Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 23:35, реферат
Проблема мотивации и мотивов поведения – одна из стержневых в психологии. «Откуда берутся и как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собой представляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и для решения многих практических задач» пишет Б.Ф.Ломов.
Подражание – это следование какому-либо примеру, образцу, принятие и воспроизведение внешних и внутренних особенностей других людей, привлекательных для данного субъекта.
Выделяют разные виды подражания: непроизвольное и произвольное, логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, и т.д. (Например, придворных – королю, служащих аппарата – его руководителю; вспомним «увлечение» многих высших функционеров теннисом.)
Проблемы практического подхода к мотивации личности.
Знание логики процесса мотивации не дает существенных преимуществ в управлении этим процессом. Можно указать на несколько факторов, которые усложняют и делают неясным процесс практического развертывания мотивации. Важным фактором является не очевидность мотивов. Можно предполагать, догадываться по поводу того, какие мотивы действуют, но в явном виде их “вычленить” невозможно.
Следующим важным фактором
является изменчивость мотивационного
процесса. Характер мотивационного процесса
зависит от того, какие потребности
инициируют его. Однако сами потребности
находятся между собой в
Еще одним фактором, делающим мотивационный процесс каждого конкретного человека уникальным и не на сто процентов предсказуемым, является различие инновационных структур отдельных личностей. Разная степень влияния одинаковых мотивов на различных людей, различная степень зависимости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению данного результата может быть очень сильным, у других же оно может быть относительно слабым. В этом случае один и тот же мотив будет по-разному действовать на поведение людей. Возможна и другая ситуация: два человека имеют одинаково сильный мотив на достижение результата. Но у одного этот мотив доминирует над всеми другими, и он будет добиваться результата любыми способами. У другого же этот мотив соизмерим по силе действия с мотивом на соучастие в совместных действиях. В этом случае данный человек будет вести себя по-другому.
С другой стороны сила воздействия одного и того же мотиватора неодинакова, а порой и противоположна, для разных людей. Сила воздействия того или иного мотиватора зависит от свойств личности (таб.1), от его пола (таб.2) и возраста (граф.1) и т.д.
Таблица 1
Связь выбора мотиваторов с типическими свойствами личности. (А.В.Ермолин)
Таблица 2
Связь выбора мотиваторов с полом опрашеваемых
Расшифровка обозначений:
П – потребность (хотел есть; хотел показать, проверить себя);
Д – долженствование, обязанность (должен это сделать…);
Му – мотивационная установка (обещал…);
Предп. Внеш. – предпочтение внешнее (некрасиво, красиво…);
Предп. Внутр. – предпочтение внутреннее (нравиться, люблю…);
НК Дек. – нравственный контроль декларируемый (нельзя отрываться от коллектива, старость надо уважать…);
НК Недек. – нравственный контроль недекларируемый (должен же это кто-то сделать);
Пп – прогнозирование последствий (это может привести к…);
Ов – оценка своих возможностей (закаленный, сильный, смелый…);
Цп – потребностная (смысловая) цель (заслужить похвалу, утолить голод …);
Од – опредмеченное действие (включить свет, выпить сок…);
Пудп – процесс удовлетворения потребности (попить, получить удовлетворение);
График 1
Теории мотивации.
Неоднозначная реакция конкретной личности на те или иные воздействия не дает четкого рецепта управления поведением человека. Попытки разрешить эту проблему привели к появлению множества различных теорий мативации. С точки зрения классификации Х.Шольца, представляется целесообразным их деление – в зависимости от предмета анализа – на три главных направления:
1) Теории, в основе которых
лежит специфическая картина
работника – эти теории
2) Внутриличностные теории – анализируют структуру потребностей и мотивов личности и их проявление. Это теория иерархии потребностей А.Маслоу, теория потребностей К.Альдерфера, теория двух факторов Ф.Херцберга…
3) процессуальные теории
– выходят за рамки отдельного
индивида и изучают влияние
на мотивацию различных
Хотя между этими теориями существуют принципиальные отличия, они тем не менее имеют нечто общее в своей основе, что отражает определенную общность в мотивации человека к действиям.
Заключение.
Мотивация является ключом к поведению человека. Не только внешняя среда и ситуация определяет состояние личности, но и ее внутренние причины. Вот несколько правил, которые помогут в управлении мотивацией.
Первое правило: ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЕЕ И КОНСТРУКТИВНЕЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО, ОСОБЕННО В ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ.
Второе правило: ПОДКРЕПЛЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ КОНКРЕТНЫМ И БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНЫМ. ЧЕМ МЕНЬШЕ ВРЕМЕННОЙ ИНТЕРВАЛ, ТЕМ БОЛЬШЕ ЭФФЕКТ.
Третье правило: НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЕ
И НЕРЕГУЛЯРНЫЕ ПООЩРЕНИЯ СТИМУЛИРУЮТ
ЛУЧШЕ, ЧЕМ ОЖИДАЕМЫЕ И
Четвертое правило: ПРОЯВИТЕ ИСКРЕННЕЕ ВНИМАНИЕ К ОКРУЖАЮЩИМ.
Пятое правило: ДАЙТЕ ЛЮДЯМ ПОЧУВТВОВАТЬ СЕБЯ ПОБЕДИТЕЛЕМ.
Шестое правило: ВЫДЕЛЯЙТЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ЦЕЛИ И ПООЩРЯЙТЕ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ.
Седьмое правило: ДАЙТЕ ЛЮДЯМ ЧУВСТВО СВОБОДЫ ДЕЙСТВИЙ, ВОЗМОЖНОСТЬ КОНТРОЛИРОВАТЬ СИТУАЦИЮ.
Восьмое правило: ТЕРПИЛИВО СОЗДАВАЙТЕ УСТАНОВКУ НА СОТРУДНИЧЕСТВО, ДОБИВАЙТЕСЬ СНАЧАЛА МАЛЕНЬКИХ УСТУПОК.
Девятое правило: НЕ УЩИМЛЯЙТЕ САМОУВАЖЕНИЕ ДРУГИХ, ПРЕДОСТАВТЕ ИМ ВОЗМОЖНОСТЬ «СОХРАНИТЬ ЛИЦО».
Десятое правило: БОЛЬШИЕ И РЕДКО КОМУ ДОСТАЮЩИЕСЯ НАГРАДЫ ОБЫЧНО ВЫЗЫВАЮТ ЗАВИСТЬ, НЕБОЛЬШЫЕ И ЧАСТЫЕ – УДОВЛЕТВОРЕНИЕ.
Одиннадцатое правило: РАЗУМНАЯ ВНУТРЕННЯЯ КОНКУРЕНЦИЯ – ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА.
Список литературы.
1. Розанова В.А. Психология управления – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.
2. Авчиренко Л.К. Управление общением – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.
3. Удальцова М.В., Авчиренко Л.К. Социология и психология управления – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999.
4. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации – М.: Аспект Пресс, 1999.
5. Кравченко А.И. Социология
– М.: «Академический проект»,
Издательская корпорация «
6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб.: Издательство «Питер», 2000.
7. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ./ общ. ред. и предисл. Зинченко В.П. и Жукова Ю.М. – М.: Прогресс, 1989.
Информация о работе Мотивация как фактор управления личностью