Мотивация как фактор управления личностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 23:35, реферат

Описание работы

Проблема мотивации и мотивов поведения – одна из стержневых в психологии. «Откуда берутся и как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собой представляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и для решения многих практических задач» пишет Б.Ф.Ломов.

Файлы: 1 файл

Мотивация как фактор управления личностью.docx

— 35.41 Кб (Скачать файл)

Подражание – это следование какому-либо примеру, образцу, принятие и воспроизведение внешних и внутренних особенностей других людей, привлекательных для данного субъекта.

Выделяют разные виды подражания: непроизвольное и произвольное, логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, и т.д. (Например, придворных – королю, служащих аппарата – его руководителю; вспомним «увлечение» многих высших функционеров теннисом.)

Проблемы практического  подхода к мотивации личности.

Знание логики процесса мотивации  не дает существенных преимуществ в  управлении этим процессом. Можно указать  на несколько факторов, которые усложняют  и делают неясным процесс практического  развертывания мотивации. Важным фактором является не очевидность мотивов. Можно  предполагать, догадываться по поводу того, какие мотивы действуют, но в  явном виде их “вычленить” невозможно.

Следующим важным фактором является изменчивость мотивационного процесса. Характер мотивационного процесса зависит от того, какие потребности  инициируют его. Однако сами потребности  находятся между собой в сложном  динамическом взаимодействии, зачастую противореча друг другу либо же, наоборот, усиливая действия отдельных  потребностей – при этом составляющие этого взаимодействия могут меняться во времени, изменяя направленность и характер действия мотивов поэтому  даже при самом глубоком знании мотивационной  структуры человека, мотивов его  действия могут возникать непредвиденные изменения в поведении человека и непредвиденная реакция с его стороны на мотивирующие воздействия.

Еще одним фактором, делающим мотивационный процесс каждого  конкретного человека уникальным и  не на сто процентов предсказуемым, является различие инновационных структур отдельных личностей. Разная степень  влияния одинаковых мотивов на различных  людей, различная степень зависимости  действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к  достижению данного результата может  быть очень сильным, у других же оно  может быть относительно слабым. В  этом случае один и тот же мотив  будет по-разному действовать  на поведение людей. Возможна и другая ситуация: два человека имеют одинаково  сильный мотив на достижение результата. Но у одного этот мотив доминирует над всеми другими, и он будет  добиваться результата любыми способами. У другого же этот мотив соизмерим  по силе действия с мотивом на соучастие  в совместных действиях. В этом случае данный человек будет вести себя по-другому.

С другой стороны сила воздействия  одного и того же мотиватора неодинакова, а порой и противоположна, для разных людей. Сила воздействия того или иного мотиватора зависит от свойств личности (таб.1), от его пола (таб.2) и возраста (граф.1) и т.д.

Таблица 1

Связь выбора мотиваторов с типическими свойствами личности. (А.В.Ермолин)

Таблица 2

Связь выбора мотиваторов с полом опрашеваемых

Расшифровка обозначений:

П – потребность (хотел есть; хотел показать, проверить себя);

Д – долженствование, обязанность (должен это сделать…);

Му – мотивационная установка (обещал…);

Предп. Внеш. – предпочтение внешнее (некрасиво, красиво…);

Предп. Внутр. – предпочтение внутреннее (нравиться, люблю…);

НК Дек. – нравственный контроль декларируемый (нельзя отрываться от коллектива, старость надо уважать…);

НК Недек. – нравственный контроль недекларируемый (должен же это кто-то сделать);

Пп – прогнозирование последствий (это может привести к…);

Ов – оценка своих возможностей (закаленный, сильный, смелый…);

Цп – потребностная (смысловая) цель (заслужить похвалу, утолить голод …);

Од – опредмеченное действие (включить свет, выпить сок…);

Пудп – процесс удовлетворения потребности (попить, получить удовлетворение);

График 1

Теории мотивации.

Неоднозначная реакция конкретной личности на те или иные воздействия не дает четкого рецепта управления поведением человека. Попытки разрешить эту проблему привели к появлению множества различных теорий мативации. С точки зрения классификации Х.Шольца, представляется целесообразным их деление – в зависимости от предмета анализа – на три главных направления:

1) Теории, в основе которых  лежит специфическая картина  работника – эти теории исходят  из определенного образа работника,  его потребностей и мотивов.  К ним относятся такие как  «XY-теория» Макгрегора, теория «Z» Оучи …

2) Внутриличностные теории – анализируют структуру потребностей и мотивов личности и их проявление. Это теория иерархии потребностей А.Маслоу, теория потребностей К.Альдерфера, теория двух факторов Ф.Херцберга…

3) процессуальные теории  – выходят за рамки отдельного  индивида и изучают влияние  на мотивацию различных факторов  среды. К теориям этого типа  относят теорию трудовой мотивации  Д.Аткинсона, теория справедливости С.Адамса, теория мотивации В.Врума…

Хотя между этими теориями существуют принципиальные отличия, они тем не менее имеют нечто общее в своей основе, что отражает определенную общность в мотивации человека к действиям.

Заключение.

Мотивация является ключом к поведению человека. Не только внешняя среда и ситуация определяет состояние личности, но и ее внутренние причины. Вот несколько правил, которые  помогут в управлении мотивацией.

Первое правило: ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ  ПОДКРЕПЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЕЕ И КОНСТРУКТИВНЕЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО, ОСОБЕННО В ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ.

Второе правило: ПОДКРЕПЛЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ КОНКРЕТНЫМ И БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНЫМ. ЧЕМ МЕНЬШЕ ВРЕМЕННОЙ ИНТЕРВАЛ, ТЕМ  БОЛЬШЕ ЭФФЕКТ.

Третье правило: НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЕ  И НЕРЕГУЛЯРНЫЕ ПООЩРЕНИЯ СТИМУЛИРУЮТ  ЛУЧШЕ, ЧЕМ ОЖИДАЕМЫЕ И ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ.

Четвертое правило: ПРОЯВИТЕ ИСКРЕННЕЕ ВНИМАНИЕ К ОКРУЖАЮЩИМ.

Пятое правило: ДАЙТЕ ЛЮДЯМ  ПОЧУВТВОВАТЬ СЕБЯ ПОБЕДИТЕЛЕМ.

Шестое правило: ВЫДЕЛЯЙТЕ  ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ЦЕЛИ И ПООЩРЯЙТЕ  ИХ ДОСТИЖЕНИЯ.

Седьмое правило: ДАЙТЕ ЛЮДЯМ  ЧУВСТВО СВОБОДЫ ДЕЙСТВИЙ, ВОЗМОЖНОСТЬ  КОНТРОЛИРОВАТЬ СИТУАЦИЮ.

Восьмое правило: ТЕРПИЛИВО  СОЗДАВАЙТЕ УСТАНОВКУ НА СОТРУДНИЧЕСТВО, ДОБИВАЙТЕСЬ СНАЧАЛА МАЛЕНЬКИХ  УСТУПОК.

Девятое правило: НЕ УЩИМЛЯЙТЕ  САМОУВАЖЕНИЕ ДРУГИХ, ПРЕДОСТАВТЕ ИМ ВОЗМОЖНОСТЬ «СОХРАНИТЬ ЛИЦО».

Десятое правило: БОЛЬШИЕ  И РЕДКО КОМУ ДОСТАЮЩИЕСЯ НАГРАДЫ  ОБЫЧНО ВЫЗЫВАЮТ ЗАВИСТЬ, НЕБОЛЬШЫЕ  И ЧАСТЫЕ – УДОВЛЕТВОРЕНИЕ.

Одиннадцатое правило: РАЗУМНАЯ ВНУТРЕННЯЯ КОНКУРЕНЦИЯ – ДВИГАТЕЛЬ  ПРОГРЕССА.

Список литературы.

1. Розанова В.А. Психология  управления – М.: ЗАО «Бизнес-школа  «Интел-Синтез», 2000.

2. Авчиренко Л.К. Управление общением – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.

3. Удальцова М.В., Авчиренко Л.К. Социология и психология управления – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999.

4. Пугачев В.П. Руководство  персоналом организации – М.: Аспект Пресс, 1999.

5. Кравченко А.И. Социология  – М.: «Академический проект»,  Издательская корпорация «Логос», 1999.

6. Ильин Е.П. Мотивация  и мотивы – СПб.: Издательство «Питер», 2000.

7. Карнеги Д. Как завоевать  друзей и оказывать влияние  на людей: Пер. с англ./ общ. ред. и предисл. Зинченко В.П. и Жукова Ю.М. – М.: Прогресс, 1989.


Информация о работе Мотивация как фактор управления личностью