Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 19:49, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является рассмотрение мотивационной системы управление персонала, ее формирование.
Исходя из указанной темы контрольной работы, ее основными задачами являются:
- понятие мотивации, ее сущность и функции;
- рассмотрение содержательных и процессуальных теорий мотиваций;
- формирование мотивационной системы управления персоналом организации;
- вознаграждение персонала за эффективную работу.
2.1.2 Процессуальные теории мотивации
В процессуальных теориях мотивации анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории основываются на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Процессуальные теории не оспаривают существование потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно процессуальным теориям, поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения. Имеются три основные процессуальные теории мотивации:
1 Теория ожиданий, базирующая
на положении о том, что наличие
потребности не является
2 Теория справедливости, по которой считается:
- люди оценивают свои
взаимоотношения путем
- неэквивалентность вклада и отдачи является источником дискомфорта (вины и обиды);
- люди, не удовлетворенные своими отношениями, стремятся восстановить справедливость.
3 Модель Портера-Лоулера - это комплексная модель, пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Результаты зависят от приложенных усилий, способностей и характерных особенностей, а также осознания своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения.
2.2 Определение мотивационного механизма предприятия
Мотивационный механизм предприятия - это комплексная система применяемых инструментов и способов воздействия на работающий персонал для обеспечения достижения целей мотивационной политики [5; 167с.].
Он должен строиться с учетом особенностей персонала, работающего в организации, включающих в себя потребности, интересы, установки и ценностные ориентации работников. Мотивационный механизм должен учитывать существующую структуру управления персоналом организации, факторы, воздействующие на организацию внутри и извне.
Разработка мотивационного механизма управления персоналом требует решения ряда задач (Приложение 1):
1 Необходимость выявления факторов, определяющих структуру мотивационного механизма.
2 Конкретизация их сущности
в условиях определенной
3 Определение возможности
их самопроизвольного или
4 Выбор соответствующих
методов воздействия на
5 Выбор соответствующего
комплекса инструментов
6 Выработка принципиальных функций данного комплекса.
2.3 Система мотивации персонала
Главные рычаги мотивации - стимулы (например, заработная плата) и мотивы (внутренние установки человека).
Отношение к труду определяется системой ценностей человека, условиями труда, созданными на предприятии и применяемыми стимулами.
Система мотивации на уровне предприятия должна гарантировать:
- занятость всех работников трудом;
- предоставление равных
возможностей для
- согласованность уровня оплаты с результатами труда;
- создание условий безопасности труда;
- поддержание в коллективе
благоприятного
3 Формирование мотивационной системы управления персоналом на предприятии
3.1 Понятие о внутреннем и внешнем вознаграждении
Мотивация подразумевает применение вознаграждения для побуждения людей к эффективной деятельности. Вознаграждение - это все, что человек считает ценным для себя. Но понятия ценности у людей специфичны, а поэтому, и различна оценка вознаграждения и его относительной ценности. Руководитель имеет дело с двумя главными типами вознаграждения: внутренним и внешним. Внутреннее вознаграждение дает сама работа. Например, это чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Наиболее простой способ обеспечения внутреннего вознаграждения - создание соответствующих условий работы и точная постановка задачи. Внешнее вознаграждение возникает не от самой работы, а дается организацией (зарплата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа). Чтобы определить, как и в каких пропорциях нужно применять внутренние и внешние вознаграждения в целях мотивации, администрация должна установить, каковы потребности ее работников.
Этапы разработки и оптимизации системы вознаграждения
1 Диагностика трудовой
мотивации, ценностных ориентаций
и удовлетворенности трудом
2 Разработка основных
принципов компенсационной
3 Определение содержания и структуры компенсационного пакета:
- разработка базовой заработной
платы на основе
- разработка переменной
части денежного вознаграждения
(премий) для усиления влияния
вознаграждения на
- разработка социальной политики, системы социальных льгот.
4 Разработка внутренних нормативных документов, регулирующих систему вознаграждения.
5 Обучение сотрудников
кадровой службы технологиям
внедрения и оптимизации
6 Мониторинг, аудит и контроль системы вознаграждения.
3.2 Модели трудовой активности работника
Выделяют следующие модели трудовой активности работника:
1 Пассивно-адаптивная модель
активности, характеризующаяся низким
уровнем развития трудовой
2 Латентная (скрытая) - в ней
зафиксирована позитивная
3 Инструментальная - отсутствие
высоких мотивов участия в
труде, однако сильны мотивы
4 Самодеятельная - высокая
ориентация на содержание
3.3 Мотивирующие факторы организации труда персонала
Оплата труда является мотивирующим фактором, только если она связана с итогами труда. Работники должны быть убеждены в наличии устойчивой связи между получаемым материальным вознаграждением и производительностью труда. В заработной плате обязательно должна присутствовать составляющая, зависящая от достигнутых результатов.
В настоящее время особое внимание следует уделять нематериальному стимулированию, создавая гибкую систему льгот для работников, в том числе:
- признавать ценность работника для организации, предоставлять ему творческую свободу;
- применять программы обогащения труда;
- использовать скользящий график, неполную рабочую неделю, возможность трудиться как на рабочем месте, так и дома;
- устанавливать работникам скидки на продукцию, выпускаемую компанией, в которой они работают;
- предоставлять средства
для проведения отдыха и
А теперь необходимо сформулировать мотивирующие факторы организации труда, которые ведут к удовлетворению потребностей высших уровней:
1 На своём рабочем месте
каждый хочет показать, на что
он способен и что он значит
для других, поэтому необходимы
признание результатов
2 На рабочих местах
следует формулировать
3 Практически каждый имеет собственную точку зрения на то, как улучшить свою работу.
4 Работнику нужно предоставлять максимально возможную степень самоконтроля.
5 Большинство людей стремится
в процессе работы приобрести
новые знания. Поэтому так важно
обеспечивать подчиненным
6 Каждый человек стремится
к успеху. Успех - это реализованные
цели, для достижения которых
работник приложил максимум
3.4 Психологические особенности мотивации персонала
Для каждого вида работы существует своя оптимальная сила мотивации. Очень высокая мотивация ухудшает достижения, это объясняется увеличением эмоционального напряжения и волнения, которые приводят к снижению эффективности работы.
Мотивация достижения и внешняя стимуляция взаимосвязаны. У людей с сильным мотивом достижения создание дополнительной внешней стимуляции (вознаграждения, похвалы) только ухудшает достижения в решении задач. А у людей со слабым мотивом, наоборот, создание избыточной мотивации улучшает результаты.
Также мотивация зависит от временной близости к цели. Чем человек ближе в ней, тем выше его внутренняя мотивация и уровень активности, и не следует стимулировать его к деятельности, так как может возникнуть эффект перемотивации с последующим снижением эффективности. Чем дальше субъект от цели, тем эффективнее, будет дополнительное стимулирование.
Важным мотивационным фактором является объяснение причин неудачи - атрибуция. Вознаграждение за способности, оценивание каждого сотрудника исходя из сравнения его достижений с достижениями других, возможно, более способных сотрудников, может снижать самооценку, самоуважение и уверенность в своих силах. Целесообразнее сравнивать результаты сотрудника с его предыдущими успехами и вознаграждать за его реальные усилия, позволившие обеспечить успех.
Немаловажную роль играет вид подкрепления на мотивацию. Если задание вызвало у человека интерес, при этом сопровождаемый внешним подкреплением (материальным, символическим - грамоты, призы, - или словесным вознаграждением), то после отмены материального подкрепления отмечается снижение интереса, а после отмены символического или словесного - незначительное.
Таблица 2 - Признаки высокой степени мотивации персонала
№ п/п
Отличительная черта
Признаки
А
1
1
Энергия
Общая энергетика человека, излучение бодрости, решимости, желание взяться за дело
2
Преданность делу
Профессиональная заинтересованность, желание дальнейшего совершенствования в данной области
3
Выносливость
Преодоление препятствий
4
Навыки
Они приобретаются в том направлении, а котором человек хотел бы двигаться и развиваться дальше
5
Целеустремленность
Умение ставить перед собой цели и добиваться их
6
Удовольствие
Удовлетворение, радость от работы, желание совершенствовать работу и самого себя
7
Ответственность
Желание брать на себя ответственность, чувство дога, обязательность
3.5 Способы улучшения мотивации труда персонала
Способы улучшения мотивации труда объединяются в пять относительно самостоятельных направлений:
1 Материальное стимулирование.
2 Улучшение качества рабочей силы.
3 Совершенствование организации труда.
4 Вовлечение персонала в процесс управления.
5 Неденежное стимулирование.
Первое направление отражает роль мотивационного механизма оплаты труда в системе повышения производительности труда. Оно включает в качестве элементов совершенствование системы заработной платы, предоставление возможности персоналу участвовать в собственности и прибыли предприятия.
Мотивационному механизму оплаты труда отводится большая роль, но постоянное повышение уровня оплаты труда не способствует как поддержанию трудовой активности на должном уровне, так и росту производительности труда. Применение этого метода может быть полезным для достижения кратковременных подъемов производительности труда. В конечном итоге происходит определенное наложение или привыкание к этому виду воздействия. Одностороннее воздействие на работников лишь денежными методами не может привести к долговечному подъему производительности труда.
Информация о работе Мотивационные системы управления персоналом