Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 20:49, реферат
Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее. Наблюдающаяся в последние десятилетия интенсификация процессов миграции выражается как в количественных показателях, так и в качественных: изменяются формы и направления передвижения трудовых потоков.
Введение_________________________________________________________3
1. Сущность международной миграции рабочей силы и её причины____6
2. Виды международной миграции рабочей силы___________________10
3. Масштабы международной миграции___________________________15
4. Основные направления миграции______________________________19
5. Экономические последствия международной миграции____________24
Заключение______________________________________________________27
Список использованной литературы_________________________________30
Среди центров притяжения мигрирующей рабочей силы самым значительным, существующим уже по крайней мере три столетия, является Северная Америка (США и Канада). По данным американской статистики, на протяжении 90-х гг. в США ежегодно въезжало более 1 млн иммигрантов при официально установленной квоте 675 тыс., из которых 140 тыс. чел. приходится на трудовую миграцию. Другим "магнитом" для мигрантов выступают страны Европейского Союза. На их долю приходится более четверти всего совокупного оборота иностранной рабочей силы. Лидеры в этом регионе – Франция (8% иностранцев в населении страны) и Германия (7,5%). Кроме них, в Западной Европе крупными принимающими государствами являются Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Австрия. Третьим мировым центром трудовой миграции считается Австралия, правительство которой крайне обеспокоено низкой плотностью населения на подавляющем большинстве территории страны, а также возрастанием в его структуре доли китайского этноса. Отсюда провозглашенный Канберрой комплекс мер по стимулированию переселения в эту страну-континент представителей белой расы, преимущественно женщин в фертильном возрасте (т. е. способных создавать семью и иметь детей).
Наконец, следует упомянуть и о таком важном центре миграции, как Израиль, который прилагает усилия по возвращению на историческую родину всех евреев с целью выживания в иноязычной и часто враждебной этно-религиозной среде арабского мира. И хотя миграция евреев на "Землю обетованную" носит в целом политическую мотивацию, экономический аспект в ней также присутствует, о чем свидетельствует высокая интенсивность потока мигрантов в Израиль из стран с худшим уровнем жизни.
За последние два десятилетия появились новые региональные центры притяжения мигрантов. Среди них выделяются страны Персидского залива (Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты) и новые индустриальные страны в Латинской Америке (Аргентина, Бразилия, Мексика) и Азии (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Тайвань). На Африканском континенте "полюсом" притяжения мигрантов стала ЮАР, а на пространстве СНГ – Россия. При этом наша страна выступает экспортером рабочей силы для "дальнего зарубежья" (среднегодовые темпы трудовой эмиграции – 10 тыс. чел.) и одновременно ее импортером из государств Содружества – особенно Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана (среднегодовые темпы трудовой иммиграции – 300-500 тыс. чел.).
Итак, выделим следующие страны и регионы, являющиеся точками притяжения мигрантов из других стран:
• США, Канада и Австралия. Будучи наиболее экономически развитой страной современного мира, США являются основным направлением миграции как низко квалифицированной, так и высококвалифицированной рабочей силы. Каждый год туда приезжает больше иммигрантов, чем во все остальные страны, вместе взятые. Основные потоки низко квалифицированной рабочей силы направляются в США из близлежащих латиноамериканских стран – Мексики, стран Карибского бассейна Высококвалифицированные работники иммигрируют в США практически из всех стран мира, включая Западную Европу, Латинскую Америку, Россию, Индию и т.д. Приток иммигрантов в США и Канаду к середине 90-х годов оценивается в 900 тыс. человек в год. В США легально иммигрируют 740 тыс. человек в год и эмигрируют 160 тыс. человек. Чистая иммиграция (миграционное сальдо) составляет 580 тыс.
• Западная Европа. Наиболее развитые западноевропейские страны, и, прежде всего страны, входящие в Европейский союз, притягивают рабочую силу из менее развитых западноевропейских стран (Португалии, Мальты, Испании), арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока, стран Африки к югу от Сахары, восточноевропейских стран и республик бывшего СССР. Миграции работников из африканских стран – бывших колоний западноевропейских государств способствуют общность языка, исторически сложившиеся традиционные торговые и иные связи. Притоки иммигрантов в Западную Европу в середине 90-х годов оценивались на уровне. 180 тыс. человек в год. Более того, в рамках западноевропейской интеграции создан и развивается общий рынок рабочей силы, предполагающий свободу перемещения работников между странами Европейского союза и унификацию трудового законодательства.
• Ближний Восток. Нефтедобывающие страны этого региона привлекают дешевую иностранную рабочую силу на тяжелые низкооплачиваемые работы. Рабочие приезжают в основном из соседних арабских стран, а также из Индии, Пакистана, Бангладеш, Кореи, Филиппин. Более половины рабочей силы Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, Бахрейна, Кувейта и Омана составляют иностранные рабочие.
• Другие развивающиеся страны. Новый феномен 90-х годов – интенсификация трудовой миграции среди самих развивающихся стран. Обычно потоки работников направляются в те страны, которые быстрее продвигаются по пути экономических реформ. Так, в Латинской Америке сезонные рабочие и рабочие на сборочные предприятия направляются в Аргентину и Мексику. В Африке к югу от Сахары на Берег Слоновой Кости, Нигерию и ЮАР приходится более половины притока всех иммигрантов. В результате войны в Персидском заливе в 1991 году около 1 млн. египтян покинули Ирак, 800 тыс. йеменцев уехали из Саудовской Аравии и около 500 тыс. палестинских и иорданских рабочих покинули Кувейт, куда на их место приехали рабочие из Индии и Египта.
• Новые индустриальные страны. В связи с бурным развитием этих государств Юго-Восточной Азии туда значительно увеличился приток иммигрантов, нанимающихся на временные работы. Особенно это заметно в случае Южной Кореи и Малайзии.
Практически все страны, в которые иммигрирует более 25 тыс. человек в год, – высокоразвитые государства с ВНП более 6900 долл. на душу населения. Источник эмиграции – развивающиеся страны, главные из которых – Мексика и страны Азии.
5. Экономические последствия международной миграции
Система экономических связей, возникающих между государствами в связи с миграцией рабочей силы, сопровождается потоком товаров и капиталов, включая денежные переводы на родину иммигрантов, а также выплату субсидий и компенсаций странам, экспортирующим рабочую силу. Конкретный эффект для страны, принимающей рабочую, силу:
повышение конкурентоспособности ее товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы;
иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания;
при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку;
иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы, так как они первыми могут быть уволены;
иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации разного рода социальных программ.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) утверждает, что иммигранты улучшают демографическую картину развитых стран, страдающих старением. Во Франции, Германии, Швеции 10% всех новорожденных появляются в семьях переселенцев, в Швейцарии - 24%, а в Люксембурге - почти 38%. Вместе с тем, хотя общий темп старения в государстве замедляется, на соотношение рождаемости и смертности у коренных жителей эта статистика не влияет никоим образом.
Нельзя не сказать и о некоторых отрицательных моментах, связанных с импортом рабочей силы. К ним следует отнести возникновение элементов социальной напряженности в обществе (при занятии тех рабочих мест, на которые претендуют местные работники), межнациональная неприязнь и др.
Рассмотрим влияние миграции рабочей силы на страны-импортеры. Принимающие иностранную рабочую силу страны используют ее как фактор развития своих производительных сил. На практике существует несколько явлений, подтверждающих это положение. В трудоемких отраслях и тех видах производств, которые не пользуются спросом у местного населения, иммигранты способствуют преодолению «узких мест» и обеспечивают нормальный процесс обобществленного производства. Так, в конце 80-х годов иностранные рабочие составили в Западной Европе от 5 до 25% всех работающих по найму. В некоторых отраслях удельный вес иммигрантов еще более велик. Например, в настоящее время иностранные рабочие составляют во Франции 33% занятых в автомобилестроении, в Швейцарии 40% всех строительных рабочих, в Бельгии 50% шахтеров и т.д. Зачастую при длительном использовании иностранных рабочих зависимость от их труда в отдельных государствах становится настолько велика, что без привлечения новых иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых отраслей национальной экономики строительства, угольной промышленности, сферы услуг и т.д. Иммигранты позволяют промышленно развитым странам в период относительно высоких темпов экономического роста с меньшими затратами провести перемещение трудовых ресурсов и сгладить диспропорцию в их распределении между странами и отраслями производства, подвергшимся значительным структурным сдвигам в связи с НТР или процессом интеграции. Перелив национальной рабочей силы в наиболее динамичные сектора экономики ведет к росту ее квалификации.
В результате развития процессов трудовой миграции во многих промышленно развитых странах складывается двойной рынок труда. На одном идет продажа национальной рабочей силы, а на другом иностранной. Население данной страны выполняет квалифицированную работу в промышленности и сфере услуг. Большинство же иммигрантов занятых на самых трудоемких и вредных для здоровья видах работ и имеют более продолжительную рабочую неделю, а заработную плату ниже, чем местные рабочие. Местные предприниматели выигрывают от импорта иностранной рабочей силы еще и потому, что это позволяет им в известной степени сдерживать темпы роста заработной платы своих рабочих. С одной стороны, наличие иммигрантов укрепляет позиции предпринимателя на переговорах с профсоюзами. С другой стороны, отсутствие дешевой рабочей силы из-за рубежа вынудило бы предпринимателей самих существенно поднять уровень заработной платы в трудоемких и «непривлекательных» отраслях и видах производств.
Развитие иммиграции позволяет странам-реэмигрантам экономить большие средства на подготовке кадров. К примеру, в результате «утечки мозгов» Соединенные Штаты сэкономили лишь в сфере образования и научной деятельности за последние 30 лет не менее 15 млрд. долл. США похищают умы у всех стран мира, в том числе и у развивающихся государств. В Соединенных Штатах учатся тысячи людей из Азии, Африки и Латинской Америки и многие из них остаются в этой стране. Политику ввоза иностранной рабочей силы в настоящее время поддерживают многие экономисты. Так, американский исследователь Дж. Саймон, опубликовавший в 1989 г. фундаментальный труд «Экономические последствия иммиграции», оценивает, безусловно, позитивно влияние международной миграции рабочей силы на мировую экономику в целом. Точно так характеризуют воздействие иммиграции на рост экономики США и 81% опрошенных экспертов, в разные годы занимавших руководящие посты в Американской экономической ассоциации.
Заключение
Миграция рабочей силы представляет
собой переселение
Количественные показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по статьям трудовых доходов (выплаты нерезидентам) и частных неоплаченных переводов, которые представляют собой оценочный денежный эквивалент имущества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих посылок товаров и денег на родину. Распределение положительного экономического эффекта, получаемого в результате миграции, происходит в форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на родину, в результате снижения издержек производства в странах, получающих денежные переводы. Развитые страны являются основным направлением иммиграции, а развивающиеся — источником эмиграции.
Государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции осуществляется через выплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание экономической помощи странам массовой эмиграции.
Подвижность населения и трудовых ресурсов – одна из важных особенностей современных международных экономически отношений. Страны-экспортеры и страны-импортеры трудовых ресурсов, международные организации по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования миграционных процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов.
Необходимо отметить, что международная миграция имеет некоторые отрицательные последствия. Для их нейтрализации и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких, директивных мер и необходимость косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств.
В России создана правовая и организационная база эмиграции и иммиграции трудовых ресурсов, разработана федеральная миграционная программа, заключены двусторонние соглашения с рядом стран по миграции населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирования России в мировое сообщество должна стать ратификация международных конвенций, регламентирующих процессы трудовой миграции.