Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 11:25, контрольная работа
Все люди работают ради чего-то. Одни стремятся к деньгам, другие – к славе, третьи – к власти, четвертые просто любят свою работу. Эти и многие другие обстоятельства, побуждающие человека к активной деятельности, называются мотивами, а их применение – мотивацией.
Причины, которые заставляют человека отдавать работе максимум усилий, трудно определить, они очень разнообразны и сложны. Различные внутренние и внешние силы вызывают у разных людей далеко не одинаковую реакцию. Одни люди выполняют легкую работу и остаются недовольны, а другие делают трудную работу и получают удовлетворение. Что нужно делать для того, чтобы люди работали качественнее и производительнее?
Введение.......................................................................................................3
Основные понятия.......................................................................................5
Мотивация как процесс............................................................................11
Заключение................................................................................................15
Литература................................................................................................ 17
Следующим важным фактором является
изменчивость мотивационного процесса.
Характер мотивационного процесса зависит
от того, какие потребности инициируют
его. Однако сами потребности находятся
между собой в сложном динамическом взаимодействии,
зачастую противореча друг другу либо
же, наоборот, усиливая действия отдельных
потребностей - при этом составляющие
этого взаимодействия могут меняться
во времени, изменяя направленность и
характер действия мотивов поэтому даже
при самом глубоком знании мотивационной
структуры человека, мотивов его действия
могут возникать непредвиденные изменения
в поведении человека и непредвиденная
реакция с его стороны на мотивирующие
воздействия.
Еще одним фактором, делающим мотивационный
процесс каждого конкретного человека
уникальным и не на сто процентов предсказуемым,
является различие инновационных структур
отдельных людей, разная степень влияния
одинаковых мотивов на различных людей,
различная степень зависимости действия
одних мотивов от других. У одних людей
стремление к достижению результата может
быть очень сильным, у других же оно может
быть относительно слабым. В этом случае
данный мотив будет по-разному действовать
на поведение людей. Возможна и другая
ситуация: два человека имеют одинаково
сильный мотив на достижение результата.
Но у одного этот мотив доминирует над
всеми другими, и он будет добиваться результата
любыми способами. У другого же этот мотив
соизмерим по силе действия с мотивом
на соучастие в совместных действиях.
В этом случае данный человек будет вести
себя по-другому.
Необходимо также отметить, что мотивирование
нельзя использовать без применения других
функций управления: планирования, организации,
регулирования, контроля и учета.
Здесь уместно привести следующий пример.
Перед группой молодых ученым, проводящих
эксперимент, руководителем были поставлены
основные задачи: конечный результат (или
один из возможных) и примерная дата окончания
работ. И при этом предоставлена почти
полная свобода действий в выборе повседневного
графика работы, в задействовании дополнительного
оборудования и материалов. С энтузиазмом
взявшись за работу, из-за отсутствия необходимого
опыта и самодисциплины, постепенно они
полностью отошли от первоначального
плана и стали «изобретать велосипед».
И хотя мотивирующие факторы были достаточно
высоки (свобода действий, возможность
защиты по материалам эксперимента кандидатских
диссертаций, получение премий за результат),
в конечном счете отсутствие постоянного
контроля привело не только к снижению
эффективности, но и к полному невыполнению
поставленной задачи. Таким образом, необходимо
учитывать, что различные стимулы и мотивы
необходимо применять и в зависимости
от индивидуальных особенностей человека
отсутствие опыта, целеустремленности
и самодисциплины без должного контроля
и организации не могут привести к положительному
результату.
По мере развития научно-технического
прогресса управлять человеком извне
становится все сложнее. Результат деятельности
все в большей степени начинает зависеть
от воли и возможностей работника, определяемых
его квалификацией. В этих условиях каждый
человек сам должен определять свое поведение.
Мотивация и квалификация становятся
основной, центральной проблемой управления
персоналом, а создание условий для более
полного выявления его трудового потенциала
приобретает ключевое значение для жизнеспособности
организаций.
Мотивационный
менеджмент, безусловно, является одним
из эффективнейших типов
При всей широте методов, с помощью которых
можно мотивировать работников, руководитель
должен сам выбирать, каким образом стимулировать
каждого работника для выполнения главной
задачи – выживание фирмы в жесткой конкурентной
борьбе. Если этот выбор сделан удачно,
то руководитель получает возможность
координировать усилия многих людей и
сообща реализовывать потенциальные возможности
коллектива на благо процветания своей
организации, да и общества в целом.
В заключение можно привести основные
правила управления мотивацией труда,
учет которых, несомненно, поможет менеджеру
улучшить мотивацию подчиненных, управлять
ими более грамотно и эффективно. К ним
относятся следующие:
1. Поощрение всегда эффективнее наказания
(особенно в расчете на перспективу);
2. Стимулирующее воздействие оказывается
тем энергичнее, чем лучше представлены
способ и форма подкрепления, вне зависимости
от его непосредственной величины;
3. Подкрепление должно быть конкретным
и осуществляться без промедления, т.к.
чем больше временной промежуток, тем
меньше конечный эффект;
4. Нестандартные поощрения за особые заслуги
стимулируют более действенно;
5. Поощрение за промежуточные результаты
активизирует мотивацию работников, способствует
росту их отдачи, сокращает время достижения
основной цели;
6. Самостоятельность, свобода выбора системы
действий, право принимать решения, определяя
ответственность, формируют мотивацию,
наращивают эмоциональную удовлетворенность
работой, укрепляют чувство уверенности
в собственных силах;
7. Неоправданно большое вознаграждение,
как правило, вызывает зависть персонала
и ведет к напряженности в коллективе.
Возможно, поощрять в этом случае следует
частями;
8. Конкуренция внутри коллектива эффективно
мотивирует работников, способствует
выдвижению новых идей, проявлению творческой
инициативы;
9. Повышать трудовую мотивацию можно за
счет развития интеллектуального и предпринимательского
потенциала на основе непрерывного образования
и переподготовки.
1. Социальные проблемы и факторы интенсификации
научной деятельности//Сб. научных трудов
/Под ред. В.А.Ядова и Д.Д. Райковой – М.:
Наука, 1992.
2. Э.А.Уткин. Основы мотивационного менеджмента.
– М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ».
Издательство ЭКМОС, 2000. – 352 с.
3. Дафт, Р. Менеджмент: учебник / Р. Дафт. – 8-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 799 с.
4. Михайлов В.И. Методы принятия решений в менеджменте: Учебное пособие. - СПб, Изд. Политехнического ун-та, 2011. - 201 с.
5. Михайлов В. И. Менеджмент. Конспект лекций. http://eumk, СПбГУП, 2008.
6. Мотышина М. С. Социально-экономические организации: концепции, особенности, механизмы развития: [научное издание]/ М. С. Мотышина. - СПб.: СПбГУП, 2010.-199 с.