Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 18:26, доклад
три основные модели управления: американская, японская и европейская
Выделяют
три основные модели
управления: японскую,
американскую и европейскую.
Американская модель основана на формировании так называемого профессионального менеджера.
Особенности
американского стиля
Наиболее характерными чертами американского стиля управления являются деловитость, организаторские способности, обеспечение компетентности персонала и развитость «индустрии совершенствования» менеджмента.
Деловитость проявляется в таких качествах персонала, как целеустремленность, настойчивость и умение доводить до конца начатое дело.
Характерным проявлением американской деловитости специалисты также считают стремление к выгоде, доходу.
Американские
управляющие считаются
Данная сторона американской деловитости породила три «деловых правила»:
Американская деловитость проявляется также в умении оценивать плюсы и минусы, подсчитать возможные затраты и выгоды.
Сильным признаком американской деловитости является также единство слова и дела. Американский менеджер верен и предан взятым обязательствам, своему слову, букве подписанного контракта.
По правилам этики бизнеса невыполненное обещание, нарушенное слово влекут за собой худшее из наказаний - подрыв доверия к менеджеру.
К проявлению американской деловитости следует отнести также краткость и ясность слова. Многословность — это один из врагов организации и управления.
Воспитание в духе краткости и ясности слова позволяет американцам создавать меньшие по объему отчеты, которые легче воспринимаются и прочитываются теми, кому они адресованы.
Обеспечение компетентности персонала, развитость индустрии совершенствования менеджмента - данная черта американского стиля управления находит выражение в системе подготовки и повышения квалификации персонала, развитии ее обучающих технологий.
В эту систему входят четыре вида организаций:
Главная задача всех форм и видов подготовки и повышения квалификации - это «сделать знания производительными».
США были
первой страной, в которой началось
обучение руководителей в системе высшего
образования.
Менеджмент в Японии, как и в любой другой
стране, отражает её исторические особенности,
культуру и общественную психологию.
Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских.
Японская модель управления оказалась более приспособленной к условиям научно-технической революции, чем европейская или американская система. Особенности, которые характеризуют японский менеджмент:
Японский менеджмент, основанный на коллективизме, использовал все морально-психологические рычаги воздействия на личность. Прежде всего, это чувство долга перед коллективом, что в японском менталитете почти тождественно чувству стыда.
1. Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с руководством.
2. Гласность и ценности корпорации. Японская система управления старается создать общую для всех работников фирмы базу понимания корпорационных ценностей.
3. Управление, основанное на информации. Сбору данных и их использованию для повышения экономической эффективности производства и качественных характеристик продукции придается особое значение.
Во многих фирмах, собирающих телевизоры, применяют систему сбора информации, при которой можно выявить, когда телевизор поступил в продажу, кто отвечал за исправность того или иного узла.
4. Управление, ориентированное на качество.
5. Постоянное присутствие руководства на производстве.
Чтобы быстро справится с затруднениями японцы размещают управляющий персонал прямо в производственных помещениях.
6. Поддержание чистоты и порядка. Одним из существенных факторов высокого качества японских товаров являются чистота и порядок на производстве.
Японец дисциплинирован, мыслит интересами группы и способен на экстраординарные усилия для достижения общего блага. Японцы - целеустремленные люди. Они хотят совершенствовать себя до бесконечности. Они готовы упорно работать ради этой цели. Это стремление к совершенству очень помогло японскому менеджменту в интеграции европейского опыта управления в традиционную японскую культуру.
Европейская модель содержит в себе особенности оплаты труда.
Затраты на персонал подразделяются на собственно заработную плату как основные и дополнительные, уходящие на предоставление сотрудникам социальных благ, а также повышение квалификации. В договоре закрепляется неразглашение сведений о зарплате другим работникам компании.
Практикуется оценка и аттестация работников, которая носит конфиденциальный характер. При этом работник должен быть согласен с оценкой своего труда. В противном случае он обращается к вышестоящему начальству. Участие рядовых работников в управлении выражается в создании производственных и наблюдательных советов, которые не являются профсоюзами, - членство в них ограничивается только сотрудниками одной фирмы.
Для обмена опытом в европейских странах создаются ассоциации работников служб по управлению персоналом, которые пользуются большой популярностью .
В крупных организациях практикуется ротация сотрудников по разным должностям, но с сохранением заработной платы.
Общей чертой европейского управления персоналом можно назвать децентрализованность: каждое подразделение вольно проводить собственную политику, в то время как на уровне холдинга даются лишь общие рекомендации и установки.
Системы
мотивации персонала в
В основу «шведской модели» положены принципы высокой социальной защищенности населения, полной занятости и выравнивания доходов.
Одной из основных особенностей мотивации персонала в западноевропейским странах является более широкое, чем в США, распространение партнерских отношений между предпринимателями и рабочими. Это проявляется в более активном участии персонала в собственности, прибылях и принятии решений.
Так, в
странах Западной Европы широко развиты
производственные кооперативы, которые
можно рассматривать как
Примером
формирования партнерских отношений
в Великобритании является функционирование
на предприятиях Консультационных комитетов
рабочих и Консультативных
В Финляндии введена система «управления по результатам», при которой руководство совместно с подчиненными определяет результаты, которые они намерены достичь.
В Австрии, Дании, Голландии, Люксембурге, Швеции принято законодательство об обязательном участии рабочих в Советах директоров компаний с правом голоса.
Работники компаний Франции также имеют своих представителей в советах директоров, но без права голоса в принятии решений.
Во многих странах Западной Европы (Австрии, Франции, Швеции и др.) сотрудники имеют право участвовать также в решении социальных вопросов.