Налогообложение предприятий малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Сложившаяся экономическая обстановка подрывает стимулы к
предпринимательской деятельности, которые только и могут привести к
образованию рыночной экономики. Ясно, что в сегодняшней экономической
ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно.
Должна быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только
правильные шаги в области экономических реформ, могут привести к
развитию малого бизнеса, что и приведет к развитию рыночной экономики в
целом.

Файлы: 1 файл

Налогообложение предприятий малого бизнеса.doc

— 263.50 Кб (Скачать файл)

развития страны, региона или отрасли.

       Совокупность  взимаемых  в  государстве   налогов  и  других  платежей

(сборов, пошлин) образует налоговую  систему. Это понятие охватывает  также  и

свод законов,  регулирующих  порядок  и  правила  налогообложения.  А  также

структуру и функции государственных  налоговых  органов.  Налоговая  система

базируется на соответствующих  законодательных актах  государства   (например

Закон Российской Федерации «Об  основах налоговой  системы  в  РФ»),  которые

устанавливают конкретные методы  построения  и  взимания  налогов,  то  есть

определяют элементы налогов [3]. Налоговая  система  включает  также  органы

сбора налогов и надзора  за  их  внесением  в  лице  налоговой  инспекции  и

налоговой полиции.

      В элементы налоговой  системы входят:

      Субъект налогообложения – юридической или физическое лицо,  являющееся

плательщиком   налога.   Существуют   определенные   механизмы   переложения

налогового бремени и на других  лиц,  поэтому  специально  выделяется  такое

понятие, как носитель налога.

      Носитель налога  – лицо, которое фактически уплачивает  налог.

      Объект налогообложения   –  доход  (прибыль),  имущество  (материальные

ресурсы),  цена  товара  или  услуги,  добавленная  стоимость,  на   которые

начисляется налог. Объект налогообложения не всегда совпадает  с  источником

взимания налога, то есть доходом, из которого выплачивается налог.

      Налоговая ставка  – это величина налога на  единицу  обложения  (доход,

имущество).  Различают   предельную   ставку,   ставку   обложения   налогом

дополнительной  единицы  дохода  и  среднюю,  соотношение  суммы  налогов  к

величине доходов. Если предельная ставка  растет  вместе  с  доходом,  то  и

средняя растет по мере роста доходов. Налоговая  ставка,  устанавливаемая  в

процентах к доходу, называется налоговой квотой.

      Налоговая льгота  представляет собой полное или  частичное  освобождение

от налога[4]. Совокупность налоговых  ставок  и  налоговых  льгот  составляет

налоговый режим.

      Налоговые системы   в  разных  странах  отличаются  по  видам  налогов,

уровню налоговых ставок и по многим  другим  параметрам.  Налоговая  система

России сформирована в ее основных чертах осенью 1991  года  для  обеспечения

деятельности государства  в  критических  условиях.  По  своей  структуре  и

принципам построения российская налоговая  система,  сложившаяся  к  середине

90-х  годов,  в  основном  соответствует  общераспространенным   в   мировой

практике налоговым системам, однако она недостаточно эффективна и  нуждается

в реформировании. Для  этой  цели  служит  Налоговый  кодекс[5],  в  котором

должны  быть  четко  закреплены  контуры   российской   налоговой   системы,

соответствующей экономике рыночного  типа.

 

                       1.2. Виды и функции налогов.

      Налоговая  система  Российской Федерации включает 4 грyппы налогов:

1.Общегосударственные налоги  и  сборы, определяемые законодательством  РФ;

2. Респyбликанские  налоги  и   сборы респyблик в  составе   РФ,  национально-

госyдарственных   и     административных     образований,    yстанавливаемые

законами   этих   респyблик   и   решениями   госyдарственных  органов  этих

образований;

3.   Местные   налоги   и   сборы,   yстанавливаемые    местными    органами

госyдарственной власти в соответствии с законодательством РФ  и респyблик в

составе РФ;

4. Общеобязательные респyбликанские  налоги и сборы респyблик в  составе РФ  и

общеобязательные местные налоги и сборы.

        Состав   налогов    и    сборов    может    меняться    по   решению

соответствyющих органов.

       К общегосyдарственным налогам,  взимаемым на всей  территории  РФ  по

единым ставкам, относятся:

   1. Налог на добавленнyю  стоимость.

   2. Акцизы.

   3. Подоходный налог с  банков.

   4. Подоходный налог со  страховой деятельности.

   5. Налог с биржевой деятельности.

   6. Налог на операции с ценными бyмагами.

   7. Таможенная пошлина.

   8. Подоходный налог (или  налог на прибыль) предприятий.

   9. Подоходный налог с  физических лиц.

   10. Налоги и платежи за  использование природных ресyрсов.

   11. Налоги на транспортные средства.

   12. Налог с имyщества, переходящего  в порядке наследования  и   дарения  и

      др.

        К   респyбликанским    налогам      и      налогам      национально-

госyдарственным и  административно-территориальных  образований относятся:

   1. Налог на имyщество предприятий.

   2. Лесной доход.

    3.  Плата  за   водy,    забираемyю   промышленными   предприятиями   из

водохозяйственных систем и др.

       К местным налогам  и сборам относятся:

   1. Налог на имyщество физических  лиц.

   2. Земельный налог.

   3. Сбор за право торговли.

   4. Налог на рекламy (до 5% от  стоимости yслyг по рекламе)

    5.  Налог  на  перепродажy  автомобилей,    вычислительной   техники   и

персональных компьютеров.

   6. Лицензионный сбор за  право торговли спиртными напитками.

   7. Лицензионный сбор за  право проведения местных аyкционов  и лотерей.

   8. Сбор со сделок,  произведенных  на товарных биржах  и   при   продаже  и

покyпке валюты (по ставке до 0.1%  от сyммы сделки).

       Законы, приводящие  к изменению налоговых платежей,  обратной силы  не

имеют. Ответственность за правильность  исчисления  и  yплаты  налога  несет

налогоплательщик.

      Налоги делятся   на  разнообразные  группы  по  многим  признакам.  Они

классифицируются:

    - по характеру налогового изъятия (прямые и косвенные);

    -   по   уровням   управления   (федеральные,   региональные,   местные,

      муниципальные);

    - по субъектам налогообложения  (налоги с юридических и физических  лиц);

    - по объектам налогообложения  (налоги на  товары  и  услуги,  налоги  на

      доходы, прибыль,  налоги на недвижимость и имущество  и т.д.);

    - по целевому назначению  налога (общие, специальные).

 

       Прежде всего  проанализируем разделение налогов  на прямые и косвенные.

 

      Прямые налоги  взимаются непосредственно по ставке или в  фиксированной

сумме с дохода или имущества  налогоплательщика, так  что  он  ощущает  их  в

виде недополучения дохода. К  прямым налогам  относятся  подоходный  налог  с

физических лиц, налог на прибыль  корпораций, имущественные налоги, налоги  с

наследств  и  дарений,  земельный  налог,  налоги,   регулирующие   процессы

природопользования, и ряд других.

       Косвенные   налоги   взимаются   иным,   менее   «заметным»   образом,

посредством введения государственных  надбавок к ценам на  товары  и  услуги,

уплачиваемых  покупателем  и  поступающих  в   государственный   бюджет.   К

косвенным налогам относятся акцизные налоги, таможенные пошлины  (налоги  на

экспорт и импорт), налоги на продажу, налог с оборота, налог на  добавленную

стоимость. Косвенные налоги именуют  еще безусловными в связи с  тем, что  они

не связаны непосредственно  с  доходом  налогоплательщика  и  взимаются  вне

зависимости от конечных результатов  деятельности, получения прибыли.

      Прямые налоги распространяются на  стадии  производства  и  реализации

продукции, косвенные – в большей  степени регулируют  процессы  распределения

и потребления. Поэтому если  прямые  налоги  –  это  налоги  на  доходы,  то

косвенные  можно  в  определенном  смысле  считать  налогами   на   расходы,

подчеркивая  тем  самым,  что  они  в  большей  мере  относятся   к   стадии

потребления в условиях равновесной  экономики.

      Налоги могут взиматься  следующими способами:

   1) кадастровый (от слова  кадастр - таблица,  справочник),  когда объект

налога дифференцирован на группы по  определенному признаку. Перечень   этих

групп и их признаки заносится в  специальные справочники.  Для  каждой  группы

установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод  характерен  тем,  что

величина налога не зависит от доходности объекта.

      Примером  такого   налога   может   служить    налог   на   владельцев

транспортных средств.  Он взимается  по  установленной  ставке   от  мощности

транспортного средства, не зависимо от того, используется  это  транспортное

средство или простаивает.

   2) на основе декларации:

      Декларация - документ,  в котором плательщик  налога  приводит  расчет

дохода и налога с него. Характерной  чертой такого метода  является  то,  что

выплата налога производится после получения дохода  лицом получающим доход.

      Примером может  служить налог на прибыль.

   3) у источника:

      Этот налог вносится  лицом, выплачивающим доход. Поэтомy оплата  налога

производится до получения дохода,  причем  получатель  дохода  получает  его

уменьшенным на сумму налога.

      Например, подоходный  налог с физических лиц. Этот  налог  выплачивается

предприятием или организацией,  на  которой   работает  физическое  лицо  до

выплаты, например, заработной  платы:  из  нее  вычитается  сумма  налога  и

перечисляется в бюджет. Остальная  сумма выплачивается работнику.

                                  Глава 2.

                 2.1. Понятие и признаки малых  предприятий.

       Приступая к  рассмотрению особенностей налогообложения  и  особенностей

ведения  учета  на  малых  предприятиях,  нужно  четко  определить,   каковы

необходимые  и  достаточные  условия  для  того,  чтобы  организация   могла

пользоваться статусом  малого предприятия.

      В соответствии  с Федеральным законом от 14 июня 1995  года  №88-ФЗ  «О

государственной   поддержке   малого   предпринимательства   в    Российской

Федерации»   под   субъектами    малого    предпринимательства    понимаются

коммерческие организации, согласно  Гражданскому  кодексу  РФ,  организации,

преследующие   извлечение   прибыли   в   качестве   основной   цели   своей

деятельности. Некоммерческие организации  не относятся к малым предприятиям.

      В  настоящее   время  существует  ряд  налоговых   и  других  льгот  для

субъектов  малого  предпринимательства.   Для   того,   чтобы   коммерческая

организация, имеющая статус юридического лица, могла быть отнесена  к  таким

субъектам, должны быть выполнены  следующие условия:

      1.В ее уставном  капитале доля,  принадлежащая   одному  или  нескольким

юридическим лицам, не являющимися  субъектами малого предпринимательства,  не

превышает 25%.

      2.Средняя  численность   работников  за  отчетный  период   не   должна

превышать  следующих  предельных  уровней,  которые  установлены  для  малых

предприятий:

      в промышленности  – 100 человек; в  строительстве   –  100  человек;  на

транспорте – 100 человек; в сельском  хозяйстве  –  60  человек;  в  научно-

технической сфере  –  60  человек;  в  оптовой  торговле  –  50  человек;  в

розничной  торговле  и  бытовом  обслуживании  населения  –  30  человек;  в

остальных отраслях и  при  осуществлении  других  видов  деятельности  –  50

человек.

      В среднюю численность  работников включаются все его  работники,  в  том

числе  работающие  по  договорам   гражданско-правового   характера   и   по

совместительству  (с  учетом  реально  отработанного   времени),   а   также

работники филиалов, представительств  и  других  обособленных  подразделений

указанного юридического лица.

      При этом предприятия,  осуществляющие  несколько  видов  деятельности,

относятся к малым по  критерию  численности  того  вида  деятельности,  доля

которого является наибольшей в  годовом объеме  оборота  или  годовом  объеме

прибыли.

      Если  малое   предприятие  в  какой-либо  период   своей   деятельности

превысило  эту  численность,  то   оно   лишается   льгот,   предусмотренных

действующим законодательством для  субъектов малого бизнеса на этот период  и

на последующие 3 месяца.

 

                 2.2. Создание и ликвидация малых предприятий.

   Нормативной базой для  создания и ликвидации  МП  является Закон РСФСР  "О

 предприятиях  и  предпринимательской  деятельности", его глава IY[6].

      Порядок учреждения  МП.

      Предприятие может   быть   учреждено   либо   по   решению собственника

имущества  или  уполномоченного  им  органа,   либо  по  решению   трудового

коллектива государственного или   муниципального  предприятия  в  случаях  и

порядке, предусмотренном Законом.

       Предприятие может  быть учреждено в  результате  выделения из  состава

действующего предприятия,  объединения, организации  одного  или  нескольких

структурных подразделений с  сохранением  за ними  существующих  обязательств

перед предприятием.

       Предприятие может   быть  учреждено   в   результате   принудительного

разделения в соответствии с  антимонопольным законодательством  РФ.

Информация о работе Налогообложение предприятий малого бизнеса