Методы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение методов управления. И то как они взаимодействуют друг с другом.
Объектом исследования курсовой работы являются методы управления.
Предметом исследования курсовой работы являются способы организационно – административных методов воздействия.

Файлы: 1 файл

Курсовая мен-нт Методы упр-ния.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

     В целом административные методы руководства  существуют в форме организационного и распорядительного воздействия. Административное воздействие включает в себя следующие компоненты: виды и типы воздействия, адресат, постановка задания и определение критерия его выполнения, установление ответственности, инструктаж подчиненных и т.д.

     В организации эти методы служат средством  прямого воздействия на процесс  производства и труд работников, что  позволяет координировать выполнение ими отдельных функций или решение общей задачи. Это создает благоприятные условия для существования и развития управляемой системы, оказывает целенаправленное воздействие на объект управления. К характерным особенностям прямого воздействия относится непосредственная связь руководителя и подчиненного. 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Экономические методы управления 
 

    Экономические методы управления представляют совокупность способов воздействия на экономические  интересы объекта управления, основанных на сознательном использовании требований экономических законов. Эти методы можно подразделить на две группы:

  1. методы используемые федеральными, региональными и муниципальными организациями;
  2. методы используемые предприятиями (организациями).

     К первой группе относятся налоговые  системы и кредитно-финансовые механизмы страны и региона, т.е. экономические факторы внешней среды предприятия.

     Вторую  группу составляют:

  1. система материального поощрения работников;
  2. система ответственности за качество и эффективность работы;
  3. экономические нормативы функционирования организации (фондовооруженность и производительность труда, нормы рентабельности по видам продукции и т.д.), которые разрабатываются на основе маркетинговых исследований, анализа основных показателей качества продукции, уровня производства и включаются в бизнес план;
  4. коммерческий расчет

     Важнейшим экономическим методом управления является стимулирование персонала, направленное на повышение качества и эффективность  работы каждого и осуществляемое путем использования инструментов мотивации и оптимизации ради гармонии отношений личности и общества. К современным формам экономического стимулирования относят:

  1. формирование системы заработной платы в зависимости от количества и качества труда;
  2. бонусы в виде дополнительных вознаграждений, премий, надбавок к основной заработной плате;
  3. участие работника в распределении прибыли организации;
  4. предоставление работнику льгот и привилегий в виде формирования пенсионного фонда, обеспечения безопасности работника, предоставления ему льгот в оплате транспортных услуг, аренды жилья и детских учреждений, в обучении, повышении квалификации, организации лечения и отдыха работника и членов его семьи, предоставление работнику льгот при приобретении продукции, выпускаемой организацией;
  5. предоставление работнику льготных кредитов;
  6. льготное страхование жизни работника и др.

     Наряду  с перечисленными формами стимулирования возможно применение системы штрафов  и порицаний, снижения или полного  снятия льгот.

     Важным  экономическим методом управления в масштабах предприятия, позволяющим  достичь прибыльности бизнеса, является коммерческий расчет. Этот метод ведения хозяйства (в нашей стране его называют хозяйственным расчетом) предусматривает сопоставление в денежной форме произведенных затрат и получения результатов хозяйственной деятельности и обеспечение прибыльности деятельности. В рамках коммерческого расчета используются такие экономические рычаги и инструменты, как политика в области ценообразования издержек производства и обращения, финансирования и кредитования, а также прибыли, фондоотдачи, рентабельности, заработной платы. Причем использование этих рычагов должно быть комплексным, т.е. охватывать все рычаги без исключения, и системным – охватывать весь объект управления по всей его иерархии.

     Существуют  различные способы и формы  использования таких экономических рычагов и инструментов. Так, политика ценообразования ориентирована на приспособлении структуры и уровня цен к требованиям и условиям рынка. В отношении издержек производства и обращения первостепенное значение придает снижению затрат на каждом этапе деятельности за счет совершенствования технологии производства, повышения качества продукции, улучшения материально-технического снабжения и форм хозяйственных связей между предприятиями, повышения производительности труда, экономии на затратах труда, а также на транспортных, экспедиторских административных и других расходах.

     Политика  в области финансирования и кредитования предусматривает определение источников финансирования и распределение  средств по важнейшим отделениям и дочерним компаниям на определенный период, размещение средств между отдельными подразделениями с целью получения устойчивой прибыли в масштабе всей фирмы, обеспечение лучших условий получения займов и кредитования. 

     1.4. Социально — психологические методы управления 
 

    Социально-психологические  методы управления направлены на управление социально-психологическими процессами в коллективе для достижения поставленной цели при условии сохранения здоровья работников и хорошего морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных актов.

     Объектами управления социально-психологическими процессами являются:

  1. личностные характеристики работников, а так же психические и психофизиологические особенности;
  2. способы организации труда и рабочих мест;
  3. система подбора, расстановки, подготовки и переподготовки кадров;
  4. информационное обеспечение и его использование;
  5. система стимулирования работников;
  6. морально-психологический климат в коллективе;
  7. социально-бытовые условия работников
 
 
 

     Управление  социально-психологическими процессами включает:

  1. разработку норм и нормативов социально-психологических процессов;
  2. анализ, учет и контроль выполнения норм и нормативов социально-психологических процессов;
  3. разработку мероприятий по нормализации и оздоровлению протекания социально-психологических процессов;
  4. организацию и контроль за выполнением разработанных мероприятий;
  5. регулирование социально-психологических процессов.

     Важное  значение в обеспечении высокой  эффективности работы коллектива имеет создание и сохранение в нем благоприятного морально-психологического климата. Важнейшими признаками его на предприятии, в организации являются:

  1. настроение в коллективе (его жизнерадостность, оптимизм);
  2. доброжелательность и объективность оценки работы исполнителей;
  3. творческая атмосфера в коллективе;
  4. согласие и единство действий в коллективе;
  5. доверительность, непринужденность отношений между членами коллектива;
  6. эмоциональная включенность и взаимопомощь членов коллектива
  7. отсутствие давления руководителей на подчиненных;
  8. достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел;
  9. принятием каждым членом коллектива на себя ответственности за положение дел в организации;
  10. удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
  11. доброжелательная и деловая критика;
  12. свободное выражение мнения при обсуждении вопросов;
  13. отсутствие в коллектив затянувшихся, дисфункциональных конфликтов;
  14. высокая степень взаимопомощи

     Для обеспечения благоприятного морально-психологического климата в коллективе требуются  специальные знания и умение руководителей. В качестве специальных мер следует использовать: научно обоснованный подбор кадров, обучение и периодическую аттестацию менеджеров, формирование трудовых коллективов с учетом психологической совместимости работников, социально-психологические методы, способствующие выработке у членов коллектива навыков взаимопонимания и взаимодействия, соответствующий стиль руководства.

     Важный  блок методов управления трудовым коллективом  социального характера составляет так называемый социальный пакет.

     Социальный  пакет – это дополнительные прямые и непрямые (косвенные) выгоды, преимущественно  материального характера, которые  работодатель предоставляет своему сотруднику.

     Исходя  из вышеизложенного, можно сделать  вывод, что метод управления – это отражение механизма (способа, приема, формы) управленческой деятельности, которая направлена на создание правил и (или) условий надлежащего исполнения поставленных задач в соответствии с принципами управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.    Способы организационно – административных методов

 
 
 

     Методы  управления – это способы осуществления  управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством. Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.

     Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим  на определённом уровне управления, а  также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления. Различают пять основных способов административного воздействия: организационные воздействия, распорядительные воздействия, материальная ответственность и взыскания, дисциплинарная ответственность и взыскания, административная ответственность. 

     2.1. Организационное воздействие как способ управления 

     Организационные воздействия основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных  документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия. К ним относятся устав предприятия или организации, коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом, правила внутреннего трудового распорядка, организационная структура управления, штатное расписание предприятия, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции сотрудников и организация рабочих мест. Эти документы (кроме устава) могут оформляться в виде стандартов предприятия и обязательно вводятся в действие приказом руководителя предприятия. Эти документы обязательны для всех сотрудников, и их несоблюдение влечёт за собой применение дисциплинарных взысканий.

     Указания  и инструкции являются локальным  видом организационного воздействия  и чаще всего направлены на оперативное  регулирование управленческого  процесса в короткие сроки и для ограниченного числа сотрудников. Если указания или инструкции даются в устной форме, то они нуждаются в чётком контроле исполнения или должны быть основой высокого доверия в схеме отношений «руководитель-подчинённый».  Инструктирование и координация работы – это методы руководства, основанные на передаче подчинённому правил выполнения трудовых операций.

     Наставление – метод однократного применения со стороны руководителя, когда он пытается, аргументировано объяснить  целесообразность трудового задания для подчинённого. В случае отказа подчинённого повторная попытка нецелесообразна, т.к. приведёт к потере авторитета руководителя. 

     2.2. Распорядительное воздействие как способ управления 

     На  предприятии, где имеет место  высокий уровень организационных воздействий, доведённых до стандарта предприятия и регламентов управления, и высокая трудовая и исполнительская дисциплина, значительно снижается надобность в применении распорядительных воздействий. Те предприятия, которые не довели воздействия до стандартов и регламентов, нуждаются в постоянном оперативном распорядительном воздействии, и на них, предположительно, будут хуже конечные результаты производства. С другой стороны, реализация организационных воздействий в значительной степени зависит от менталитета работников, их желания неукоснительно соблюдать «писаные инструкции» и работать по правилам, утверждённым администрацией.

Информация о работе Методы управления