Муниципальное управленение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 11:13, реферат

Описание работы

Цель работы состоит в выявлении основных параметров, принципов, функций и задач местного самоуправления в государстве. Задачами работы являются:
1) выявить сущность и параметры местного самоуправления;
2) определить принципы, функции и задачи местного самоуправления;
3) рассмотреть основные теории местного самоуправления;
4) перечислить органы местного самоуправления в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Мун. Упр..doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из ключевых проблем  становления современной местной  власти и современного российского  общества является выработка научно обоснованного понятия и сущности местного самоуправления в его взаимосвязи  с целями и задачами государственного и общественного развития.

Термин «местное самоуправление»  продолжает наполняться более точным содержанием и проникать в  широкие слои общества. Но, к сожалению, этот процесс свидетельствует также об отсутствии в обществе однозначного понимания роли института местной власти в государственном строительстве. Все еще отсутствует однозначное видение целей развития страны. В этой связи понимание термина «местное самоуправление» является одной из наиболее принципиальных проблем.

Актуальность работы заключается  в постоянных  попытках определить понятие «местного самоуправления» как в юридической, политической, исторической и другой научной литературе.

Предмет исследования –  местное самоуправление в системе  государственного устройства.

Цель работы состоит в выявлении  основных параметров, принципов, функций и задач местного самоуправления в государстве.

Задачами работы являются:

1)   выявить сущность  и параметры местного самоуправления;

2)  определить принципы, функции и задачи местного  самоуправления;

3)  рассмотреть основные теории местного самоуправления;

4)  перечислить органы  местного самоуправления в Российской  Федерации.

 

 

 

 

 

1 Сущность и параметры местного  самоуправления

 

Для характеристики сущности местного самоуправления как самостоятельного института гражданского общества необходимо выделить четыре основных параметра, в которых оно проявляется.

1. Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя, поскольку оно закрепляется в гл. 1 Конституции РФ, которая регулирует вопросы, относящиеся к основам конституционного строя.

Речь идет о следующих конституционных  положениях, закрепляющих местное самоуправление именно в этом качестве:

  1. признание и гарантированность местного самоуправления в Российской Федерации;
  2. самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий;
  3. организационная обособленность, отдаленность местного самоуправления от государственной власти  –  органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;
  4. местное самоуправление – одна из форм осуществления народовластия;
  5. признание и защищенность муниципальной собственности, в том числе нахождение в этой собственности земли и других природных ресурсов;
  6. обязанность органов местного самоуправления соблюдать Конституцию РФ и законы [1].

2. Право граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления, установленное Конституцией РФ, конкретизируется в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Речь идет не об индивидуальном праве, а об общем коллективном праве граждан, праве местного сообщества на местное самоуправление. Поэтому Закон (ст. 3) устанавливает пределы его осуществления – городские, сельские поселения и другие муниципальные образования; определяет формы реализации этого права – прямое волеизъявление, выборные и другие органы местного самоуправления.

К формам прямого волеизъявления относятся:

  1. участие в муниципальных выборах;
  2. участие в местном референдуме;
  3. участие в собраниях (сходах) граждан;
  4. реализация права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения;
  5. реализация права на индивидуальные и коллективные обращения в органы и к должностным лицам местного самоуправления;
  6. участие в организации и деятельности территориального общественного самоуправления [3].

Под органами местного самоуправления понимаются:

  1. выборные: представительный орган местного самоуправления; глава муниципального образования; иные выборные должностные лица местного самоуправления;
  2. иные органы и должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования.

Федеральный закон закрепляет равные права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Это право включает в себя также:

  1. право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления;
  2. равный доступ к муниципальной службе;
  3. право обращаться в органы и к должностным лицам местного самоуправления;
  4. право непосредственно участвовать в решении вопросов местного значения;
  5. право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления;
  6. право отзывать избранных представителей;
  7. право состоять на муниципальной службе;
  8. право получения информации о деятельности органов местного самоуправления;
  9. судебную защиту права на участие в местном самоуправлении.

3. Под местным самоуправлением понимается также самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения. Именно такое понимание зафиксировано в Конституции РФ, ст. 130 которой устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Конституция не определяет конкретный перечень этих вопросов, а называет некоторые из них. Так, согласно ст. 132 органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения [9].

4. Местное самоуправление является одной из форм народовластия, через которую осуществляется выражение власти народа.

Конституция РФ в ст. 3 определяет основные каналы, через которые народ осуществляет свою власть. А именно: непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Население осуществляет свое право  на местное самоуправление как непосредственно, т. е. путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, так и через своих представителей в выборных и других органах местного самоуправления.

Самостоятельный характер местной  власти выражается в наличии собственных  предметов ведения местного самоуправления и полномочий, которыми обладают органы местной власти.

Самостоятельность местной власти тесно связана с конституционно установленными гарантиями местного самоуправления. В их числе:

  1. право на судебную защиту;
  2. право на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти;
  3. запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами.

Будучи самостоятельной, местная власть несет ответственность  за свою деятельность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами [7].

Исходя из сказанного, можно дать общее определение местного самоуправления. При этом следует отметить, что в юридической научной и учебной литературе нет единого подхода к определению понятия местного самоуправления [6]. Поэтому будем ориентироваться на понятие местного самоуправления, как оно зафиксировано в нормативных правовых актах. Европейская Хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г. под местным самоуправлением понимает право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Принципы, функции и задачи Местного Самоуправления

 

 

В Федеральном законе нет конкретного перечня этих принципов, однако анализ его положений  позволяет сформулировать следующие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации:

  1. самостоятельное решение населением вопросов местного значения;
  2. организационное обособление местного самоуправления и его органов от системы органов государственной
  3. материальная и финансовая самостоятельность местного самоуправления;
  4. территориальная организация;
  5. многообразие форм осуществления местного самоуправления;
  6. выборность и периодическая сменяемость органов местного самоуправления;
  7. законность в организации и деятельности органов местного самоуправления;
  8. ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;
  9. гарантии местного самоуправления;
  10. соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  11. гласность деятельности местного самоуправления;
  12. учет интересов населения;
  13. использование исторических и иных местных традиций и обычаев [2].

Среди задач, стоящих  перед местным самоуправлением, можно выделить следующие:

  1. укрепление основ конституционного строя;
  2. обеспечение реализации права граждан Российской Федерации на местное самоуправление;
  3. создание условий для обеспечения жизненно важных потребностей и законных интересов населения;
  4. проведение необходимых мер по социальной защите населения;
  5. подготовка и воспитание кадров для муниципальных органов.

Исходя из задач строятся функции местного самоуправления, под  которыми понимаются основные направления  муниципальной деятельности. В их числе:

  1. обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;
  2. управление муниципальной собственностью и финансовыми средствами;
  3. обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;
  4. обеспечение жизненно важных потребностей населения;
  5. охрана общественного порядка;
  6. защита прав и законных интересов местного самоуправления [5].

Правовое выражение  функций местного самоуправления осуществляется в предметах его ведения, которые  включают в себя вопросы местного значения и отдельные государственные полномочия, которыми наделены органы местного самоуправления. Речь идет о следующих основных направлениях муниципальной деятельности: правовое обеспечение местного самоуправления; финансово-экономическое обеспечение; социальное развитие; землепользование и использование других природных ресурсов; социально-бытовое обслуживание населения; территориальное развитие; обеспечение общественного порядка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Основные теории местного самоуправления

 

Дополнительные аргументы для  подобного вывода и понимания различных характеристик проявления сущности местного самоуправления дает анализ основных теорий (концепций) местного самоуправления, в их числе: общинная, хозяйственная, общественная, государственная, политическая. Рассмотрение многообразия теорий призвано сегодня помочь в уяснении сложной, многоаспектной сущности местного самоуправления. Политико-правовая мысль выработала ряд концепций, отражающих многоплановость и сложный характер этого социального института. Следует ли сегодня «делать акцент на том, что самоуправление должно развиваться только по какой-либо одной из теорий? Практика местного управления свидетельствует, что в жизни приходится действовать на основе синтеза различных теорий. Иначе говоря, в самоуправлении должно сочетаться и общественное, и государственное» [4].

Развитие местного самоуправления принято связывать с крушением  абсолютизма и развитием федеральных и конституционных идей [5].

Полезны ли все эти теории с точки  зрения становления и осуществления  местного самоуправления? Учитывая, что  все они разрабатывались на основе изучения практического опыта местного самоуправления, их роль очень велика. Ведь прежде чем что-либо начать делать в государстве, обществе, необходимо выбрать правильный ориентир. Выбор неправильной концепции местного самоуправления может привести к нулевому варианту. Это доказано ходом истории.

Информация о работе Муниципальное управленение