Мировые стандарты качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 18:37, контрольная работа

Описание работы

Глобализация экономики и развитие международных торговых и производственных связей повышают требования, предъявляемые потребителями к качеству продукции. Для подтверждения качества продукции, предлагаемой различными поставщиками, необходимо наличие международных стандартов качества и соответствующих им документов - сертификатов качества, признаваемых в разных странах мира. До середины 80-х годов такими стандартами являлись различные национальные и международные стандарты качества на товары и услуги. На рубеже десятилетия ситуация изменилась.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 115.09 Кб (Скачать файл)

Подтверждение технической  компетентности и независимости, а  также надзор за деятельностью ИЛ и ОС осуществляются через процедуры  аккредитации и инспекционных проверок, которые проводят специальные организации  – органы по аккредитации. Основная задача органов по аккредитации –  удостовериться в выполнении ИЛ и  ОС требований, предъявляемых к технической  компетентности и независимости. Эту  работу ведут эксперты по аттестации, привлекаемые на договорных началах  органом по аккредитации. По окончании  процедуры аккредитации выдается аттестат аккредитации или мотивированный отказ  в его выдаче. Координацию деятельности органов по аккредитации ведет Международная конференция по аккредитации лабораторий (ИЛАК).

Широкое распространение  за рубежом получила такая форма  удостоверения соответствия, как Декларация поставщика о соответствии. При этом не привлекается независимая организация, все испытания качества проводятся на испытательной базе изготовителя. Основная цель – заявление о том, что выпускаемая продукция соответствует определенным нормам. Обычно этот способ допускается для предприятий, уже доказавших свою способность стабильно выпускать качественную продукцию, имеющих сертифицированную систему качества и аккредитованные лаборатории. Степень доверия к такой декларации со стороны потребителя может подтверждаться периодическими инспекционными проверками независимой аккредитованной организацией.

Огромное значение в менеджменте  качества придается образовательному процессу и пропаганде философии  качества (см. § 18.4, направление 3). Головной организацией, объединяющей международную  деятельность в области качества, является Европейская организация качества (ЕОК), проводящая ежегодные конференции и семинары по проблемам качества. В рамках ЕОК разработана единая концепция образовательной деятельности в области качества. Согласно данной концепции предлагаются три степени квалификации:

•    эксперт-аудитор по качеству;

•    менеджер по качеству;

•    специалист по качеству.

Отдельными рекомендациями приняты единые требования к каждому  уровню квалификации и процедуры  подтверждения квалификации. Кроме  того, существует стандартEN 45013, определяющий требования к органу, производящему сертификацию персонала. Схема международной стандартизации в области качества представлена на рис. 18.5.

Рис. 18.5. Структура международных норм по качеству 

 

Существуют международные  стандарты качества. Наибольший интерес  представляет японский промышленный стандарт и стандарты ISO 9000.

Японский промышленный стандарт. В Японии разработана спецификация для TQM, которая опубликована как стандарт Z8101 -1981. В соответствии с этим стандартом эффективное внедрение контроля качества делает необходимым кооперацию всех сотрудников компании, вовлекая в этот процесс ее руководство, менеджеров, мастеров и рабочих во всех областях деятельности корпорации, таких, как анализ рынка, исследования и разработки, планирование продукта, подготовка производства, закупки, производство, инспектирование, сбыт, послепродажное обслуживание, финансовый контроль, управление персоналом, обучение и т. п.

Стандарты качества ISO 9000. Серия стандартов ISO 9000 - это ряд международных документов, разработанных техническим комитетом Международной организации по стандартизации (ISO) для гармонизации большого числа международных и национальных стандартов. Она устанавливает единые требования к качеству проектирования и производства продукции (услуг), а также сопутствующего сервиса. Серия стандартов ISO 9000 предназначена для сертификации систем у правления качеством компании {company quality system, CQS) Обычно система CQS определяется как организационная структура и менеджмент, реализующие ответственность, процедуры, процессы и ресурсыдлядостижения заданного уровня качества продукции и сопутствующего сервиса. Если система управления качеством компании удовлетворяет требованиям серии стандартов ISO 9000, то компания сертифицируется аккредитованным в странах — членах ISO регистратором, официально представляющим ISO, и регистрируется в Директорате ISO. Получение компанией сертификата SSO 9000 гарантирует ее потребителям качество продукции на уровне мировых стандартов.

Серия стандартов ISO 9000 состоит  из пяти групп документов:

  • ISO 9000 — Управление качеством. Утверждение стандартного качества: Руководящие правила для выбора и использования стандартов ISO 9001,ISO 9002,ISO 9003;
  • ISO 9001 — Система качества: Модель для утверждения качества в проектировании, подготовке производства, производстве, внедрении и сервисе:
  • ISO 9002 — Система количества: Модель для утверждения качества в производстве, интернешнл всервисе;
  • ISO 9003 — Система качества: Модель для утверждения качества в конечном контроле и тестировании;
  • ISO 9004 — Управление качеством: Руководящие правила для применения системы управления качеством компании и ее элементов.

Три группы документов (ISO 9001, ISO 9002 и ISO 9003) являются базовыми для  системы управления качеством любой  компании сферы материального производства и сервиса, имеющей сертификат ISO, и описывают модели достижения заданного  качества на всех этапах создания и  доведения товара (услуги) до конечного  потребителя. Две группы документов (ISO 9000, ISO 9004) являются руководствами  и содержат руководящие инструктивные  материалы:

ISO 9000 - по выбору модели  для утверждения качества, ISO 9004 -по  проектированию, внедрению и сертификации  системы управления качеством  компании. Процедура сертификации  включает четыре этапа.

  1. Обследование фирмы. Заключается в обследовании и анализе фирмы с точки зрения качества ее продукции и сопутствующего сервиса, соответствующей системы CQS, создании рабочей группы с участием представителя ISO; разработке рабочего плана.
  2. Проектирование системы управления качеством компании (CQS). Включает следующие шаги: выбор стандарта документации ISO (9001,9002 или 9003) и подготовку руководства по системе CQS; 
    проектирование новой системы CQS, отвечающей требованиям ISO; 
    детальное документирование новой системы CQS, в том числе учебник качества, генеральные процедуры контроля, оперативные инструкции персоналу и формы статистического контроля качества.
  3. Развертывание системы. Предполагает работу с персоналом в плане сертификации, обучение новым процедурам и инструкциям, апробацию новой системы CQS(v течение определенного времени), внешний и внутренний аудит, разработку практических приложений системы.
  4. Сертификация. Включает конечное обследование системы CQS, проводимое внутренними аудиторами (персонал высшего менеджмента фирмы); инспекцию, проводимую регистратором ISO;

выполнение возможных  корректировок системы CQS по замечаниям регистратора; получение сертификата ISO 9000 и регистрацию компании в  реестре сертифицированных компаний.

Серия стандартов качества ISO 9000 и концепция всеобщего управления качеством TQM дополняют друг друга, имея общую цель - максимальное удовлетворение запросов потребителя через качество товара и сопутствующего сервиса.


Информация о работе Мировые стандарты качества