Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 18:55, контрольная работа
Менеджер должен всегда помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура не имеют смысла, если кто-то не выполняет запланированную работу. Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными полномочиями, сообразуясь с планом. Мотивация, то есть создание внутреннего побуждения к действиям, является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. Для того, чтобы мотивировать работников эффективно, менеджеру следует определить, каковы же на самом деле эти потребности, и обеспечить сотруднику способ удовлетворения этих потребностей. Мотивация необходима менеджеру для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ.
Мотивация – функция управления, направленная на поиск и выбор средств, побуждающих отдельного человека или группу людей выполнять определенную работу в данной организации для достижения поставленных целей.
Менеджер должен всегда помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура не имеют смысла, если кто-то не выполняет запланированную работу. Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными полномочиями, сообразуясь с планом. Мотивация, то есть создание внутреннего побуждения к действиям, является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. Для того, чтобы мотивировать работников эффективно, менеджеру следует определить, каковы же на самом деле эти потребности, и обеспечить сотруднику способ удовлетворения этих потребностей. Мотивация необходима менеджеру для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ. Существует стойкое заблуждение, что деньги побуждают человека трудиться усерднее. Однако истинные мотивы, которые заставляют отдавать работе максимум усилий, трудно определить, но они чрезвычайно сложны. Поэтому в менеджменте весьма важным является овладение специальными приемами и методами стимулирования трудовой активности людей. [1, 241
С понятием мотивации
тесно связано понятие
ПОТРЕБНОСТЬ- МОТИВ- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (цели действия)
Классификации мотивационной сферы выделяют внешние и внутренние мотивы:
- внешняя мотивация имеет
- внутренние мотивы –
В работе с персоналом в организации распространены внешние и внутренние вознаграждения. Внешние вознаграждения – разные виды выплат, льгот, материальные стимулирования, продвижения по службе. Внутренние вознаграждения- гордость за членство в организации, развитие творческих способностей, поощрение, взаимопомощь и поддержка. [2, 168]
Мотивация – ключевой момент
в управлении. Мотивация процесс
непрерывный, мотивируя
5 ступень - физиологические потребности, витальные.(заработать на еду, одежду)
4 ступень - потребность в безопасности и стабильности.
3 ступень- потребность в принадлежности к социальной группе, потребность в общении, в обществе
2 ступень – потребность в уважении и признании, потребность в позитивной оценке обществом его индивидуальности
1 ступень - потребности самореализации,
самовыражения. Потребность
Для каждой ступени пирамиды Маслоу можно подобрать практические рекомендации по мотивации сотрудника, находящегося на определенной ступени. 5 ступень- сотруднику необходима работа просто для добывания денег на еду и одежду.
4 ступень - здесь сотрудника
можно мотивировать, допустим, пенсионным
фондом, «белой» зарплатой,
3 ступень – руководителю можно мотивировать сотрудника тем, что быть с ним доброжелательным, чаще улыбаться, человек будет бояться потерять хороший коллектив. 2 ступень – мотивация похвала, комплимент, улыбка. 1 ступень - дать человеку специальное задание, провести проект, такое задание, чтобы ему было интересно.
В менеджменте широко используется метод «кнута и пряника», т.е. комбинация методов поощрения и наказания. Эта система должна совершенствоваться всегда в организации. Не всегда сотрудники хотят именно материального поощрения. Надо выяснить, что им интересно, что может послужить им вознаграждением, что может сделать им приятно. Некоторых работников можно успешно стимулировать с помощью четких и достижимых целей. Так, менеджеры имеют большие шансы добиться успеха, если они точно знают, из чего складывается этот успех; то же самое верно и для отдельных работников. Секрет использования постановки целей в качестве средства мотивации заключается в том, что работникам "позволяют" участвовать в определении их собственных задач.
Если цели навязываются сверху, все преимущества этого подхода, а именно "включения в игру" человеческих потребностей высших уровней, будут утрачены, и работники будут чувствовать, что кто-то манипулирует ими. Более того, очень важно, чтобы в эту систему была "встроена" обратная связь: тогда люди будут знать, достигают ли они в действительности своих целей.
Идея, лежащая в основе модификации
поведения, очень проста: следует
поощрять желательные действия и
не поощрять нежелательные. Исследования
показали, что похвала и признание гораздо
более важны для получения желаемого результата,
нежели неодобрение (выражается ли оно
в форме насмешки, сарказма или выговора).
Специалисты по управлению дают менеджерам,
которые хотят использовать принцип поощрения,
следующие рекомендации:
1. Поощряйте продуманные, а не опрометчивые
решения.
2. Поощряйте умение брать на себя риск,
а не избегать его.
3. Поощряйте творческий подход, а не бездумное
подчинение.
4. Поощряйте решительные действия, а не
бездеятельную созерцательность.
5. Поощряйте толковую, а не напряженную
работу.
6. Поощряйте упрощение, а не излишнее усложнение.
7. Поощряйте спокойных, продуктивно работающих
сотрудников, а не "авральщиков" (людей,
которые сами создают кризисные ситуации).
8. Поощряйте качественное, а не быстрое
выполнение работы.
9. Поощряйте лояльность по отношению к
компании.
Многие компании используют различные
формы поощрений, чтобы отметить хороших
работников. Это подарки, поездки и другие
виды признания.
В сегодняшней быстро
меняющейся экономике работникам некоторых
отраслей угрожает потеря основного
источника "безопасности" - работы,
позволяющей им кормить семью. Люди,
которые боятся утратить работу, бывают
очень слабо заинтересованы в
том, чтобы выполнять ее даже на своем обычном уровне. Они
также могут чаще сталкиваться с различными
семейными проблемами, страдать алкоголизмом,
психическими расстройствами и испытывать
другие личные затруднения, которые, безусловно,
влияют на их работу.
Для решения проблем, связанных с сокращениями
и увольнениями работников, существует
множество разнообразных способов. Один
из них - предоставление служащим возможности
пройти курс обучения новым специальностям
за счет компании. Промышленные рабочие
могут научиться управлять роботами и
другим автоматическим оборудованием;
менеджеры сферы обслуживания - стать
продавцами. Хотя многие люди полагают,
что приспособиться к изменениям очень
трудно, большинство из них ценит возможность
снова стать полезными - своей компании
или экономике в целом. После периода снижения
производительности труда, вполне естественного
при получении новой профессии, они вскоре
опять обретают стимулы работать в полную
силу.
Если большое количество служащих в одном
отделе или на рабочих местах определенного
типа испытывают проблемы, связанные с
мотивацией, есть вероятность, что причина
кроется в самой работе. В этом случае
лучшее средство повысить отдачу - найти
способ изменения структуры работы, а
не поведения служащих. А это обычно означает,
что следует смягчить авторитарный стиль
руководства, чтобы дать работникам возможность
почувствовать себя частью "команды".
Один из способов достичь этой цели - ПОЗВОЛЯЯ
работникам и менеджерам высказывать
свои идеи, руководство высвобождает их
творческую энергию, которая может быть
плодотворной при совместной работе. Другие
методы - такие, как расширение сферы деятельности
работников и усовершенствование рабочих
мест, внедрение гибкого графика, телекоммуникаций,
сокращение рабочего времени и деление
функциональной нагрузки, - тоже могут
использоваться с успехом. Главное, чтобы
введение альтернативных графиков работы
и мероприятия по совершенствованию организации
труда шли на пользу и компании в целом
и работнику. [ 3 ]
Рассмотрим способы мотивации персонала на примере одного магазина сети женской одежды. В магазине небольшой штат, всего несколько сотрудников, каждый из которых выполняет большой объем работы, поэтому каждый сотрудник очень важен и ценен. Продавец-консультант Арина работает в магазине более года, но зарекомендовала себя как отличный сотрудник, ежемесячно выполняя, а порою даже перевыполняя поставленный индивидуальный план. Зарплата Арины это не только фиксированный оклад, но и немаленький процент от выручки. Арина очень хорошо справляется не только со своими прямыми обязанностями, но и проявляет себя при выполнении других поручений, очень ответственно и добросовестно подходя к выполнению поставленных задач. Ее хорошая работа не раз была отмечена покупателями, и руководство магазина тоже была довольно ее работой. Арина ранее уже проявляла инициативу и лично интересовалась у управляющего возможностью ее карьерного роста. В магазине открылась вакансия второго товароведа, и управляющий предложил Арине попробовать себя в новой должности, но эта идея не была одобрена супервайзером магазина, она считает, что Арина хороший продавец, и что она должна продолжать работать на своей позиции и дальше. Возможно, зарплата Арины на позиции продавца и превышала зарплату товароведа, но Арине было важно продолжать дальше развиваться, попробовать себя на другой должности. После отказа она решила уволиться, и компания, в частности магазин потерял хорошего сотрудника. Арина прошла ступени 1-3 Маслоу, и хочет пройти на другой уровень. В этой ситуации, я бы посоветовала руководителю обратить внимание на своих сотрудников, дав им возможность удовлетворять свои потребности. Можно было предложить Арине поучаствовать в тренингах по продажам, заинтересовать ее повышением уровня своих продаж. Но в лучшем варианте, я считаю, что руководитель должен давать своим сотрудникам возможность развиваться в компании, продвигать их по служебной лестнице.
Управляющая Елена давно предлагала супервайзеру произвести в магазине некоторые изменения по расположению оборудования, аргументируя это большим спросом на определенный товар, и меньшим на другой, подкрепляя свои доводы фактами, отчетами, анализом. Но, директор имела свое мнение и не соглашалась, и изменения не произошли. Я считаю, что руководитель должен слушать и слышать своих подчиненных, давать им возможность высказать свои идеи, высвобождая их творческую энергию, которая может быть полезной при совместной работе. То, что руководитель выслушал и принял твой предложения и будет мотивацией для дальнейшей твоей работы, для дальнейшего развития. Это позволит всем сотрудникам магазина быть вовлеченными в общий процесс для улучшения качества обслуживания, для увеличения продаж, что несомненно объединит коллектив.
В одном из магазинов освобождается место управляющего в связи с его увольнением. На это место претендует девушка Катя, профессиональный сотрудник, с большим опытом работы в этой сфере, Катерина работает в должности зам.управляющего магазина, но супервайзер решает поставить на это место другого человека, свою знакомую, которая в сфере продаж никак себя не проявила, и не имеет лидерских качеств и опыта работы. Естественно, Катя чувствует себя ненужной фирме, ведь ее заслуги никак не поощряются, у нее появляется ощущение, что, возможно, ее профессиональные качества не так уж и хороши. В такой ситуации, способом мотивации может послужить предложение Кате поучаствовать в тренингах, отправить Катю в командировку, дополнительно материально это оплачивая, дать почувствовать себя нужной фирме, возможно, объявить ей благодарность, как хорошему сотруднику, расширить круг ее полномочий, вверив ей новые обязанности, провести развивающее интервью, с целью выявления ее неоспоримых достоинств, тактично указать места, где надо доработать.
В любом случае, способов мотиваций персонала существует великое множество. Все они индивидуальны и требуют от руководителя личного подхода к каждому сотруднику.