Мотивация в профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 17:31, контрольная работа

Описание работы

В зависимости от того, на какой стадии остановился мотивационный процесс, какова степень осознанности (понимаемости) причин возникающего побуждения, а также степень удовлетворения потребности (достижения цели, за¬планированного результата), мотивационные образования могут иметь не только разную структуру, время существования, но и разные названия. Цель данной работы – рассмотреть основные виды мотивационных образований личности.

Содержание работы

Введение 1. Мотивационные состояния 2. Мотивационная установка 3. Влечения, желания, хотения 4. Мотивационные свойства личности 5. Интересы 6. Мотивационная сфера личности 7. Направленность личности Заключение Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

конторольная мотивация профессиональной деятельности.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)


Содержание       Введение            1. Мотивационные состояния         2. Мотивационная установка         3. Влечения, желания, хотения        4. Мотивационные свойства личности       5. Интересы           6. Мотивационная сфера личности        7. Направленность личности         Заключение           Список используемой литературы                                                                                                                                                                                                                                                                            Введение       И в обыденной жизни, и в психологической литературе наряду с понятием мотивы мы часто говорим о наших желаниях, влечениях, намерениях, различных интересах личности, которые также побуждают человека к деятельности и нередко принимаются за мотивы его поведения. Все они так или иначе характеризуют мотивационную сферу личности и входят в группу мотивационных образований.       В зависимости от того, на какой стадии остановился мотивационный процесс, какова степень осознанности (понимаемости) причин возникающего побуждения, а также степень удовлетворения потребности (достижения цели, запланированного результата), мотивационные образования могут иметь не только разную структуру, время существования, но и разные названия.   Цель данной работы – рассмотреть основные виды мотивационных образований личности.                                                                                                                                                                                                                                1. Мотивационные состояния     Актуальную потребность можно рассматривать как потребностное состояние. Поскольку оно связано с мотивацией, его можно отнести к мотивационным состояниям.     

Разновидностями потребностного состояния в определенной степени  являются влечение и любопытство; именно так, как состояния, их рассматривает  Н. Д. Левитов (1964). Он говорит и о заинтересованности как состоянии, отражающем актуализацию интереса. Но если ситуативную заинтересованность (как переживание интереса, увлеченность) можно отнести к состояниям, то устойчивая заинтересованность характеризует, очевидно, уже отношение, а не состояние.

Когда человек говорит, что он соскучился, то это тоже означает, что у него возникло мотивационное состояние, обусловленное появившейся потребностью в общении с близкими или желанием, например, поработать после длительного отдыха, вынужденного перерыва.

Имеется ряд состояний, связанных со вторым и третьим этапами мотивации — перебором вариантов удовлетворения потребности и принятием решения. Это состояния когнитивного диссонанса, сомнения, неуверенности, растерянности, замешательства, страха (боязни), надежды.

Когнитивный диссонанс («опознавательное несоответствие»), негативное побудительное состояние, возникает в ситуации, когда субъект одновременно располагает по крайней мере двумя противоречивыми мнениями о чем-то или о ком-то, и эти мнения не могут быть согласованы друг с другом. Это порождает у субъекта стремление к устранению возникшего диссонанса.

Состояние сомнения Н. Д. Левитов рассматривает как сложное состояние, в которое входят: неуверенность, недоумение, раздумье о правильности, сознание недоказательности, неубедительности, переживание неудовлетворенности тем, что выдается за истину. Он отмечает, что состояния сомнения настолько разнообразны, что назвать их словом «сомнение» можно только условно.

Н. Д. Левитов выделяет состояние мечтательности. Это погружение в мечту, фантазию, сопровождающееся переживанием положительных эмоций удовлетворения, радости.

Надежда является одним из мотивационных состояний, связанных с переживанием, возникающим у человека при ожидании желаемого события, и отражающих предвосхищаемую вероятность его реального осуществления. Надежда формируется на основе субъективного опыта, накопленного в прошлом в сходных ситуациях, и познания объективных причин, от которых зависит ожидаемое событие. Предсказывая возможное развитие событий в сложившихся обстоятельствах, надежда играет роль внутреннего регулятора деятельности, помогающего человеку определять ее последствия и целесообразность. При сильно выраженной потребности надежда может сохраняться и при отсутствии обосновывающих ее условий (в расчете на случай, везение, удачу).

 Надежда, а также мечта связаны с наличием у человека мотивационной установки.

2. Мотивационная установка      Мотивационная установка — это задание для себя, запланированное, но отсроченное, или намерение, которое будет осуществлено при появлении нужной ситуации, повода. Ее можно рассматривать как латентное состояние готовности к удовлетворению потребности, реализации намерения (наподобие того, как пламя «переходит» в тлеющие угли, но, стоит только подбросить дров, как вспыхивает вновь).

Мотивационная установка  может возникать и без неудачных  попыток достичь цели как долговременное намерение (замысел). При этом мотивационная установка-намерение может проявляться в различных формах: в виде принятого задания, взятого обязательства, данного обещания, мечты.

Намерение как мотивационная  установка, по существу, понимается и Л. И. Божович. Согласно ее точке зрения, намерения формируются, во-первых, когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено, во-вторых, когда удовлетворение потребности не может быть достигнуто непосредственно, а требует достижения промежуточных целей, не имеющих собственной побудительной силы. В этом случае возникшее у человека намерение выступает в качестве побудителя действий, направленных на достижение промежуточных целей. Здесь, очевидно, подходит пример, описываемый А. Н. Леонтьевым, с зарабатыванием денег для удовлетворения имеющихся потребностей: деньги не удовлетворяют потребности непосредственно, а лишь служат для приобретения предметов удовлетворения потребностей. Работа для зарабатывания денег побуждается намерением, но при этом у человека может отсутствовать желание (потребность) работать. Намерение базируется на понимании необходимости, долженствования.

Побудительная сила намерения, как указывает Л. И. Божович, является синтезом двух образующих: влияния непосредственной потребности и воздействия интеллектуальной активности, посредством которой человеком осознаются средства, позволяющие достичь удовлетворения потребности. Следовательно, намерение представляет собой возникающее в процессе психического развития человека новое функциональное образование, в котором в неразрывном единстве выступают аффективные и интеллектуальные компоненты.

Побуждения, идущие от намерения, обладают теми же динамическими свойствами (силой, напряженностью и другими), что и побуждения, идущие непосредственно от потребности. Человек, побуждаемый принятым намерением, может действовать даже вопреки непосредственному желанию. Таким образом, как заключает Л. И. Божовйч, намерение организует поведение человека, позволяет ему произвольно действовать с целью удовлетворения потребностей.

В общем, как отмечает Ильин, намерения можно рассматривать не только как долговременные (мотивационные установки), но и как срочные, оперативные. Если оперативные намерения приводят к возникновению побуждения «здесь и сейчас», (как замечает В. А. Иванников (1990) побуждение всегда остается ситуативным образованием, оно никогда не хранится в памяти), то намерения долговременные хранятся в памяти, но в данный момент лишены побуждения. Последнее — трансформируется в готовность осуществить намерение при появлении соответствующих условий. При этом важным свойством намерения — мотивационной установки — является то, что, оставаясь в долговременной памяти, оно может использоваться многократно и без предшествующего формирования всей структуры мотива (правда, возможны различного рода поправки в этом намерении, касающиеся средств и способов удовлетворения потребности).

Таким образом, мотивационная  установка является тем психологическим  образованием, которое рядом авторов (В. Г. Асеев, В. И. Ковалев) относится к потенциальным мотивам, которые сформировались, но не проявляются в данный момент.

 

                    3. Влечения, желания, хотения     Среди мотивационных образований особое место занимают влечения, желания и хотения. Как и в отношении других психологических понятий, связанных с мотивацией, их толкование далеко не однозначно и имеет длинную историю. Существует два подхода к определению этих понятий.  Первый из них пытается развести эти понятия, найти в каждом свое собственное психологическое содержание. В наиболее яркой форме этот подход представлен в работах С.Л.Рубинштейна. По его мнению, влечение — это органическая потребность, отраженная в органической (интероцептивной) чувствительности. Оно имеет соматический источник — раздражение, идущее «изнутри организма». Таким образом, влечение — это одна из форм проявления потребностей, начальный этап в ее осознании. По мере осознания субъектом своей потребности, потребность переходит в желание. Рубинштейн подчеркивает, что в желании отражается его предметная определенность, т.е. происходит осознание предмета удовлетворения потребности. Таким образом, желание включает в себя знания субъекта о цели действия.                   Хотение — это устремленность субъекта на овладение предметом желания, т. е. на достижение цели. Хотение, по мнению С. Л. Рубинштейна, возникает тогда, когда желанна не только цель, но и действие, которое к ней приводит.           Представители второго подхода считают, что влечение, желание, хотение — это скорее синонимы, (особенно это касается двух последних терминов), выражающие различные стороны и оттенки одних и тех же переживаний, и поэтому предлагают пользоваться термином — влечение (В. С. Дерябин).

     4.  Мотивационные свойства личности     Мотивационные свойства (черты) личности – это закрепившиеся и предпочитаемые способы формирования мотивов. К мотивационным чертам личности относят: уровень притязаний, мотивы достижения успеха или избегания неудачи, мотив аффилиации (стремление человека быть в обществе других людей), власти и т.д.

Способы формирования мотивов  разделяют на экстернальные и  интернальные. Первые характеризуются  тем, что мотив формируется под воздействием внешних факторов, вторые — формированием мотива исходя из собственных побуждений.

К мотивационным свойствам  личности, связанным с экстернальностью, относятся:

а)   безропотность, кротость, покорность-послушность, безоговорочное подчинение чужим требованиям, приказам;

б)  уступчивость, покладистость, податливость на уговоры;

в)  реактивность — легкость возникновения побуждения к совершению чего-нибудь под влиянием внешних воздействий.

К мотивационным свойствам  личности, связанным с интернальностью, относятся:

а)   инициативность — стремление к самостоятельному принятию решения, без посторонней помощи, подсказки;

б)  упрямство —  неуступчивость внешним воздействиям, стремление добиться своего, вопреки разумным доводам, необходимости.

Можно выделить также  мотивационные свойства личности, связанные  с особенностями принятия решения, работой «внутреннего фильтра»:  догматичность, капризность, своенравность, самодурство,  эгоистичность,   нерешительность, легкомыслие, безрассудность, безответственность, авантюрность, импульсивно, корыстолюбие, самоуверенность,  своеволие,   предусмотрительность, дальновидность,  благоразумие,   обстоятельность,  самостоятельность,  рисковость.                     5.  Интересы        Среди различных психологических феноменов, принимаемых за мотив или побуждение к деятельности, большое внимание уделяется интересам. Большинство психологов связывают интерес с потребностью, но понимают эту связь по-разному. Одни сводят интерес к определенной форме самых разных потребностей, не только познавательных, другие считают, что интерес — более сложное и широкое явление, чем простая потребность. Третьи полагают, что интересы (познавательные, эстетические) перерастают в первую жизненную потребность человека, четвертые — что интерес вырастает из познавательной потребности, но не сводится к ней, однако утвердившийся интерес может стать потребностью. А. В. Петровский полагает, что интерес — это лишь эмоциональное проявление познавательных потребностей человека. Таким образом, читая психологическую и философскую литературу, трудно понять, что первичнее — потребность или интерес. Неслучайно Б. И. Додонов видит основной узел противоречий и дискуссий по данному вопросу во взаимоотношении интересов и потребностей.

Многими интерес связывается  с познавательной потребностью и деятельностью человека. А. Г. Ковалев пишет, что потребность в познании выступает как общая потребность в ориентировке: человек нуждается в знании мира, в котором живет, у него имеется стремление к познанию специфических явлений действительности (склонность к наукам). А. В. Петровский считает, что интерес — это эмоциональное проявление познавательной потребности, форма проявления этой потребности.

В то же время некоторые психологи не отождествляют стремление к познанию с интересом. Так, А. Г. Ковалев пишет, что каждый интерес включает в какой-то мере познавательное отношение личности к объекту, но не может быть сведен к нему. Нечто подобное можно найти и в высказываниях Б. И. Додонова, утверждающего, что познавательное отношение к объекту — это еще не интерес, учить можно и без интереса. В то же время познавательное отношение есть и у кошки, с интересом посматривающей на хозяйкину кошелку. «Но есть ли у нее интерес?» — сомневается Б. И. Додонов.

Информация о работе Мотивация в профессиональной деятельности