Модели поведения потребителей в технологиях мерчендайзинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 14:12, контрольная работа

Описание работы

1. Поведение потребителя в процессе принятия решения о покупке.
2. Типы процессов принятия решения о покупке.
3. Теория «Шаг за шагом» или Лестница Догмара.
4. Влияние уровня вовлеченности в покупку на оценку вариантов и покупку.

Файлы: 1 файл

Контрольная Мерчендайзинг Microsoft Word.docx

— 64.68 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Оценка вариантов.

Потребитель использует информацию для того, чтобы составить для  себя комплект марок, из которого производится окончательный выбор. Вопрос заключается  в том, как именно совершается  выбор среди нескольких альтернативных марок, каким образом потребитель  оценивает информацию.

Пролить свет на оценку вариантов  помогают несколько основных понятий. Во-первых, существует понятие о  свойствах товара. Мы считаем, что  каждый потребитель рассматривает  любой данный товар как определенный набор свойств. Вот некоторые  свойства, интересующие покупателей  в ряде товаров общеизвестных классов:

Фотоаппараты: резкость фотоснимков, диапазон выдержек, увеличение, размеры, цена.

Гостиницы: местоположение, чистота, атмосфера, стоимость.

Зубной эликсир: цвет, эффективность действия, цена, вкус и аромат.

Губная помада: цвет, упаковка, стойкость, престижность, вкус и аромат.

Шины: безопасность, долговечность  протектора, плавность езды, цена.

Вышеназванные свойства обычно интересуют всех, но разные потребители  считают актуальными для себя разные свойства. Человек обращает больше всего внимания на свойства, которые имеют отношение к его нужде.

Во-вторых, потребитель склонен  придавать разные весовые показатели значимости свойствам, которые он считает  актуальными для себя. Можно провести различие между важностью того или  иного свойства и его характерностью, т.е. заметностью. Характерные свойства - это те, что в первую очередь  приходят на ум потребителю, когда его  просят подумать о качествах товара. Деятель рынка никоим образом  не должен считать, что именно эти  свойства обязательно и являются самыми важными. Некоторые из них  могут оказаться характерными потому, что потребитель только что подвергся  воздействию коммерческого обращения, где их упоминали, или столкнулся в связи с ними с какой-то проблемой, в результате чего эти свойства вышли в его сознании "на первый план". Более того, товар может обладать и более важными свойствами, но потребитель просто забывает упомянуть о них.

В-третьих, потребитель склонен  создавать себе набор убеждений  о марках, когда каждая отдельная  марка характеризуется степенью присутствия в ней каждого  отдельного свойства. Набор убеждений  о конкретном марочном товаре известен как образ марки. Убеждения потребителя  могут колебаться от знания подлинных  свойств по собственному опыту до знаний, являющихся результатом избирательного восприятия, избирательного искажения  и избирательного запоминания.

В-четвертых, считается, что  каждому свойству потребитель приписывает  функцию полезности. Функция полезности описывает степень ожидаемой  удовлетворенности каждым отдельным  свойством. Например, Лена Петрова может  рассчитывать, что степень удовлетворенности  камерой будет повышаться по мере увеличивающей способности. А наибольшее удовлетворение доставит не слишком  легкая и не слишком тяжелая камера, желательно совместимая с компьютером. Комбинация уровней свойств с  наивысшей полезностью и даст "портрет" идеальной, с точки  зрения Лены, камеры. Кроме того, предпочтительность данной марки будет зависеть от ее наличия на рынке и доступности по цене.

В-пятых, отношение к марочным альтернативам складывается у потребителя  в результате проведенной им оценки. А осуществляют выбор марок потребители  по-разному

 

 

 

 

 

 

3.4 Решение о покупке.

Оценка вариантов ведет  к ранжированию объектов в комплекте  выбора. У потребителя формируется  намерение совершить покупку, причем наиболее предпочтительного объекта. Однако на пути от намерения до принятия решения в дело могут вмешаться  еще два фактора (рис. 7).

Первый фактор - отношения  других людей. Предположим, муж Петровой Лены настаивает, чтобы в целях  экономии она купила самую дешевую  камеру. В результате вероятность  покупки более дорогой из выбранных  Леной камер несколько снизится. Степень изменения зависит от двух факторов:

1) Интенсивности негативного  отношения другого лица к предпочтительному варианту потребителя.

2) Готовности потребителя  принять пожелания другого лица. Чем острее негативный или  позитивный настрой другого лица  и чем ближе это лицо к  потребителю, тем решительнее  пересмотрит он свое намерение  совершить покупку в ту или другую сторону.

Рисунок 7.

Факторы, сдерживающие превращения  намерения совершить покупку в решение о ней.

Намерение совершить покупку  оказывается также под воздействием непредвиденных факторов обстановки. Намерение формируется на основе ожидаемого семейного дохода, ожидаемой цены товара и ожидаемых выгод от его приобретения. Непредвиденные факторы обстановки могут возникнуть внезапно и изменить намерение совершить покупку в тот самый момент, когда потребитель был уже готов к действию. Петрова может потерять работу, может появиться настоятельная необходимость в какой-то другой покупке, кто-то из ее друзей может поделиться своим разочарованием в выбранном ею фотоаппарате.

3.5 Реакция на покупку.

Купив товар, потребитель  будет либо удовлетворен, либо неудовлетворен им. У него проявится ряд реакций на покупку, которые представляют интерес для деятеля рынка. Работа занимающегося маркетингом не кончается актом покупки, а продолжается и в послепродажный период.

Удовлетворение покупкой.

Что определяет степень удовлетворенности  или неудовлетворенности потребителя  совершенной покупкой? Ответ кроется  в соотношении между ожиданиями потребителя и воспринимаемыми  эксплуатационными свойствами товара. Если товар соответствует ожиданиям, потребитель удовлетворен, если превышает  их - потребитель весьма удовлетворен, если не соответствует им - потребитель неудовлетворен.

Ожидания потребителя  формируются на основе информации, получаемой им от продавцов, друзей и  прочих источников. Если продавец преувеличивает эксплуатационные характеристики товара, у потребителя сложатся слишком  высокие ожидания, которые в результате обернутся разочарованием. Чем больше разрыв между ожидаемыми и реальными  эксплуатационными свойствами, тем  острее неудовлетворенность потребителя.

Отсюда следует, что продавец должен выступать с такими утверждениями  в пользу товара, которые достоверно отражали бы его вероятные эксплуатационные свойства. Некоторые продавцы могут  даже в какой-то мере занизить эти свойства, чтобы потребитель смог получить от товара удовлетворение выше ожидаемого.

Действия после покупки

Удовлетворение или неудовлетворение товаром отразится на последующем  поведении потребителя. В случае удовлетворения он, вероятно, купит  товар и при следующем случае. Кроме того, удовлетворенный потребитель  склонен делиться благоприятными отзывами о товаре с другими людьми. Пользуясь  словами деятелей рынка: "Наша лучшая реклама - довольный клиент".

Неудовлетворенный потребитель  реагирует иначе. Он может отказаться от пользования товаром, возвратить его продавцу или попытаться найти  какую-то благоприятную информацию о предмете покупки. В случае с  Петровой она может либо вернуть  камеру, либо попытается отыскать информацию, которая возвысит купленный фотоаппарат в ее глазах.

У недовольных потребителей есть выбор действий или бездействия. Они могут направить фирме  жалобу, обратиться к юристу или  к каким-то группам, которые, возможно, в состоянии помочь покупателю добиться удовлетворения. Кроме того, он может  просто перестать приобретать данный товар в будущем и/или высказать  свое неблагоприятное впечатление  о нем друзьям и прочим лицам. Во всех этих случаях продавец, не сумевшей удовлетворить клиента, что-то теряет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Влияние уровня вовлеченности в покупку на оценку вариантов и покупку

Понятие вовлеченности пришло из психологии, где она рассматривается  характеристикой мотивации человека, например, в процессе его обучения. В теории потребительского поведения  вовлеченность традиционно рассматривается  при изучении процесса принятия решений. Авторы Дж. Энджел, Р. Блэкуэлл и П. Миниард рассматривали степень вовлеченности потребителя в покупку, выделяя, наравне с ней, и другие условия, способствующие расширенному решению вопроса о выборе и покупке товаров. К ним авторами отнесены всесторонняя дифференциация альтернатив и наличие достаточного времени для размышлений [1, с.148]. По мнению этих авторов, степень личной вовлеченности является главным фактором, который формирует тип поведения в процессе решения.

Согласно Дж. Энджелу и др., заинтересованность отражает сильную мотивацию в форме стойкого ощущения личного отношения к продукту или услуге в определенном контексте. Вовлеченность может варьироваться от низкого уровня до высокого. Заинтересованность активизируется и ощущается тогда, когда существенные для человека характеристики (потребность, цена, собственное «Я») сравниваются с соответствующим маркетинговым стимулом в рамках данной ситуации [4, с.149]. Другими словами, вовлеченность определяется личностными факторами субъекта (покупателя или потребителя), продуктовыми характеристиками и ситуационными факторами. В таблице 1 представлена авторская детализация детерминант вовлеченности.

Таблица 1. Детерминанты вовлеченности

Личностные факторы

Продуктовые

характеристики

Ситуационные факторы

  • степень актуализации потребности в конкретном товаре;
  • род занятий или хобби, определяющие интерес к товару;
  • психографичес-кие характеристики потребителя;
  • доходы потребителя и т.п.
  • степень риска, сопровождающая покупку и использование продукта;
  • стоимость продукта;
  • сложность продукта;
  • новизна продукта;
  • срок использования продукта;
  • назначение продукта и т.п.
  • конъюнктура рынка и ее динамика;
  • уровень конкуренции и ее динамика;
  • общественные настроения и/или влияние референтных групп;
  • настроение покупателя в конкретный момент времени и т.п.

 

Вовлеченность покупателя в  покупку товара это уровень интереса и внимания покупателя, который он проявляет в процессе принятия решения  о покупке. Вовлеченность зависит  от субъективной оценки покупателем  важности данной покупки и его  личного интереса к продуктовой  категории. Высокий уровень вовлеченности  означает высокий уровень продуманности  и сильную эмоциональную реакцию, в то время как низкий уровень  вовлеченности наблюдается тогда, когда потребители вкладывают меньше энергии в свои мысли и чувства.

Вовлеченность покупателя в  процесс покупки вызывает у него продолжительный по времени интерес, а также определенную целенаправленную активность. Поэтому косвенно ее можно  оценивать через затраты времени, умственных усилий и эмоций в процессе принятия решения о покупке.

Исследование вопросов вовлеченности  покупателей послужило толчком  к развитию концепции т.н. маркетинга взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Понимание нужд потребителя  и процесса покупки является основой  успешного маркетинга. Выяснив, каким  образом потребители преодолевают этапы осознания проблемы, поиска информации, оценки вариантов и принятия решения о покупке, а также  их реакции на покупку, деятель рынка  может собрать немало сведений о  том, как лучше удовлетворить нужды своих покупателей.

На поведение покупателя оказывает влияние две основные группы факторов: внешние (культура, субкультура, социальное положение, референтные группы, семья, роли и статусы, ситуация) и внутренние (тип поведения, персональные ценности, личные характеристики, познавательные процессы). Все они дают представления о том, как завоевать внимание покупателя и эффективнее его обслужить.

Разобравшись с различными участниками процесса покупки и  поняв, какие факторы оказывают  основное влияние на их покупательское поведение, деятель рынка сможет разработать эффективную программу  маркетинга в поддержку своего предложения, обращенного к целевому рынку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1.  
    Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. – С-Пб.: АО «Коруна»,2007.657 с.
  2.  
    Академия рынка: маркетинг: Пер. с фр./ А. Дайан, Ф. Букерель, Р. Ланкар. Науч. ред. А.Г. Худокормов. – М.: Экономика, 2008. – 572 с.
  3.  
    Березин И. М. Маркетинг и исследование рынков. - М.: Русская ледовая литература, 2007. - 219 с.
  4.  
    Лавров С.Н., Злобин С.Ю. Основы маркетинга товарных объектов. – М.: Внешторгиздат, 2008. – 216 с.
  5.  
    Громова О.Н. Формирование стратегии управления поведением потребителя (теоретические и методические аспекты): Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. М.: - ГУУ - 2009.
  6.  
    Лавров С.Н., Злобин С.Ю. Основы маркетинга товарных объектов. – М.: Внешторгиздат, 2008. – 216 с.
  7.  
    Стати М. Методика планирования маркетинговой деятельности фирмы. // Маркетинг. – 2008. - № 1. – С. 27-34.

Информация о работе Модели поведения потребителей в технологиях мерчендайзинга