Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 22:47, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является, рассмотрение методов и моделей принятия решений для более глубокого понимания его сути, а также возможности совершенствования данного процесса.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы принятия решений в менеджменте…………...5
2. Модели принятия решений ………...…………………….……………10
3. Методы принятия решений…………………………………………….18
4. Совершенствование процесса принятия решений в управлении……22
Заключение…………………………………………………….………….. .25
Список использованной литературы………………………………….......27
Имитация используется в ситуациях, слишком сложных для математических методов типа линейного программирования. Это может быть связано с чрезмерно большим числом переменных, трудностью математического анализа определенных зависимостей между переменными или высоким уровнем неопределенности.
Итак, имитация – это часто весьма практичный способ подстановки модели на место реальной системы или натурального прототипа. Эксперименты на реальных или прототипных системах стоят дорого и продолжаются долго, а релевантные переменные не всегда поддаются регулированию. Экспериментируя на модели системы, можно установить, как она будет реагировать на определенные изменения или события, в то время когда отсутствует возможность наблюдать эту систему в реальности. Если результаты экспериментирования с использованием имитационной модели свидетельствует о том, что модификация ведет к улучшению, руководитель может с большей уверенностью принимать решение об осуществлении изменения в реальной системе[2 с. 344]..
Экономический анализ очевидно наиболее распространенный метод – это тоже одна из форм построения модели. Экономический анализ вбирает в себя почти все методы оценки издержек и экономических выгод, а также относительной рентабельности деятельности предприятия. Типичная “экономическая” модель основана на анализе безубыточности, методе принятия решений с определением точки, в которой общий доход уравнивается с суммарными издержками, т.е. точки, в которой предприятие становится прибыльным.
Объем производства, обеспечивающий безубыточность, можно рассчитать почти по каждому виду продукции или услуге, если соответствующие издержки удается определить. Это может быть число сидений в самолете, которые должны быть заняты пассажирами, число посетителей в ресторане, объем сбыта нового типа автомобиля.
Процесс моделирования часто применяется при решении сложных проблем в управлении, так как позволяет избежать значительных трудностей и издержек при проведении экспериментов в реальной жизни. Основой моделирования является необходимость относительного упрощения реальной жизненной ситуации или события, вместе с тем это упрощение не должно нарушать основных закономерностей функционирования изучаемой системы.
3. Методы принятия решений
Метод (в широком смысле) - способ познания явлений природы и общественной жизни с целью построения и обоснования системы знаний. Метод (в узком смысле) - регулятивная норма или правило, определенный путь, способ, прием решений задачи теоретического, практического, познавательного, управленческого, житейского характера.
Метод принятия решений - способы, приемы принятия решений.
Методы принятия решений можно разбить на 3 группы:
- неформальные (эвристические) методы принятия решений.
- коллективные методы обсуждения и принятия решений
- количественные методы принятия решений.
Неформальные (эвристические) методы принятия решений. Управленческая практика свидетельствует о том, что при принятии и реализации решений определенная часть руководителей используют неформальные методы, которые основываются на аналитических способностях лиц, принимающих управленческие решения. Это совокупность логических приемов и методики выбора оптимальных решений руководителем путем теоретического сравнения альтернатив с учетом накопленного опыта.
В большей части неформальные методы базируются на интуиции менеджера. Их преимущество состоит в том, что принимаются они оперативно, недостаток - неформальные методы не гарантируют от выбора ошибочных (неэффективных) решений, поскольку интуиция иногда может подвести менеджера.
Эвристические методы основаны на логике, здравом смысле , при которых выявляется новая существенная информация. Они используют метод Сократа — извлекать скрытую в человеке информацию с помощью искусных наводящих вопросов. Основу эвристических методов составляет метод индукции, т.е. переход от частного к общему. При этом проблема разделяется на несколько относительно простых подпроблем. Для каждой подпроблемы формируются набор задач и набор соответствующих решений. Считается, что при успешном выполнении всех решений проблема будет разрешена в целом. Данные методы практически целиком относятся к искусству в управленческой деятельности. Эти методы эффективны, если руководитель смог так разделить проблему, что получившиеся подпроблемы являются типовыми (штатными) для конкретной компании и имеется типовая методика их реализации.
Разработка управленческих решений для нетиповых, обычно творческих задач — довольно трудное занятие. В управленческой практике таких задач встречается довольно много. Это связано с новыми условиями, в которые попадает человек или коллектив в производственной деятельности. Обычно такие задачи решаются постепенно путем обсуждения, концентрации идей, развития новых подходов и стимулировании мышления. Неслучайно собрания, заседания, летучки, планерки и другие формы проведения обсуждения новых проблем и разработки решений прочно вошли в практику работы руководителей. На подобных мероприятиях руководители и специалисты принимают такие эффективные решения, которые не под силу одному даже очень умному человеку. Подавляющее большинство открытий и изобретений сделано при коллективном обсуждении или с их подачи, а известные слова: «эврика» и «эвристика» дали название этим методам[4 с. 87]..
Коллективные методы обсуждения и принятия решений. Основным моментом в процессе коллективной работы над принятием и реализацией управленческих решений является определение круга лиц, участников данной процедуры. Чаще всего это временный коллектив, в состав которого включаются, как правила, и руководители, и исполнители.
Главными критериями формирования такой группы является компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность.
Коллективные формы групповой работы могут быть разными: заседание, совещание, работа в комиссии и т.п.
Наиболее распространен такой метод
коллективной подготовки управленческих
решений, как "мозговой штурм", или "мозговая
атака" (совместное генерирование идей
и последующее принятие решений). Если
предстоит решение сложной проблемы, то
собирается группа людей, которые предлагают
свои любые решения определенной проблемы.
Основное условие "мозгового штурма"
- это создание обстановки, максимально
благоприятной для свободного генерирования
идей. Чтобы этого добиться, запрещается
опровергать или критиковать идею, какой
бы, на первый взгляд, фантастической она
не была. Все идеи записываются, а затем
анализируются специалистами.
Метод Дельфы получил название от
греческого города Дельфа, прославившегося
жившими там мудрецами - предсказателями
будущего. Метод Дельфы - это многотуровая
процедура анкетирования. После каждого
тура данные анкетирования дорабатываются
и полученные результаты сообщаются экспертам
с указанием расположения оценок. Первый
тур анкетирования проводится без аргументации,
во втором - отличающийся от других ответ
подлежит аргументации или же изменить
оценку может эксперт. После стабилизации
оценок опрос прекращается и принимается
предложенное экспертами или скорректированное
решение.
Японская, так называемая кольцевая, система принятия решений - "кингисе", суть которой в том, что на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно.
Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями. И если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью одного из следующих принципов:
- принципа большинства голосов - выбирается
то решение, которое имеет наибольшеечислосторонников;
- принципа диктатора - за основу берется
мнение одного лица группы. Этот принцип
характерен для военных организаций, а
также для принятия решений в чрезвычайных
обстоятельствах;
-
принципа Курно - используется в том случае,
когда коалиций нет, т.е. предлагается
число решений, равное числу экспертов.
В этом случае необходимо найти такое
решение, которое бы отвечало требованию
индивидуальной рациональности без ущемленияинтересовкаждоговотде
-
принцип Парето - используется при принятии
решений, когда все эксперты образуют
единое целое, одну коалицию. В этом случае
оптимальным будет такое решение, которое
невыгодно менять сразу всем членам группы,
поскольку оно объединяет их в достижение
общей цели;
- принцип Эджворта - используется в том
случае, если группа состоит из нескольких
коалиций, каждой из которых невыгодно
отменять свое решение. Зная предпочтения
коалиций, можно принять оптимальное решение,
не нанося ущерба друг другу.
Количественные методы принятия решений.
В их основе лежит научно-практический
подход, предполагающий выбор оптимальных
решений путем обработки (с помощью ЭВМ
и ЭММ) больших массивов информации.
В зависимости от типа математических
функций, положенных в основу моделей,
различают:
- линейное моделирование - используются линейные зависимости;
- динамическое программирование – позволяет вводить дополнительные переменные в процессе решения задач;
- вероятностные и статистические модели – реализуются в методах теории массового обслуживания; и т.п[10 с. 105].
4. Совершенствование процесса
Воздействовать на процесс деятельности и тем самым управлять ею можно различными способами. Одни способы управления могут быть неудачными и не приводить к поставленной цели, другие приводить к достижению поставленной цели, но неэффективно, с большими материальными, финансовыми и людскими затратами или за неприемлемое время. Среди различных управлений есть и такие, которые являются наиболее эффективными и ведут к достижению поставленной цели наилучшим, оптимальным, в некотором смысле, образом. Выбор того или иного варианта управления из множества возможных представляет собой управленческое решение, а сам процесс выбора -- принятие решения. Таким образом, управлять значит принимать решение, а принимать решение -- значит осуществлять выбор некоторого, желательно наилучшего, варианта действий. Сущность менеджмента и состоит в управлении человеческой деятельностью, направленном на достижение поставленных целей.
Поскольку менеджмент -это управление деятельностью, а управление означает принятие решения, то основная работа менеджера заключается в принятии решений на всех этапах осуществления управления. Причем эффективность работы менеджера напрямую зависит от эффективности и качества принимаемых им решений.
К сожалению, будущие и уже работающие менеджеры не всегда понимают смысл и значение для своей практической деятельности вышеизложенных методов моделирования и принятия решений в проблемах управления.
Большая часть управленческих решений основывается на интуиции и опыте руководителей, не используются методы математического анализа, практически не используется экономическое обоснование.
В связи с этим, на мой взгляд, для усовершенствования процесса принятия управленческих решений следует:
- уделять больше
внимания методам экономического обоснования
принимаемых решений;
- внедрить использование ЭВМ при ведении
бухгалтерского и управленческого учета,
благодаря этому информация будет представлена
в более наглядной форме. Информация, необходимая
для принятия решений, будет более конкретной
и время на ее поиски значительно сократится,
что позволит сократить и время на разработку
и принятие решения;
- использовать
при принятии решений различные виды анализа;
Не менее важен для
Механизм управления проблемами организации
должен обеспечивать:
- выявление и диагностику проблем, возникающих
в организации при изменении внешних и
внутренних условий;
- соотнесение их со
- анализ проблем и подготовку управленческих решений;
- определение механизма
- определение конкретных
Если же среди существующих структурных
подразделений организации отсутствуют
подразделения, способные эффективно
реализовывать принятые решения, а решения
являются жизненно важными для выживаемости
организации или для достижения стратегических
или важных тактических целей, то необходимо
создание новых подразделений, способных
обеспечить их реализацию.
Примером массового создания
новых структурных
Модель решения проблем в организации — это прежде всего представление ее механизма управления проблемами.
Руководителю необходимо использовать модели из-за сложности организаций, невозможности проводить эксᴨȇрименты в реальном мире, необходимости заглядывать в будущее. Дерево решений позволяет представить проблему схематично и сравнить возможные альтернативы визуально. Метод необходимо использовать применительно к сложным ситуациям, когда результат принимаемого решения влияет на последующие.
Серьёзной проблемой, связанной с эффективностью организации, является также проблема выполнения принятых решений. До трети всех управленческих решений не достигают своих целей по причине невысокой исполнительской культуры. В нашей и зарубежных странах социологи, принадлежащие к самым разным школам, пристальное внимание уделяют совершенствованию исполнительской дисциплины, включению рядовых сотрудников в разработку решения, мотивации такой деятельности, воспитанию «фирменного патриотизма», стимулированию самоуправления.