Мировые школы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 09:00, курсовая работа

Описание работы

Ведение.
Менеджмент – это наука и практика управления в организации (на предприятии), на государственном, муниципальном и международном уровнях.
Менеджмент – наука межотраслевая. Она отражает объективно необходимые функции, характерные для управления во всех сферах человеческой деятельности и на всех уровнях – от конкретной организации до государства. Этим она отличается от таких отраслевых наук, как управление промышленностью, сельским хозяйством, торговлей, учитывающих специфику определенных сфер общественной деятельност

Файлы: 1 файл

Мировые школы.doc

— 49.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

КАМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 
 

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА 
 
 
 

КУРСОВАЯ   РАБОТА

По  дисциплине: «Менеджмент»

 

На  тему: «Мировые школы менеджмента» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                             Студент (ка) 2 курса

                                                                                               Группы __4210_____

                                                                                               № зач. книжки _____

                                                                                    Багаманова Л.М. 

                                                                                    Руководитель:  
 

Дата  защиты «___»_____________________2004 года 

Оценка  защиты «________________» ________________

                                                                (подпись руководителя) 
 
 

Набережные  Челны – 2004 год

 

Содержание. 

Введение 

Заключение

Список использованных источников литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ведение.

    Менеджмент  – это наука и практика управления в организации (на предприятии), на государственном, муниципальном и международном  уровнях.

    Менеджмент  – наука межотраслевая. Она отражает объективно необходимые функции, характерные для управления во всех сферах человеческой деятельности и на всех уровнях – от конкретной организации до государства. Этим она отличается от таких отраслевых наук, как управление промышленностью, сельским хозяйством, торговлей, учитывающих специфику определенных сфер общественной деятельности.

    История становления менеджмента в разных странах имеет свои особенности. Если, например, в США совершенствование  управления шло снизу вверх, то есть от хозяйствующих субъектов до государственных органов, то в России инициаторами реформ, преобразований управления различного характера являлись государственные органы, принимавшие решения, обязательные сверху донизу.

    Принято считать, что управление возникло еще  в первобытно-общинном строе, когда добывание пищи и защита от врагов требовали согласования деятельности людей.

    Зарождение  менеджмента относят к IX – VII тысячелетиям до н. э. В этот период произошел переход от присваивающей экономики (охота, рыболовство, сбор плодов и др.) к производству материальных благ. Уже в III тысячелетии до н.э. в Древнем Египте получило сильное развитие государственное управление, причем государство выступало и как политический орган, и как хозяйствующий субъект. В Греции Сократ в V-IV вв. до н.э. выделил управление в особую форму деятельности и выявил его универсальность.

    По  мере развития человеческого общества управление усложнялось. В период промышленной революции в Европе в XVIII-XIX вв. управленческий труд отделился от собственности, собственники стали нанимать особых людей и зародилась профессия менеджера. В начале XX в. Революционные преобразования в управлении способствовали формированию разделения труда менеджеров, введению норм и стандартов, должностных инструкций и ответственности. В последней четверти XX столетия управленческий труд вновь качественно изменился в результате появления возможности обрабатывать информацию с помощью электронно-вычислительной техники.

    Наука за рубежом.

    Самые первые исследования в области менеджмента  были сделаны классической школой.

    Первых  менеджеров в основном волновал вопрос эффективности производства (технический  подход). Свою деятельность они сосредотачивали на адаптации рабочих. В этих целях разрабатывался дизайн рабочих мест, изучались затраты времени на различные операции и т.д.

    Большинство исследователей того времени полагали, что менеджмент – это искусство. Такое понимание менеджмента  связано с тем, что не все работники  по своим параметрам подходят для  руководящей должности. Имеются  определенные черты характера и навыки, которые характерны для всех преуспевающих менеджеров. Поэтому многие исследователи приняли подход при изучении личности с точки зрения характера. То есть если установить черты характера, свойственные менеджеру, то можно найти людей, которые обладают такими качествами.

    Результаты  исследований показали, что определить параметры по чертам характера невозможно, что даже такая вещь, как ум, в  некоторых случаях может не иметь  в менеджменте первостепенного значения. В итоге не установлено, что концепция черт характеров просто не срабатывает. В связи с этим и возник вопрос: есть ли наука менеджмент?

    Первые  научные работы по менеджменту, обобщающие накопленный практический опыт управления, появились за рубежом в конце  XIX- начале XX в. Основателем научного менеджмента считается американский инженер Фредерик Тейлор (1856-1915). Тейлор возглавил движение научного управления, заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления.  

      Он впервые определил менеджмент как «организацию производства», разработал принципы научного управления, получившие название «тейлоризм». Ф. Тейлор сформулировал эти принципы на основе эмпирического анализа содержания трудовых операций, разработки стандартных движений, устранение лишних. Это позволило увеличить производительность труда, доходы фирмы и заработную плату рабочих. Ф. Тейлор впервые ввел в научный оборот понятие «человеческий фактор»; он придавал большое значение материальному стимулированию в управлении людьми. Важнейшими принципами его концепции управления являются организационная гармония, экономическая и психологическая целесообразность.

    Организационно-технологический  подход в менеджменте получил  дальнейшее развитие в труда Г. Ганнта, Ф. и Л. Гилбретов, Г. Эмерсона, Г. Форда.

    Ученик  Ф. Тейлора Г. Ганнт исследовал не отдельные движения и операции труда, а производственный процесс деятельности предприятия, систему плановых графиков и оперативное управление.

    Супруги Ф. и Л. Гилбреты в 20-х годах активно искали оптимальные способы выполнения любой работы. Ф. Гилбрет впервые применил фотоаппарат и кинокамеру для изучения движений работников, а Л. Гилбрет первой в США начала заниматься вопросами управления кадровым составом, его подбором, обучением и расстановкой.

    Основатель  американского автомобилестроения Генри Форд в первой половине XX в. разработал теорию управления, получившую название «фордизм», и успешно внедрял ее на практике. С точки зрения Г. Форда, основными условиями организации производства являются оперативное внедрение научно-технических новшеств, замена тяжелого ручного труда машинами, уют и чистота в цехах, высокое качество автомобилей, развитие системы их сервисного обслуживания. Целью промышленности Г. Форд считал не только удовлетворение потребителей, но и создание их путем установления высокой оплаты труда рабочих и снижение цен на продукцию.

    Выдающимся  представителем менеджмента первой четверти XX в. был французский инженер Анри Фойоль, автор «теории администрации». Согласно этой теории достижение эффективности производства возможно путем совершенствования не только рабочего места или цеха, а организации (предприятия) в целом. К важнейшим принципам, то есть основополагающим правилом управления, А. Файоль относил сочетание власти и ответственности, дисциплину, единство руководства, подчинение частных интересов общим, инициативу каждого, корпоративный дух и др. Именно А. Файоль разделил действия администрации на ряд операций, функций, которым отнес планирование, организацию, мотивацию (стимулирование труда), координацию и контроль. Он и представители административной школы считали управления процессом осуществления взаимосвязанных функций, выделяли управление как особый вид деятельности (менеджмент).

    В 30-50-е годы XX в. получила распространение неоклассическая школа, или школа человеческих отношений, научного менеджмента, к представителям которого относились немецкий психолог Г. Мюнстерберг, американцы М. Фоллет, Э. Мейо. Они считали, что  центр тяжести в управлении нужно перенести на отношения между людьми в процессе управления. Управление изучалось ими с помощью методов социологии и психологии, то есть наук о человеческом поведении. Согласно их теории, человек – главный объект внимания, поэтому предлагалось производить отбор кандидатов на основе тестирования, проверки совместимости будущих работников друг с другом, склонности к различным профессиям, а так же использовать психологическое воздействие для оптимизации их деятельности.

    В конце 50-х годов школа человеческих отношений превратилось в школу  «поведенческих» наук, или бихевиористскую (от английского слова «behaviour» - поведение) школу. Наиболее крупными ее представителями были Р. Лайкерт, Д. Макгрегор, А. Маслоу. Они считали, что эффективность управления в фирме нужно повышать не методами налаживания межличностных отношений, а воздействием на каждого человека в отдельности с помощью различных видов стимулирования. Работы представителей этой школы явились основой для относительно самостоятельной сферы менеджмента – «управление персоналом».

    Мировой экономический кризис 20-х начало 30-х годов усилил государственное  влияние в экономической и социальной сферах жизни общества. Активную позицию по выводу США из экономического кризиса занимал президент Ф. Рузвельт. Теоретически обосновал государственное вмешательство в экономику как объективное явление английский ученый Дж. Кейнс в конце 30-х годов. После второй мировой войны его идеи об экономической политике государства стали использовать правительства всех развитых стран. Государственное регулирование экономики происходит по двум направлениям:

    непосредственное  управление предприятиями, находящимися в государственной собственности;

    косвенное государственное регулирование  рыночной экономики через госбюджет, налоговую и таможенную политику, кредитно-денежную систему и др.


Информация о работе Мировые школы менеджмента