Мотивы работника и их стимулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 18:57, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение мотивации и стимулирования работника на предприятии.
Объект исследования – мотивация и стимулирование труда. Предмет исследования – мотивы, стимулы, правила мотивации, принципы и основные формы стимулирования, виды мотивов. Задачи:
Изучить литературу по данной теме.
Выявить сущность мотивации и стимулирования работника, дать основные понятия.
Рассмотреть такие составляющие компоненты как виды мотивов, правила мотивации, методы мотивации, принципы стимулирования и мотивации, основные формы мотивации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………4
Глава 1. Мотивация труда………………………………………………………..5
Глава 2. Стимулирование труда………………………………………………15
Глава 3. Взаимосвязь стимулирования и мотивации труда………………22
Заключение…………………………………………………………………………………………………26
Список литературы……………………………………………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

контрольная работа управление ресурсами.docx

— 64.13 Кб (Скачать файл)

 

  • Правила, соблюдение которых позволит повысить эффективность мотивационных мероприятий в организации:

 

  • Похвала эффективнее порицания и неконструктивной критики.
  • Поощрение должно быть осязаемым и желательно незамедлительным (минимизация разрыва между результатом труда и поощрением).
  • Непредсказуемые и нерегулярные поощрения мотивируют лучше, чем ожидаемые и прогнозируемые.
  • Проявление постоянного внимания со стороны руководства к работнику и членам его семьи.
  • Нужно предоставлять работникам возможность чувствовать себя победителями.
  • Следует поощрять работников за достижение промежуточных целей.
  • Желательно предоставлять работникам возможности ощущения своей самостоятельности и контроля за ситуацией.
  • Не следует ущемлять самоуважение работников, давая им возможность «сохранить лицо».
  • Лучше награждать небольшими и частыми поощрениями наибольшее количество работников.
  • В организации всегда должна присутствовать разумная внутренняя конкуренция - дух соревнования, способствующий прогрессу.
  • Методы мотивации

Методы мотивации труда  аналогичны методам, используемым в  управлении персоналом вообще. Среди них есть общие, широко применяемые в управлении другими объектами (производством, народным хозяйством в целом): административные, экономические, социальные и большое количество конкретных частных методов.

Административные  методы. Для них характерно прямое централизованное воздействие субъекта на объект управления. Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость трудовой дисциплины, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, культура трудовой деятельности. В систему административных методов входят:

  • Организационно-стабилизирующие методы (федеральные законы, указы, уставы, правила, госстандарты и др.), то есть правовые нормы и акты, утвержденные государственными органами для обязательного выполнения.
  • Методы организационного воздействия (регламентирование, инструкции, организационные схемы, нормирование труда), действующие внутри организации. Документы регламентируют состав, содержание и взаимосвязи всех подсистем организации.
  • Распорядительные методы (приказы, распоряжения) используются в процессе оперативного руководства.
  • Дисциплинарные методы (установление и реализация форм ответственности).

Экономические методы. С помощью данной группы методов осуществляется материальное стимулирование коллективов и отдельных работников. Они основаны на использовании экономического механизма управления. Экономические методы - это элементы экономического механизма, с помощью которых обеспечивается прогрессивное развитие организации5. Это целая система мотивов и стимулов, побуждающих всех работников плодотворно трудиться на общее благо. Среди них выделяют:

  • методы, используемые федеральными и региональными органами управления (налоговая система, кредитно-финансовый механизм регионов и страны в целом);
  • методы, используемые организацией (экономические нормативы функционирования предприятия, система материального поощрения работников, система ответственности за качество и эффективность работы, участие в прибылях и капитале).

Социально-психологические  методы. Социальные методы связаны с социальными отношениями, с моральным и психологическим воздействием. С их помощью активизируются гражданские и патриотические чувства, регулируются ценностные ориентации людей через мотивацию, нормы поведения, создание социально-психологического климата, моральное стимулирование, социальное планирование и социальную политику в организации. В состав данных методов входят:

  • Формирование коллективов, учитывая типы личности и характера работников, создание нормального психологического климата, творческой атмосферы. Здесь в целях эффективной мотивации необходимо учитывать, что отношение к труду у всех разное. Особое мнение руководители должны обращать на отношение сотрудников к труду как к объекту (внутреннему или внешнему), то есть экстра- или интроверсия. Именно на таких принципах и следует формировать коллектив.
  • Личный пример руководителя своим подчиненным. Во-первых, это имидж менеджера, который оказывает мотивационное воздействие на сотрудников в плане их самовыражения и причастности к работе на фирме с эффективным руководителем. Кроме этого, на личном примере часто основывается власть руководителя, необходимая для осуществления других функций по управлению персоналом.
  • Ориентирующие условия, то есть цели, организации и ее миссия. Каждый сотрудник должен знать эти цели, поскольку, удовлетворяя личные потребности, он одновременно работает, чтобы выполнить цели, стоящие перед организацией в целом.
  • Участие работников в управлении, то есть партисипативное управление, о котором мы говорили в предыдущей главе.
  • Удовлетворение культурных и духовных потребностей - это возможности социального общения сотрудников. Многие руководители, делающие ставку на персонал, особенно в организациях, не занимающихся материальным производством, а оказывающих услуги населению (консалтинг, инжиниринг и другие виды деятельности), стараются проводить в свободное время мероприятия по организации досуга своих сотрудников и членов их семей или отмечают знаменательные события в жизни фирмы или особо отличившихся ее сотрудников совместными походами в ресторан, клуб и т. п. Такие мероприятия считаются гораздо более значимыми в плане повышения мотивации труда, чем элементы материального стимулирования, применяемые к отдельным работникам
  • Установление социальных норм поведения и социальное стимулирование развития коллектива. Практически любой человек придерживается каких-либо этических норм поведения. Такие нормы необходимы не только в быту, но и в трудовой деятельности людей. Поэтому если руководство определяет социальные нормы поведения или они вырабатываются на основе соглашения между членами коллектива и руководством либо на основании выработанных годами традиций, то такое положение вещей способствует повышению социально-нравственного климата в коллективе и является важным мотивирующим фактором (отсутствие конфликтов, согласие и т. д.)

 

  • Теории мотивации

 

Влияние мотивов на деятельность личности в рабочей среде и  в процессе труда давно привлекало внимание ученых и практиков. Результатом  этого внимание стали теории мотивации  труда

  • Классические  теории мотивации
  • Теория научного управления Тейлора
  • Представители школы человеческих отношений
  • Содержательная теория мотивации Маслоу
  • Теория мотивации Херцберга
  • Теория Дугласа Макгрегора
  • Уильям Оучи и теория z
  • Мотивационные модели труда
  • Процессуальные теории мотивации труда
  • Мотивационная теория ожидания Виктора Врума
  • Теория мотивации Адамса
  • Модель трудового поведения

 

 

 

 

 

Глава 2. Стимулирование труда

Вознаграждение служит для  побуждения людей к эффективной  деятельности. В совокупности с понятием мотивация термин «вознаграждение» имеет более широкий смысл, чем  просто деньги или удовольствия, с  которыми чаще всего это слово  ассоциируется. Вознаграждение ( стимулирование) - это все, что работник считает ценным для себя. Но понятия ценности у людей специфичны, а следовательно, различна оценка вознаграждения и его относительной ценностей.

Стимулирование  труда - это прежде всего внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала. Одновременно оно несет в себе и нематериальную нагрузку, позволяющую работнику реализовать себя как личность и работника одновременно. Стимулирование выполняет экономическую, социальную и нравственную функции.

  • Экономическая функция выражается в том, что стимулирование труда содействует повышению эффективности производства, которое выражается в повышении производительности труда и качества продукции.
  • Нравственная функция определяется тем, что стимулы к труду формируют активную жизненную позицию, высоконравственный общественный климат в обществе. При этом важно обеспечить правильную и обоснованную систему стимулов с учетом традиции и исторического опыта.
  • Социальная функция обеспечивается формированием социальной структуры общества через различный уровень доходов, который в значительной степени зависит от воздействия стимулов на различных людей. Кроме этого, формирование потребностей, а в итоге и развитие личности предопределя<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: '

Информация о работе Мотивы работника и их стимулирование