Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 13:20, доклад
Начало XX века внесло существенные поправки в эти представления. Все больше слышалось критических замечаний, что социология претендует на некую роль метанауки, которая стремится вобрать данные всех других наук об обществе и на этой основе делать глобальные выводы. Первым, кто усомнился в такой постановке вопроса, был Э. Дюркгейм 1858-1917).
Начало XX века внесло существенные
поправки в эти представления. Все
больше слышалось критических замечаний,
что социология претендует на некую роль
метанауки, которая стремится вобрать
данные всех других наук об обществе и
на этой основе делать глобальные выводы.
Первым, кто усомнился в такой постановке
вопроса, был Э. Дюркгейм 1858-1917). Он полагал,
что социология, имея объектом своего
изучения общество, не должна претендовать
на «всезнайство» об этом обществе - предметом
ее интереса должны быть только социальные
факты, которые и образуют социальную
реальность. Исхода из этого он трактовал
реальность (законы, обычаи, правила поведения,
религиозные верования, денежную систему
и т.д.) как объективную, ибо они не зависят
от человека.
Так же согласно Дюркгейму, исторический
переход от одной общественной формы к
другой обусловлен природой и функциями
социальной солидарности. Проблему социальной
солидарности Дюркгейм исследовал в работе
«О разделении общественного труда» (1893).
Основная цель работы - доказать, что социальная
солидарность обеспечивается разделением
общественного труда. Он развивает теорию,
которая сводится к следующему. В ранних
обществах социальная солидарность основывается
на сходстве составляющих их индивидов,
одинаковости исполняемых ими общественных
функций, на полном растворении индивидуальных
сознаний в «коллективном сознании».
Особо следует отметить идеи Дюркгейма
о солидарности и о таких ее типах, как
механическая и органическая
Как отмечалось выше, социология
вычленялась в качестве самостоятельной
отрасли знания вследствие своей претензии
на научное исследование общества. Однако
в истории социологии никогда не существовало
согласия в том, каков критерий научности.
Один из крупнейших историков социологии
Ю. Н. Давыдов считает необходимым говорить
о последовательном возникновении в рамках
социологии, по крайней мере, трех типов
научности: классического, неклассического
и промежуточного, эклектического.
Классический тип научности, по его мнению,
был представлен такими видными социологами,
как О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Основные
принципы классической методологии сводятся
к следующим: 1) Социальные явления подчиняются
законам, общим для всей действительности.
Нет никаких специфических социальных
законов. 2) Поэтому социология должна
строиться по образу естественных «позитивных»
наук. 3) Методы социального исследования
должны быть такими же точными, строгими.
Все социальные явления должны быть описаны
количественно. 4) Важнейшим критерием
научности является объективность содержания
знания. Это значит, что социологическое
знание не должно содержать в себе субъективные
впечатления и умозрительные рассуждения,
но описывать социальную действительность,
независимо от нашего к ней отношения.
Этот принцип нашел свое выражение в требовании
«социология как наука должна быть свободна
от ценностных суждений и идеологий».
Наиболее четко принципы классического
типа научности были сформулированы в
работе французского социолога Э. Дюркгейма
«Правила социологического метода» (1895
г. J. Дюркгеймовская социология основывается
на теории социального факта. В данной
работе Э. Дюркгейм излагает основные
требования к социальным фактам, которые
позволили бы существовать социологии
в качестве науки.
Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать
социальные факты как вещи». Это означает,
что: а) социальные факты внешних для индивидов;
б) социальные факты могут быть объектами
в том смысле, что они материальны, строго
наблюдаемы и безличны; в) устанавливаемые
между двумя или множеством социальных
фактов отношения причинности помогают
формулировать постоянные законы функционирования
общества.
Второе правило состоит в том, чтобы «систематически
отмежевываться от всех врожденных идей».
Это означает, что: а) социология прежде
всего должна порвать свои связи со всякими
идеологиями и личностными пристрастиями;
б) она также должна освободиться от всех
предрассудков, которыми обладают индивиды
в отношении социальных фактов.
Третье правило состоит в признании примата
(первенства, приоритета) целого над составляющими
ее частями. Это означает признание того,
что: а) источник социальных фактов находится
в обществе, а не в мышлении и поведении
индивидов; 6) общество есть автономная
система, управляемая своими собственными
законами, не сводимыми к сознанию или
действию каждого индивида.
Итак, социология, по мнению Э. Дюркгейма,
основывается на познании социальных
фактов. Социальный факт специфичен. Он
порожден объединенными действиями индивидов,
но качественно отличается по своей природе
от того, что происходит на уровне индивидуальных
сознаний потому, что у него другое основание,
другой субстрат - коллективное сознание.
Для того, чтобы возник социальный факт,
указывает Дюркгейм, необходимо, чтобы,
по крайней мере, несколько индивидов
объединили свои действия и чтобы эта
комбинация породила какой-то новый результат.
А поскольку этот синтез происходит вне
сознания действующих индивидов (так как
он образуется из взаимодействия множества
сознаний), то он неизменно имеет следствием
закрепление, установление вне индивидуальных
сознаний каких-либо образцов поведения,
способов действий, ценностей и т. д., которые
существуют объективно. Признание объективной
реальности социальных фактов является
центральным пунктом социологического
метода, по Дюркгейму.