Модели и методы принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:18, контрольная работа

Описание работы

Принятие решений является неотъемлемой частью деятельности человека в любой сфере: политической, экономической, личной и т.д. Существует много определений управленческого решения. Приведем некоторые из них:
Решение — это выбор альтернативы.
Решение — это рациональный выбор как минимум из двух альтернатив.

Файлы: 1 файл

Основная часть.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)


  1. Природа принятия управленческого решения

 

Принятие  решений является неотъемлемой частью деятельности человека в любой сфере: политической, экономической, личной и т.д. Существует много определений управленческого решения. Приведем некоторые из них:

  • Решение — это выбор альтернативы.
  • Решение — это рациональный выбор как минимум из двух альтернатив.
  • Управленческое решение представляет предписание к действию (перечень конкретных необходимых мер), позволяющих привести систему (объект) в требуемое состояние.

Приведенные определения подразумевают наличие некоторой проблемы и/или ситуации, требующей принятия решения своего разрешения или изменения.

Проблему  можно определить как фактическое  состояние объекта управления, его результата деятельности, когда они не соответствуют желаемому (намеченному) состоянию или результату.

Принятие  управленческого решения всегда связано с существованием назревшей проблемы в определенной ситуации. Ситуация в которой проявляется проблема, называют проблемной. Проблемная ситуация характеризуется различием между желаемым (необходимым) и фактическим состоянием организации, процесса отдельного явления, которое препятствует их развитию или нормальному функционированию. В случае, когда ситуация угрожает самому существованию объекта (или/и) системы управления, принято классифицировать как острая или критическая ситуация.

Все проблемы, требующие принятия решений  в организациях, могут быть разделены на три вида (группы) проблем. Первую группу составляют проблемы, связанные с тем, что результаты функционирования организации в настоящий момент не обеспечивают достижения поставленной цели. Во вторую группу включаются проблемы, которые могут привести к тому, что функционирование организации в будущем не обеспечит достижения ее цели (целей). К третьей группе относятся проблемы, возникающие в связи с изменениями внешней среды или внутренних возможностей организации, когда требуется изменение целей ее деятельности.

Сущность  задачи принятия решения заключается  в выработке плана действий по разрешению конкретной проблемы.

Формирование  и принятие решений по конкретным проблемам (проблемным ситуациям) является ключевым элементом процесса управления организацией при реализации всех функций менеджмента.

Решение проблемы представляет процесс, состоящий  из последовательности сменяющих друг друга действий. Процесс начинается с момента возникновения (обнаружения) проблемной ситуации и завершается реализацией выбранного решения и оценкой результата снятия проблемы. Период времени от обнаружения проблемы до реализации решения, снимающего (разрешающего) проблему, называют управленческим циклом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Модели принятия управленческих решений

 

Принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся  вариантов или альтернатив направления  действий сохраняющих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации, так как план - это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей.

Выделяют два уровня решений  в организации:

  • индивидуальный;
  • организационный, то есть вовлечения всех уровней управления.

 Принятие правильных  решений – это область управленческого  искусства. Способность и умение  делать это, знание и умения  составляют компетентность любого руководителя.

В зависимости от того, как процесс  принятия решения воспринимается на различных уровнях можно выделить четыре модели принятия решения:

1. Рациональная модель предполагает  выбор такой альтернативы, которая  принесет максимум выгоды для организации.

2. Модель личностно ограниченной  рациональности в принятии решений  предполагает, что менеджер в  своем желании быть рациональным, зависит от возможности познания, привычек и предупреждений. Определение  проблемы при этом подходе происходит упрощенным образом, и поиск альтернативы осуществляется в начале процесса.

3. Модель организационно ограниченной  рациональности учитываются удовлетворенность  организации.

4. Политическая модель  отражает желание членов организации  максимально реализовать в первую  очередь свои индивидуальные  интересы. Решение в данном случае  становится функцией распределения  власти в организации и эффективность  политики.

 

  1. Методы разработки управленческих решений

 

Методы разработки решения  – это способы выполнения необходимых  операций. Эти методы можно классифицировать по следующим группам: методы распознавания, анализа, оценки, измерения, расчетов, моделирования, выбора, представления. Особую группу составляют методы информационной работы: методы поиска информации, передачи, агрегации, структурирования, обработки, сохранения, распределения.

Разработка управленческих решений включает использование  и организационных методов ее реализации. Это методы функционального распределения обязанностей, ответственности, методы нормирования, инструктирования, консультации, методы контроля и мониторинга, мотивации. Следует помнить, что решение – это не только вариант действий или формула делового поведения, это сама деятельность по разрешению поставленной проблемы.

Всю совокупность методов  также можно разделить на методы индивидуальной и групповой (коллегиальной, коллективной) работы (см. приложение 1).

С другой стороны, методы разработки управленческих решений можно разделить на группы методов интеллектуальной и социально-организационной деятельности.

На этой основе можно  построить матрицы методов разработки управленческих решений, которая служит упорядочению знаний в этой области, а также помогает делать рациональный выбор методов, что способствует эффективности технологического процесса менеджмента и качеству управленческих решений.

Методы интеллектуальной деятельности в индивидуальном варианте ее реализации включают методы анализа, обработки информации, расчетов, оценки, выбора, моделирования, графические методы.

При интеллектуально-коллективной работе чаще всего используются методы «дельфи» (суть этого метода в том, чтобы с помощью серии последовательных действий – опросов, интервью, мозговых штурмов – добиться максимального консенсуса при определении правильного решения), мозгового штурма, обсуждения, обработки мнений, инновационной игры, конференции, постановки проблем. Эти методы напоминают индивидуальную работу, но реализуются в варианте организации групповой интеллектуальной деятельности. Они тоже содержат и анализ, и обработку информации, но проводится все это специальной группой.

К методам социально-организационной  работы, которую проводит менеджер, относятся методы подбора исполнителей, убеждения, мотивации, разъяснения (конкретизации, инструктирования), контроля, установления обязанностей, корректировки.

Социально-организационная  работа группы включает методы установления коммуникаций (представления информации), мотивации, взаимодействия, интеграции деятельности, контроля, ответственности, обязанностей.

Конечно, такое разделение методов разработки управленческого  решения имеет до определенной степени  условный характер, но его положительным  свойством является то, что оно  показывает разнообразие методов, потребность и возможность их выбора, необходимость комбинации для получения высокого качества управленческого решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник – М.: ЮНИТИ, 2004. – 548с.
  2. Коротков Э.М. Менеджмент: Учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 640 с.
  3. Михалева Е.П. Менеджмент и производственный потенциал предприятия. – М.: Экономика, 2008. – 212 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Методы разработки и  реализации управленческих решений

Методы

Методы разработки

Методы реализации

Индивидуальные

Анализа

Организации групповой  деятельности

Обработки информации

Убеждения

Расчетов

Мотивации

Оценки

Разъяснения

Выбора

Контроля

Моделирования

Корректировки

Графиков

Установки

Коллективные

«Дельфи»

Коммуникативного мотивирования

Мозгового штурма

Взаимодействия

Обсуждения

Взаимной ответственности

Обработки мнений

Систематизации контроля

Инновационной игры

Распределения обязанностей

Конференции

Целевой интеграции

Постановки проблем

Информационной поддержки


 

 

 

 

 

 


Информация о работе Модели и методы принятия управленческих решений