Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 22:38, доклад
Честер Ирвинг Бернард (1886 – 1961) родился в Малдене (Массачусетс). Он прошел трехгодичный курс изучения экономики в Гарварде, но из-за занятости не успел получить степень бакалавра, однако сделал за свою жизнь достаточно, чтобы получить семь почетных докторских степеней за достижения в исследовании природы и цели организации, заняв как ученый достойное место в истории учений менеджмента.
Научные взгляды Честера Бернарда
Честер Ирвинг
Бернард (1886 – 1961) родился в Малдене
(Массачусетс). Он прошел трехгодичный
курс изучения экономики в Гарварде, но
из-за занятости не успел получить степень
бакалавра, однако сделал за свою жизнь
достаточно, чтобы получить семь почетных
докторских степеней за достижения в исследовании
природы и цели организации, заняв как
ученый достойное место в истории учений
менеджмента.
Наиболее известная из работ Бернарда
«Функции руководителя» явилась результатом
публикации в Бостоне его восьми лекций,
прочитанных в ноябре – декабре 1937 г. Главной
целью лекций было развитие теории организаций
как кооперативных систем. По мнению Бернарда,
превалирование исследований природы
государства и связанной с ним власти
отвлекает эти исследования от действительных,
реальных основ социального процесса
и путей его совершенствования. Причины
социальных неудач, о чем свидетельствует
история человечества, кроются в неспособности
обеспечить сотрудничество людей в рамках
формальных организаций.
Определив формальную организацию «как вид сотрудничества
между людьми, которое является сознательным,
обдуманным и целенаправленным», Бернард
называет три цели, которых с помощью изучения
такого сотрудничества можно достичь.
Во-первых, это обеспечение выживания
организации путем поддержания равновесия
всех ее постоянно меняющихся внутренних
компонентов и сил.
Во-вторых, исследование внешних сил, которое
необходимо для их регулирования.
В-третьих, анализ выполнения функций
руководителей всех уровней в процессе
управления организацией.
Объединение компонентов внутреннего
и внешнего регулирования организации
было новым подходом в сравнении с традиционным
внутриорганизационным.
Важной сущностной характеристикой организации
была для Бернарда оценка ее «действенности»
и «эффективности». Достижение цели (целей)
организации означает ее «действенность».
Суть «эффективности» иная. Вступая во
взаимоотношения для достижения общих
целей, каждый индивид надеется удовлетворить
свои собственные потребности. «Эффективность»
- это степень, в которой удовлетворяются
потребности индивидуума.
«Неэффективная» организация не сможет
быть действенной. Со временем она прекратит
свое существование. Это было общим принципом
организационной теории Бернарда, его
попыткой объединить потребности организаций
с потребностями социо-человеческой системы.
Бернард определил формальную
официальную организацию как
«систему сознательно
координируемых действий или сил двух
и более людей». Этим определением
он охватил организации всех отраслей
и типов. Любая организация содержит три
общих элемента: 1)потребности сотрудников;
2)цель; 3)общение.
Потребность сотрудников – первый общий элемент любой
организации. Он означает «деперсонализацию
личных действий» ради достижения цели
организации. Но энергичность и целенаправленность
этих действий колеблются, поскольку основаны
на удовлетворенности или неудовлетворенности
членов организации.
Цель – второй общий элемент организации.
Она является результатом достигнутой
готовности членов организации сотрудничать.
Руководитель должен довести до сознания
каждого подчиненного общую цель или задачу
организации.
Общение – еще один общий элемент организации.
Деятельность организации построена на
общении, передаче информации.
Бернард исследовал и составляющие неформальной
(неофициальной) организации. Исходя из
определения неформальной организации
как «совокупности личных
контактов и взаимодействий с группой
людей, которые не являются ни частью официальных
организаций, ни управляются ею», Бернард
показал, что неформальная организация
не имеет структуры, так же как и осознанной
цели. Возникают такие организации спонтанно,
из контактов, связанных с работой.
Бернард определил и функции, выполняемые
неформальными организациями: 1)общение;
2)поддержание связи в формальных организациях
при согласии выполнять работу; 3)сохранение
чувств личной целостности и самоуважения.
Будучи неотъемлемой от формальной организации,
неформальная деятельность благоприятствует
эффективности организации, а значит,
способствует тому, чтобы сделать ее более
ответственной.
Из множества необычных
идей Бернарда особенно выделяется его
трактовка власти. Власть, по Бернарду,
- это «свойство (порядок)
передачи информации в формальной организации,
посредством которого она (информация)
воспринимается подчиненным как управление
действиями, которые он выполняет».
При этом, по теории Бернарда, источник
власти находится не в «людях, обладающих
властью», или тех, кто отдает приказы,
а в принятии или непринятии власти подчиненными.
Бернард называет три функции руководителя: 1) поддержание работоспособности
системы передачи информации; 2) способствование
сохранению необходимых личных усилий;
3)формулировка и определение цели.