Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 11:33, контрольная работа
В данной работе проанализированы особенности, сферы проявления межличностных конфликтов и типы конфликтных личностей.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что к проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники, словом все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей.
1.Введение. 3
2.Межличностный конфликт, особенности.4
3. Сферы проявления межличностного конфликта. 6
4.Типы конфликтных личностей. 12
5.Заключение .16
6.Список литературы. 17
.4. Существенной особенностью семейных конфликтов является и то, что они могут иметь тяжелые социальные последствия. Нередко они заканчиваются трагически. Очень часто приводят к различным заболеваниям членов семьи. Особенно тяжелые последствия семейные конфликты имеют для детей.
Кризисные периоды в развитии семьи. При анализе семейных конфликтов, особенно супружеских, важно учитывать кризисные периоды в развитии семьи. Первый кризисный период в развитии семьи наблюдается в первый год супружеской жизни. В этот период происходит адаптация супругов друг к другу. Вероятность разводов в этот период составляет до 30 % от общего числа браков. Второй кризисный период связан с появлением детей. Рождение ребенка для многих семей является серьезным испытанием. У супругов появляются новые нелегкие обязанности по уходу за ребенком, его воспитанию. В связи с этим у них существенно ограничиваются возможности для профессионального роста, для реализации своих интересов. Возможны столкновения взглядов супругов и их родителей по вопросам воспитания ребенка. В этот период усталость жены, связанная с уходом за ребенком, может привести к временной дисгармонии сексуальных отношений. Третий период кризиса семьи совпадает со средним супружеским возрастом (10-15 лет совместной жизни), который характеризуется насыщенностью друг другом, появлением дефицита чувств. Четвертый период кризиса семьи наступает после 18-24 лет супружеской жизни. Основная причина семейного кризиса в этот период связана с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу возможных измен мужа.
Типы конфликтных личностей
Опираясь на исследования отечественных психологов (Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк; В.П. Захаров, Ю.А. Симоненко), опишем 6 основных типов конфликтных личностей:
1) демонстративный тип:
1. Хочет быть в центре внимания.
2. Любит хорошо выглядеть в глазах других.
3. Его отношение к людям
4. Ему легко даются
5. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям.
6. Налицо поведение
7. Планирование своей
8. Не уходит от конфликтов, в
ситуации конфликтного
9. Часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковым.
2) ригидный тип: (слово "ригидный" означает негибкий, непластичный). Люди, принадлежащие к этому типу, отличаются честолюбием, завышенной самооценкой, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих. Поведение их отличается бесцеремонностью, переходящей в грубость. Этот тип личности подозрителен. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. Прямолинеен и негибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением.
Выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимается им как обида. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.
3) неуправляемый тип: люди, относящиеся к этой категории, отличаются импульсивностью, непродуманностью, непредсказуемостью поведения, отсутствием самоконтроля. Поведение - агрессивное, вызывающее.
Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других.
Не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта извлекает мало пользы на будущее.
4) сверхточный тип: предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми работает, кажется, что к ним придираются. Характеризуются повышенной тревожностью, проявляющейся, в частности, в подозрительности. Чрезмерно чувствителен к деталям, к оценкам со стороны окружающих, особенно руководителей.
Иногда вдруг порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т.п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях. Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.
5) бесконфликтный тип: неустойчив в оценках и мнениях, обладает легкой внушаемостью, внутренне противоречив. Характерна некоторая непоследовательность поведения. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Зависит от мнения окружающих, особенно лидеров. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.
6) Рационалист: расчетливые люди, готовые к конфликту в любой момент когда есть реальная возможность достичь через конфликт личных (карьеристских или меркантильных) целей. Долгое время могут исполнять роль беспрекословного подчиненного, например, до тех пор, пока не "закачается кресло" под начальником. Тут-то рационалист и проявит себя, первым предав руководителя.
Существуют «трудные» люди, то есть такие, общение с которыми оказывается сложным и чревато конфликтами для большинства сталкивающихся с ними. Психологическая литература, в том числе популярная, изобилует описаниями различных «вредных» типов личности.
В теории и практике конфликтологии известны и другие типы «трудных» личностей, которые создают проблемы в общении и провоцируют конфликтные ситуации. Например:
- «жалобщики» – ничего не делают для решения проблемы, не берут на себя ответственность, только сетуют на «обстоятельства» и трудности;
- «максималисты» – личности, которые не желают считаться с обстоятельствами и хотят «сразу все» и «прямо сейчас», следуя принципам «все или ничего», «сейчас или никогда»;
- «молчуны» - всегда спокойны, невозмутимы, немногословны, поэтому очень трудно понять, о чем они думают, чего хотят;
-« нерешительные» – лица, которые не могут принять какое-либо решение, так как боятся ответственности в случае ошибки.
Существуют многочисленные рекомендации, позволяющие преодолеть проблемы общения с подобными личностями. Среди них можно выделить главные:
- сохранять спокойствие и
- стремиться установить контакт со своим оппонентом;
- постараться соотнести его с одним из типов «трудных» личностей:
- учитывать возможность влияния на оценку собственных стереотипов;
- серьезно отнестись к
- держать ситуацию под
В любой ситуации необходимо, прежде всего, принимать действительность такой, какая она есть, предъявляя к себе и к партнерам по общению реалистические требования.
И в заключение необходимо отметить,
что если конфликтное взаимодействие
детерминировано сложившейся ситуацией
во взаимоотношениях партеров, то по крайней
мере у одного из них, если он обладает
достаточно развитыми способностями самоконтроля,
существует немало возможностей выйти
из конфликтной ситуации или же попытаться
разрешить ее. Здесь может быть несколько
вариантов возможных действий:
1) выйти из конфликтной ситуации, избежать
столкновения интересов, целей, позиций
и т.п., не настаивая на своем, но и не уступая
сопернику;
2) настоять на своем, пойдя при этом на
обострение взаимоотношений с партнером;
3) уступить другому, пренебречь какими-то,
не самыми главными своими интересами;
4) пойти на компромисс с соперником, уступив
в чем-то в обмен на уступки с другой, стороны;
5) попытаться разрешить конфликтную ситуацию
поисками путей, удовлетворяющих пожелания,
интересы и стремления обеих сторон.
Разумеется, конкретно выбираемая линия
(стратегия) поведения в любом из возможных
вариантов взаимодействия с партнером
определяется не только личностными особенностями
втянутых в конфликтное взаимодействие
лиц, но и обстоятельствами конкретной
ситуации. Это взаимное наложение друг
на друга двух рядов детерминации конфликтной
ситуации - ситуационной и личностной
-приводит к тому, что каждое конфликтное
взаимодействие весьма своеобразно. Оно
всегда индивидуально, если не по обстоятельствам
своего возникновения и развертывания,
то, как минимум, по личностным особенностям
партнеров межличностного взаимодействия,
каждый из которых вносит в него нечто
свое, свойственное только ему. Поэтому
задача выхода из конфликта или его разрешения
каждый раз является новой и хотя бы в
небольшой мере (а иногда и в очень большой)-
творческой, требующей напряжения интеллектуальных
и эмоциональных ресурсов личности, оказавшейся
в конфликтной ситуации.
Но каким бы образом ни развивались события
в межличностном конфликте, общая для
всех ситуаций тенденция, связанная с
попытками разрешить конфликт состоит
в следующем: разрешение конфликта означает
устранение его причин. Но чтобы добиться
такого исхода, необходимо найти точки,
пути сближения с партнером (партнерами)
в понимании того, что существует единство
с ним в сфере главных интересов и задач.
Именно такой подход предполагает возможность
и создает предпосылки для дружественного
разрешения конфликта, чтобы в результате
не возникло разделения на "победителей"
и "побежденных", не зародились истоки
новой конфликтной ситуации.