Мотивация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 21:57, доклад

Описание работы

На протяжении многих веков руководители применяли различные средства заинтересованности человека к труду Должное внимание этой проблеме уделяли ученые, постоянно исследовали природу мотивации человека к труду

Файлы: 1 файл

Мотттивация.docx

— 28.63 Кб (Скачать файл)

На протяжении многих веков руководители применяли различные средства заинтересованности человека к труду Должное внимание этой проблеме уделяли ученые, постоянно исследовали природу мотивации человека к труду

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.

Понятие «мотивация» более широкое, чем понятие «мотив». Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-первых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.), во-вторых, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Достойные цели, перспективные планы, хорошая организация будут малоэффективны, если не обеспечена заинтересованность исполнителей в их реализации, т.е. мотивация. Мотивация может компенсировать многие недостатки других функций, например недостатки в планировании, но слабую мотивацию практически невозможно чем-то компенсировать.

Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать.

Высокомотивированные индивиды больше работают и, как правило, достигают лучших результатов в своей деятельности. Мотивация — это один из важнейших факторов (наряду со способностями, знаниями, навыками), который обеспечивает успех в деятельности.

В мотивационной сфере выделяются:

  • мотивационная система личности — общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;
  • мотивация достижения — потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей;
  • мотивация самоактуализации — высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.

Но смысл деятельности человека заключается не только в получении результата. Привлекать может деятельность сама по себе. Человеку может нравиться процесс выполнения деятельности, например проявление физической и интеллектуальной активности. Подобно физической активности, умственная активность сама по себе приносит человеку удовольствие и является специфической потребностью. Когда субъекта побуждает сам процесс деятельности, а не его результат, то это свидетельствует о наличии процессуального компонента мотивации. В процессе учебы процессуальному компоненту отведена очень важная роль. Стремление преодолеть трудности в учебной деятельности, испытать свои силы и способности может стать личностно значимым мотивом учебы.

Мотивация – это осознанное человеком побуждение к активности, целенаправленному действию, решению поставленных задач. Стремление является внутренним и проявляется только тогда, когда оно до конца понято субъектом. В основе мотивации лежит определённая потребность (физиологическая, духовная, ценностная), после удовлетворения которой импульс к действию существенно снижается.

Стимулирование – это мера внешней поддержки, благодаря которой осуществляется воздействие на активность человека. Главная задача такого процесса – ускорение управленческих процессов, склонение субъекта к совершению ожидаемого действия, изменение поведения. Стимулирование может быть как позитивным (вознаграждение), так и негативным (угроза применения санкций).

Одна японская фирма известила сотрудников о том, что каждый менеджер, наладивший хорошие отношения с подчиненными, получает к жалованью бонус (около 3000 долл. США). Еще один интересный вид поощрения придумали в маркетинговой компании – там сотрудники могут взять отгул на полдня в период распродаж в супермаркетах; также работникам идут навстречу (дают отгул на целый день), если у них возникли проблемы в личной жизни. В этой статье Ваши коллеги из России расскажут о способах мотивирования, которые они используют в своих компаниях.

Российский пример – Артемий Лебедев. Чтобы улучшить имидж должности, он заменил «администратора кафе» на «хозяйку кафе». Согласитесь, это звучит куда приятнее. Да и работается «хозяйкой», наверняка, лучше.

Может, он подглядел этот метод у Стива Джобса? Тот придумал консультантам своего знаменитого офиса – стеклянного куба на Пятой авеню в Нью-Йорке – необычные должности: «гении». С одной стороны, это часть маркетинговой концепции для покупателя (консультанты бесконечно приветливые и все знают о продукции Apple). С другой стороны, человек, работающий «гением» вряд ли захочет уволиться.

Офисы Google, кажется, известны в каждом уголке планеты. Несбывшаяся мечта всех офисных клерков, вынужденных работать в стандартных open space и смотреть на фотографии из Google.

Например, их лондонский офис выглядит совсем как большой дом. Пространство не заставлено столами, а открыто. Огромные диваны, просторные комнаты, и у каждой свой личный дизайн. Все поделено на тематические зоны: приемная, библиотека, спортивный зал, кабинки для приватных бесед, кафе, ресторан и прочие помещения. Из окон открывается панорамный вид на центр Лондона.

Выездной офис

Кто в жаркий летний день не мечтает покинуть офис? Или в хмурый осенний вечер оказаться не в open space, а в любимой кофейне? В компании Yota придумали проект Yota Air — день работы вне офиса. Один раз в месяц штат трудится на свежем воздухе, в кафе или везде, где есть Wi-Fi и простор, чтобы уместиться всем коллективом. Что примечательно – это российская компания, а для нас это пока нетипично.

Иногда компании, стараясь сделать что-то необычное, для сплочения коллектива используют весьма сомнительные методы. И пытаясь войти в историю, становятся объектом массового обсуждения.

Гимн компании

Еще один пример неудачного метода сплочения – гимн компании.

По идее, сотрудники должны проникновенно петь гимн, чувствуя преданность к компании, стремление добиться одной цели. На деле гимны далеки от шедевров: излишний пафос, примитивный мотив, желание объединить рыночные преимущества и «мы первые, мы лучшие».

Например, строчки из гимна «Татнефть»:

«”ТАТНЕФТЬ” ДЛЯ НАС ДЛЯ ВСЕХ ВТОРАЯ МАТЬ,

У НАС ПО ЖИЛАМ НЕФТЬ ТЕЧЕТ, НАВЕРНОЕ,

МЫ ЗА НЕЕ ГОТОВЫ ВСЕ ОТДАТЬ,

ВСЕ САМОЕ, ЧТО ЕСТЬ В НАС СОКРОВЕННОЕ».

А обязательное исполнение на корпоративах или утренних планерках добавляет налет секты.

Корпоративные ролики

Некоторые компании снимают видео для поднятия корпоративного духа, и потом эти ролики попадают в сеть: ремиксы на известные песни, танцы, спецэффекты на уровне фильмов 80-х. Для внутреннего пользования  они, возможно, и хороший фон на корпоративе, но когда они попадают в интернет, там начинается массовое обсуждение. Так, в 2012 году прославились, таможня Владивостока, банк «Уралсиб», в 2010 году – МТС. 
http://www.youtube.com/watch?v=IyVmPyUC1-s 
http://www.youtube.com/watch?v=sw28yIPY27E&feature=youtu.be 
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=3pPW9_ydqgk 

 

Основные мотивы человека

Возникшие потребности заставляют человека активно искать способы их удовлетворения, становятся внутренними побудителями деятельности, или мотивами. Мотив (от лат. movero — приводить в движение, толкать) — это то, что движет живым существом, ради чего оно тратит свою жизненную энергию. Будучи непременным «запалом» любых действий и их «горючим материалом», мотив всегда выступал на уровне житейской мудрости в различных представлениях о чувствах (удовольствие или неудовольствие и др.) — побуждениях, влечениях, стремлениях, желаниях, страстях, силе воли и т.д.

Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п. Так, ученого к научной деятельности могут побуждать следующие мотивы: самореализация, познавательный интерес, самоутверждение, материальные стимулы (денежное вознаграждение), социальные мотивы (ответственность, стремление принести пользу обществу).

Мотивы могут быть самые разные:

  • органические — направлены на удовлетворение естественных потребностей организма и связаны с ростом, самосохранением и развитием организма;
  • функциональные — удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например занятия спортом;
  • материальные — побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов;
  • социальные — порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение;
  • духовные — лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.
  • Органические и функциональные мотивы в совокупности составляют мотивацию поведения и деятельности личности в тех или иных обстоятельствах и могут не просто влиять, но изменять друг друга.

Есть и другие подходы к классификации мотивов. Например, по степени общественной значимости выделяют мотивы широкого социального плана (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и др.), группового плана и индивидуально-личностного характера. Различают также мотивы достижения цели, избежания неудач, мотивы одобрения, аффилиационные (сотрудничество, партнерство, любовь).

Мотивы не только побуждают человека к действию, но и придают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл. На практике важно учитывать, что люди, совершая одинаковые по форме и предметным результатам поступки, нередко руководствуются разными, порой противоположными мотивами, придают разное личностное значение своему поведению, действиям. В соответствии с этим и оценка поступков должна быть различной: и нравственной, и правовой.

К сознательно обоснованным мотивам следует отнести ценности, убеждения, намерения.

Ценность — личностно окрашенное отношение к миру, возникающее на основе не только знания и информации, но и собственного жизненного опыта. Ценности придают смысл человеческой жизни. Непреходящее значение в мире ценностных ориентаций человека имеют вера, воля, сомнение, идеал. Ценности — часть культуры, получаемая от родителей, семьи, религии, организаций, школы и окружающей среды. Культурные ценности — это широко поддерживаемые убеждения, определяющие, что желательно и что верно.

Убеждения - это мотивы практической и теоретической деятельности, обоснованные теоретическими знаниями и всем мировоззрением человека. Например, человек становится учителем не только потому, что ему интересно передавать знания детям, не только потому, что он любит работать с детьми, но и потому, что хорошо знает, как многое в создании общества зависит от воспитания сознательности. Это значит, что он выбрал свою профессию не только из интереса и по склонности к ней, но и по своим убеждениям.

Намерение — сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с четким представлением средств и способов действия. Здесь объединяются побуждение к действию и планирование. Намерение организует поведение человека.

Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе — у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, — высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.

Мотивировать человека означает затронуть его важные интересы, создать ему условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности. Для этого человек по меньшей мере должен: быть знаком с успехом (успех — это реализация цели); иметь возможность увидеть себя в результатах своего труда, реализовать себя в труде, ощущать свою значимость.

 


Информация о работе Мотивация