Муниципальная власть и население: проблемы взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:53, контрольная работа

Описание работы

Хотелось бы отметить, что проблема отчуждения населения от местной власти не сводиться к решению какой-либо одной проблемы. Эта симптоматичная характеристика сегодняшнего российского общества вызвана множеством факторов, среди которых можно выделить в первую очередь экономические, социальные причины. Я уверена, что их может объяснить каждый. В контексте темы курсовой работы я поставила задачей рассмотреть проблемы взаимодействия местной власти и СМИ, взаимодействия с населением, понимание и представление последнего о роли местного самоуправления в России.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................3
1.Местное самоуправление в глазах населения………………………… 6
2. Взаимодействие муниципальных органов с населением………..…..13
3. Взаимодействия населения и органов местного самоуправления…. 16
Заключение……………...………………………………………………...18
Список использованной литературы…………………………………….19

Файлы: 1 файл

мм.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

- те, кто живет в деревне, хотели бы в первую очередь получить в собственность землю, природные и водные ресурсы;

- работники аппарата считают, что, прежде всего надо передать местному самоуправлению объекты социально-культурного назначения.

Подводя итог всему вышесказанному, можно говорить о том, что местная  власть воспринимается населением как  вполне способная в силу своих  полномочий решать повседневные проблемы жителей, но степень ее эффективности  не высока. Характер местной власти в глазах населения выглядит двояко. С одной стороны, это наиболее деятельная составляющая в структуре власти в целом (что подтверждается вышеприведенными данными всероссийских социологических опросов). С другой стороны, она воспринимается населением как косная и медлительная, в основном из-за того, что усилия, затраченные на общение с нею, зачастую абсолютно не адекватны полученному результату.

Низкую эффективность  работы муниципальных властей по решению проблем граждан население  напрямую связывают с бездействием и некомпетентно­стью федеральной власти (Президента и Правительства России), а также судебной власти1.

Именно эти инстанции, по мнению населения, попустительствуют  всевозможным крупномасштабным жуликам, обирающим как простой народ, так и мелких и средних предпринимателей, действующим на местах. Участники опроса крайне неудовлетворенны характером и достоверностью информации, поступающей из органов местного самоуправления, в том числе в ответ на запросы граждан. Респонденты уверены, что на свой запрос гражданин получит лишь ту информацию, которую организация захочет до него довести, а не ту, которая ему нужна.

Большинство участников опросов в той или иной степени  знакомы с Федеральным законом "Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ", но понимание прав и обязанностей, возложенных законодательством на органы местного самоуправления, у абсолютного большинства опрошенных ограничивается лить узким кругом повседневно решаемых проблем.

Неудивительно поэтому, что участники опроса, в большинстве  случаев, не смогли определить, до какого уровня простирается местное самоуправление (микрорайон, село, поселок, городской и сельский район, город, область). Правда, некоторым из них оказалось известно, что этот вопрос определяется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", однако как именно, - они четко не представляют. Понимание опрошенными функций и задач местного самоуправления отмечается, как правило, в самом общем плане. Однако все участники опроса полагают, что для дальнейшего развития местного самоуправления необходимо, во-первых, совершенствование работы органов местного самоуправления, и, во-вторых, обучение людей приемам и практике общения с властными структурами всех уровней.

Как выяснилось, органы местного самоуправления воспринимаются населением вовсе не как демократический институт, в который местное, сообщество делегирует своих представителей для решения проблем местного значения, а как еще одна очередная властная структура, в отношении к которой человек становится в позицию противостояния2. Поэтому вполне естественно, что во взаимоотношениях с этой структурой граждане предпочитают использовать, прежде всего, хорошо знакомые всем механизмы взаимодействия с властью — личные связи, неформальные контакты, взятки, а не активно задействовать формы и методы демократии, предоставленные в распоряжение местного сообщества законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Отмечалось отсутствие практической возможности отстаивать в судебном порядке свои права и экономические интересы, урегулировать с муниципальными властями спорные вопросы и разногласия в суде.

Также в последнее  время для населения провинций  наблюдается спад общественной и  политической активности граждан, что  видно при выборах в органы местного самоуправления1. И здесь трудно не согласиться с приведенными причинами отчуждения населения. Это:

Отсутствие среднего класса;

Тоталитарность мышления основной части населения. В сознании многих людей сохраняется образ  сильного хозяина, который решит за них проблемы;

Отсутствие у большей  части населения политической грамотности  способности оценивать политиков  не по обещаниям, а по их реальной деятельности;

Дискредитация власти в  глазах населения, что отбивает у  них желание участвовать в  политическом процессе.

Считаю необходимым  привести некоторые представления  муниципальных служащих о задачах  и принципах организации системы  местного само­управления, и препятствиях, с которыми сталкивается реформа  местного самоуправления. Данные были получены на основе социологического исследования в феврале-мае 1999 по запросу Управления по вопросам местного самоуправления Президента РФ.

 

 

 

 

 

2. Взаимодействие муниципальных  органов с населением

 

 Работники органов  муниципального управления подчеркивают  необходимость взаимодействия с населением и учет инициатив местного сообщества. Служащие и депутаты местных органов власти, нерасположенные к взаимодействию с населением, относительно немногочисленны: всего 20% муниципальных служащих считают, что "серьезное рассмотрение всех инициатив населения отвлекает органы местного самоуправления от решения оперативных проблем и снижает эффективность муниципального управления".

В то же время муниципальные  служащие невысоко оценивают готовность местного сообщества реально участвовать в управлении муниципальным образованием, активность населения в принятие решений. Муниципальные служащие считают, что инициативы местного сообщества не всегда носят конструктивный характер (64%), что население еще не готово к проявлению инициативы и активному участию в решении проблем муниципального образования (60-66%).

В тех МО, где действует  система местного самоуправления, по всей видимости, в большей степени  осознается необходимость более  тесных связей с населением и, как  следствие, возможно, более высока неудовлетворенность этим взаимодействием. В МО, где существует местное самоуправ­ление, ведется наиболее активная работа с населением, органы власти "стараются информировать население о принимаемых решениях" (81%, а в системе государственной местной власти - 66%).

В то же время, именно в  системе МСУ выше недовольство готовностью  населения участвовать в решении  муниципальных проблем: здесь почти 62% опрошенных (и 49% служащих в МО с  назначаемым "сверху" главой администрации") считают, что "население не готово принимать участие в решении муниципальных проблем".

Исследование показало, что между системой местного самоуправления и назначаемой "сверху" местной  властью нет существенной разницы  в степени влияния местного сообщества на управленческий процесс, и в том, и в другом случае оно невысоко.

Со всеми вопросами  по качеству оказания услуг в сфере  жизнеобеспечения жители идут к местной  власти, и поэтому каждый муниципальный  район вырабатывает свои правила  взаимодействия с предприятиями, отвечающими  за жилищно-коммунальное хозяйство.

Например,Усть-Абаканекий район -это40тыс. населения, из них пгт  Усть-Абакан, п. Расцвет, с. Опытное - территории, имеющие благоустроенный жилой  фонд. На территории района работают три  управляющие организации. В связи  с отсутствием внятной нормативной базы и неурегулированностью взаимоотношений с ними у местной власти возникает много вопросов и конфликтных ситуаций. Это одна сторона вопроса.

С другой стороны, население  не готово и не умеет выстраивать  взаимоотношения с управляющей организацией в соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовой базой.

Но одной констатацией фактов ситуацию не исправить, поэтому  муниципальные власти пытаются на своем  уровне решать по мере возможности  возникающие проблемы. В этом плане муниципалитету очень пригодился эксперимент красноярской региональной организации общества "Знание", которая реализовала проект «Быстрые знания для эффективной социализации». Чтобы научить людей жить в рамках существующего жилищного законодательства, был использован учебно-методический комплекс по гражданскому образованию специалистов ЖКХДСЖ, УК и кандидатов в домоуправы. Этот комплекс был разработан группой специалистов под руководством преподавателя Красноярского филиала Санкт-Петербургского института экономики и права кандидата экономических наук А.А. Авакяна. Муниципальные власти адаптировали его образовательный модуль для жителей многоквартирных домов и совместно с жилищной инспекцией Республики Хакасия провели четыре семинара. Эти семинары можно назвать просветительскими, благодаря им удалось частично изменить потребительский подход жителей (в худшем смысле этого слова) на осознанную позицию собственников жилья, ответственных за свои квадратные метры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Взаимодействия населения и органов местного самоуправления

 

 Несомненно, что развитие  самоорганизации населения сулит  немало благ для него. Но что  зачем это может быть нужно  органам местного самоуправления? Здесь можно выделить такие  причины:

- Избирательные интересы - совершенно очевидный интерес: чтобы сохранить за собой власть нужно обеспечить себе поддержку населения;

- Чиновничьи интересы - нужно обеспечить управление муниципальным образованием как управляемой системой;

- Менеджерские интересы: использование не задействованных человеческих ресурсов.

 Это едва ли не  единственный ресурс, находящийся  в распоряжении местного сообщества. Применение этого ресурса позволяет  привлечь к работе управления  дополнительные ресурсы. Их использование  позволяет органам местного самоуправления передать часть своих функции населению, оставляя за собой общую организацию и контроль.

 Какие цели достает  местное сообщество, вовлеченное  во взаимодействие с властью?  Оно может решать возникающие  проблемы: способствовать улучшению жизни в целом; получать возможности для самореализации.

 Таким образом,  присутствует интерес обеих сторон, и если органы местной власти  сумеют активизировать людей  для решения конкретных интересов,  можно будет говорить о налаживании  взаимодействия между ними. Причем  задачей органов местного самоуправления является переход на адресную политику общения с населением по ряду причин:

- Органы местного управления лучше знают интересы конкретных групп;

- Привлечение к взаимодействию конкретных групп приведет к тому, что люди больше узнают о работе органов местного самоуправления;

- Речь идет о вовлечении в контакт всех групп населения по поиску общего решения, которое не может не учитывать интересы этих групп.

 Работа над совместным  решением дает возможность понимания  каждой из групп интересы других, возможность почувствовать себя частью сообщества.

 Хотя следует отметить, что чрезмерная концентрация  местной власти на интересах,  проблемах одной из групп населения  может привести к дисбалансу, формированию "нездоровых" отношений  в обществе.

 Местное самоуправление  нельзя рассматривать как вещь  в себе. Самоуправление вытекает  из идеи свободы и встроено  в систему рынка как составная  часть. И далее следует признать, что даже при наличии сферы  детально разработанных законов  в сфере местного самоуправления и политической воли государственных деятелей реализовывать эти законы на практике, дело буде стоять на месте. О чем говорит российская действительность. И это будет происходить до тех пор, пока реально не заработают свободные рыночные основы общества. На сегодняшний день в Росси мы имеем, некое подобие, суррогат того, что должно быть в развитом обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 Рассуждая о нашем  обществе в целом можно отметить  отсутствие в России гражданского  общества. У нас нет тех самоорганизующихся структур, которые пронизывают все общество, структурирует его, помогает членам этих структур, самостоятельно решать часть своих проблем. В отличие от тех обществ, где развитие шло эволюционно, прерывание эволюции в России ликвидировало традиции формирования самоорганизующихся структур (я имею в виду СССР). Кроме того, из-за экономического, социального кризиса многие граждане общества находятся в состоянии прострации, либо стремятся повернуть страну в прошлое. Поэтому население в целом по разным причинам не принимает участия в строительстве гражданского общества. Именно их первоочередное решение будет началом развития «public participation» в России.

Именно из-за сложности  проблемы и следует то, что создание восстановительных структур гражданского общества, развитие политической активности населения – приоритетная цель государства, если конечно оно хочет построить цивилизованное сообщество.

Вероятно, что реальное становление местного самоуправления в России, приближение на местном  уровне населения и власти требует разного характера мер на государственном, местном уровне со стороны власти в целом и общества.

Напоследок, хотелось бы заметить, что, по-моему мнению, государство  без самоуправления может быть только тоталитарным.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1.  Подсумкова, А.А. Тенденции отчуждения власти от населения и пути ее преодоления на местном уровне/Актуальные вопросы научных исследований.: Межвуз. Сб. науч. Трудов/ А.А. Подсумкова.- Саратов: Изд-во пед. инст., 2007.

2. Игнатов, В.Г., Местное самоуправление в современной России./ В.Г. Игнатов. – М. ,2010.

3.Каличенко, Л.А. Организация муниципальной службы./ Л.А. Каличенко. – Саратов: СГУ, 2008.-168с.

4.Лукашов, Л.А. Словарь основных понятий и терминов по местному самоуправлению./ Л. А. Лукашов. Саратов: Ориент,2009.-86с.

5. Фомина, Г. Г. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления /Г. Г. Фомина. Полис. 2008.-163 с..




Информация о работе Муниципальная власть и население: проблемы взаимодействия