Наука управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:20, доклад

Описание работы

Самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дан развитием компьютеров. Компьютер позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными.
Школа науки управления использует количественные методики. Ее влияние растет, поскольку она рассматривается как дополнение к существующей и широко применяемой концептуальной основе процессуального, системного и ситуационного подходов.

Файлы: 1 файл

современные школы научного управления.docx

— 31.40 Кб (Скачать файл)

Современные школы менеджмента

   
а) школа науки управления (1950-1990 гг.) базируется на теории принятия решений. Формирование школы связано с возникновением кибернетики и исследований операций. По своей сути исследования операций - это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов разрабатывает модель ситуации. Модель - это форма представления реальности, упрощающая эту реальность, обеспечивающая понимание ее сложности. После создания модели ее переменным задаются различные количественные значения для того, чтобы уяснить состояние между ними. 
Ключевой характеристикой этой школы является замена совестных рассуждений моделями, параметрами и количественными значениями. Это все дает возможность применять ЭВМ к обработке этих данных. 
б) процессный подход к менеджменту. Процесс - это определенная совокупность действий, направленных на преобразование ресурсов, которые чаще всего выступают в виде продуктов и услуг. 
Организация 
 
Ресурсы→ Процессы → продукт, услуги 

Управление рассматривается  как процесс, т.к. работа по достижению цели с помощью других людей - это  серия непрерывных взаимосвязанных  действий. Управленческие функции также  являются процессами.

 

А.Файоль выделил 5 функций  управления:

 

- планировать; 
- организовывать; 
- распоряжаться; 
- контролировать; 
- координировать. 
Современная точка зрения позволяет выделить следующие функции в самом общем виде: 
- планирование; 
- организация; 
- мотивация;

- контроль.

 

Эти функции определены связующими процессами: коммуникация и принятие решений.

 

б) системный подход к  менеджменту.

 

Теория систем впервые  была применена в точных науках и  технике. 
В конце 50-х годов принципы теории систем стали применяться в менеджменте. 
Система - это некоторая целостность состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. 
Все организации являются системами. Существуют: - закрытая система имеющая жесткие фиксированные границы и действия, не зависимо от среды окружающей системы; открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. 
 
Модель организации как открытая система: организация имеет входы - поступающие из внешней среды информация - капитал, человеческие ресурсы, материалы. В процессе своей деятельности организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в свои выходы (продукцию, услуги). Если система управления эффект, то входе в процесса преобразования образуется добавленная стоимость входов. В результате появляется прибыль увеличения доли на рынке, увеличение объема продаж и т.д.

г) ситуационный подход к  менеджменту.

 

Центральным моментом системного подхода является ситуация т.е.конкретный набор обстоятельств оказывающих  влияние на организацию в данное время. 
Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь цели организации наиболее эффективных. 
 
 
 
Выводы: вторая половина ХХ века характеризовалась увеличением управленческого контроля за всеми переменными бизнесами и это привело к разработке количественных подходов к принятию управленческих решений. Использование в управлении системного подхода облегчило задачу рассмотрение организаций в единстве их составных частей, не разрывало связанных с внешним миром, а это усилило значение, ситуационного подхода к управлению, который предполагает, что организация внутри предприятия есть ответ на воздействие со стороны среды. В ситуационном подходе принятие решения напрямую зависит от анализа внешней среды. Далее на 1-ый план вышли проблемы успешного позицирования предприятия на рынке и это правило к развитию теории и методов стратегического планирования, которые повлекли за собой необходимость разработки таких направлений как организационная культура (пропорциональность), инновационный менеджмент и лидерство. 
 
Новые принципы управления, сформированные в 90-е годы ХХ века. 
 
1. Предприятие - это открытая система, рассматривается в единстве факторов внутренней и внешней среды. 
2. Ориентация не на объемы выпуска, а на количество продукции и услуг. 
3. Ситуационный подход к управлению. 
4. Главный источник прибыли - это люди обладающие знаниями, а также условия для реализации их потенциала. 
 
Причины возникновения новых принципов управления: 
 
1. Научно-технический прогресс. 
2. Начинают играть большую роль отрасли, непосредственно удовлетворяющие потребности людей, а также отрасли, основанные на прогрессивных технологиях. 
3. Производство все больше ориентированно на специализированные запросы потребителей, т.е. не небольшие по емкости рынки, что приводит к образованию большого числа малый предприятий, к созданию предпринимаемых сетей. 
4. Глобализация экономики. 
 
Принципы менеджмента в новой системе. 
 
1. Лояльность к работающим. 
2. Атмосфера в фирме, помогающая раскрытию способностей работающих. 
3. Коммуникации, пронизывающие фирму по горизонтали и вертикали. 
4. Современная реакция на изменения в окружающей среде.(Ричард Бах "Чайка по имени Джонатан Ливингстон", "Иллюзии", Коэлью "Алхимик"). 
5. Непосредственное участие менеджеров в работе команды на всех этапах как условие согласованной работы. 
6. Умение слушать. 
7. Качество личной работы и ее постоянное усовершенствование. 
 
Групповая (командная работа). 
 
Группа - это совокупность людей обычно ограниченная по числу участников в (3-20 человек) имеющая общие цели и некоторую степени взаимозависимости при выполнении работ, необходимых для достижения поставленной цели. 
 
Команда - это тип группы, для членов которой свойственны такие виды поведения. 
1. Нацеленность на общий результат. 
2. Взаимная поддержка. 
3. Взаимосвязанность. 
4. Минимизация статусных различий. 
5. Коллективное решение проблемы. 
6. Атмосфера бодрого оптимизма и благоприятного климата.


Содержание

Введение

Раздел 1. Количественная школа  управления

Раздел 2. Основные теоретические  особенности школы управления

Раздел 3. Представители школы

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

Новые предприниматели послевоенного  периода столкнулись с множеством сложнейших связей и зависимостей, конкуренцией и соперничеством. В  этих условиях нужны были системы  управления, учитывающие динамизм внешней  среды и позволяющие быстро и  гибко приспосабливаться к ее изменениям. Потребность в новых  подходах к менеджменту испытывали и крупнейшие национальные и транснациональные  корпорации. Им требовались методы, которые, с одной стороны, позволяли  бы оптимизировать принимаемые ими  решения, оптимально использовать все  ресурсы компании, с другой - помогали бы сохранить сложные организационные  отношения между всеми составляющими. Формирование школы науки управления (с 1950 г. по настоящее время) связано  с возникновением кибернетики и  исследования операций. Представители  школы: Л. Берталанфи, А. Рапопорт, Р. Акофф, А. Гольдбергер, В. Леонтьев и др.

Цель: изучить школу количественных методов.

Задачи:

- исследовать теоретическую  характеристику количественной  школы, ее направлений, основных  тенденций развития;

- показать применение  количественных методов для решения  задачи оптимизации процесса  принятия управленческих решений.

 

Раздел 1. Количественная школа  управления

Количественная школа (с 1950 года по настоящее время) связана  с развитием и применением  в управлении кибернетики, математической статистики, моделирования, прогнозирования  и вычислительной техники.

Импульсом для развития количественного  подхода послужил рост мощности компьютеров, которые способны хранить огромные объемы управленческой информации и  манипулировать с данными в соответствии со сложными математическими моделями, имитирующими деловые операции. Но, принимая решения на основе моделирования, всегда следует помнить о том, что при создании любой модели использованы разного рода предположения, многие из которых могут не оправдаться  на практике, особенно если они касаются поведения людей.

В разработке ряда количественных методов в управлении приоритет  принадлежит российским ученым В. В. Канторовичу и В. С. Немчинову, а  также Л. Берталанфи, А. Рапопорт, Р. Акофф, А. Гольдбергер, В. Леонтьев и  др.

В настоящее время менеджмент как особая дисциплина активно развивается.

Можно выделить три основных подхода, пользующихся наибольшим признанием среди специалистов:

- процессуальный подход;

- системный подход;

- ситуационный подход.

Эти подходы не вступают в противоречие с другими, а в  сочетании дают более глубокую и  детализированную картину.

Процессуальный подход к  менеджменту унаследовал многие из идей, высказанных А. Файолем в  начале XX века.

В его основе лежит понятие  управленческих функций -- взаимосвязанных  действий, направленных на достижение определенной цели. Сумма всех функций  представляет собой процесс управления. Представление ученых о важности функций менеджмента со временем меняется. Это обусловлено различными причинами -- экономическими, влиянием концепций и др. Так, с 1950-х годов  наиболее важной считалась такая  функция, как организация. В настоящее  время более важной считают координацию.

Системный подход развивался одновременно с количественным подходом (1960-1970-е годы). В менеджменте он используется при анализе разнообразных  управленческих проблем, и особенно при анализе организационных  структур, когда должны учитываться  взаимосвязь различных структур подразделений и их влияние на функционирование организации в  целом.

Системный подход -- это не набор каких-либо принципов для  управляющих, а способ мышления по отношению  к организации и управлению.

Система -- это некоторая  целостность, состоящая из взаимозависящих  частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Существуют два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет  жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему. Большинство систем, однако, являются открытыми, т. е. взаимосвязанными с окружающими системами.

Ситуационный подход пытается увязать конкурентные приемы и концепции  с определенными конкретными  ситуациями, для того чтобы достичь  целей организации наиболее эффективно.

Сторонники этой теории полагают, что эта организация будет  действовать более успешно, если руководство будет намеренно  адаптировать структуру и административное устройство к задачам, технологиям, ожиданиям и устремлениям людей, изменениям во внешнем окружении. Ситуационная теория утверждает, что люди с различными потребностями и мотивами нуждаются  в различных управленческих структурах, чтобы работать эффективно.

Таким образом, самый крупный  толчок к применению количественных методов в управлении дан развитием  компьютеров. Компьютер позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые  наиболее близко приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными.

Раздел 2. Основные теоретические  особенности количественной школы  управления

Основной предпосылкой возникновения  количественной школы управления, на наш взгляд является усложнение самого процесса управления, что было обусловлено  бурным научно - техническим прогрессом послевоенных лет.

Послевоенное производство сначала ориентировалось на удовлетворение массовых потребностей, а по мере их насыщения на удовлетворение специфических  потребностей, которые формировали  рынки небольшой емкости. Это  послужило толчком к появлению  предпринимательских структур, образованию  большого числа малых и средних  предприятий.

Ключевыми факторами успеха на рынке стали гибкость, динамичность, адаптивность к требованиям окружающей среды. Ученые начали активно разрабатывать  идеи открытости организаций как  систем. Усложнение среды потребовало  разработки и применения способов принятия решений в ситуации неопределенности. Развитие математических наук, статистики, информатики, а также компьютерной техники явилось предпосылкой появления  новой научной школы, которая  получила название количественной, или  управленческой.

Ключевой характеристикой  науки управления (количественной школы) является замена словесных рассуждений  и описательного анализа моделями, символами и количественными  значениями.

Представители данной школы  осваивали различные стороны, компоненты и элементы объекта управления с  помощью количественных методов, разрабатывали  соответствующие экономические, математические и логические модели.

Количественный подход к  управлению заключается в применении статистических методов, моделей оптимизации, информационных моделей и методов  компьютерного моделирования.

В годы Второй мировой войны  эти разработки оформились в управленческую дисциплину, нацеленную на эффективное  распределение ресурсов по системе  целей - исследование операций. Использование  ее рекомендаций способствовало победам  антигитлеровской коалиции, например успешному форсированию Ла-Манша англо-американскими войсками.

После окончания Второй мировой  войны многие количественные методы, использовавшиеся при решении чисто  военных проблем, стали широко применяться  в сфере бизнеса. Основное внимание в вопросах управления с середины 1960-х гг. уделялось проблемам, связанным  с применением современных технических  средств управления, использованием широко внедряемых ЭВМ и различного рода прикладных программ, экономико-математическим моделированием, разнообразными методами системного анализа.

Появилось множество работ  по данным проблемам, которые и были объединены в количественную школу, или школу науки управления. Основой  всех методов и подходов этого  направления являются категории  математики или других точных наук. Достаточно большое число научных  работ было основано на методах исследования операций, поэтому данное направление  в менеджменте может носить еще  и такое одноименное название.

Проблемы, рассматриваемые  в рамках количественной школы, сразу  же стали популярными. В 1970-х гг. на Западе существовало около 100 периодических  изданий по вопросам исследования операций. Более 20 высших учебных заведений  США регулярно готовили специалистов соответствующего профиля, а на многих крупных фирмах действовали особые группы или отделы по исследованию операций. Основным толчком к началу этих исследований послужило осознание  необходимости комплексного изучения и поисков единого решения  для сложного процесса с ясно выраженной целью (операции), поскольку решения  отдельных частей общей задачи оказывались  изолированными процессами, между тем  как практика требовала единства всех частных решений.

В основе количественной школы  менеджмента лежит понятие модели.

Модель - это форма представления  реальности.

Математическая модель - это описание какого-либо класса явлений, выраженное с помощью математической символики.

Основные этапы построения модели:

1. Уточнение постановки  задачи.

2. Формулирование законов,  связывающих основные параметры  объекта.

3. Запись в математических  выражениях сформулированных закономерностей.

4. Исследование модели  на основе сопоставления фактических  показателей деятельности с расчетными  по модели (теоретический и / или  экспериментальный анализ).

5. Накопление данных об  изучаемом объекте и корректировка  модели с целью введения дополнительных  факторов и данных, ограничений,  критериев.

6. Применение модели для  решения задач управления объектом.

7. Развитие и совершенствование  модели.

Таким образом, школа науки  управления использует количественные методики. Ее влияние растет, поскольку  она рассматривается как дополнение к существующей и широко применяемой  концептуальной основе процессуального, системного и ситуационного подходов.

моделирование количественный школа управление

Раздел 3. Представители школы

Энтони Стаффорд Бир (англ. Anthony Stafford Beer), родился в Лондоне 25 сентября 1926 года и умер 23 августа 2002. Был теоретиком и практиком в  области исследования операций и  так называемой «второй волны» кибернетики.

Начал обучение философии  в Университетском колледже Лондона (англ. University College London), которое оставил  в 1944 году в связи с поступлением на службу в армию. До 1947 г. он служил в Индии. В 1949 году был демобилизован  в звании капитана.

Работы: Стаффорд Бир работал  в сферах исследования операций, кибернетики  и науки управления. Он стал заниматься исследованием операций, находясь в  армии, и быстро понял преимущества, которые это может принести бизнесу. В конце 1950-х годов он опубликовал  свою первую книгу о кибернетике  и управлении, опираясь на идеи Норберта Винера, Уоррена Маккалока и особенно Уильяма Росса Эшби для системного подхода к управлению организациями. В 1970-х годах он также написал  ряд книг (последние три акцентировали  внимание на его книге «Мозг фирмы» для организации моделирования):

Информация о работе Наука управления