное пособие / Под ред. доктора эконом.наук, проф. Б.З. Мильнера. – М.: Дело, 2006. – 304 с.