Неоклассическая школа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 23:47, реферат

Описание работы

Прежде всего нужно обратить внимание на особенности методологии неоклассического анализа. Во всех предыдущих теориях в первую очередь выделялся источник ценности, абсолютный закон ее образования. Например, ценность выводилась из затрат труда или издержек производства, или из предельной полезности. Неоклассики переходят к функциональной теории, где нет места абсолютным категориям, все они рассматриваются как относительные. Экономические явления анализируются не по принципу движения от глубинных причин к поверхностным явлениям, а по принципу взаимозависимости и взаимного определения (принцип релятивизма). Маршалл писал: "Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли ценность полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц".

Содержание работы

Введение 3
1. Вклад Маршалла 4
2. Теория благосостояния Сиджвика и Пигу 8
3. Американский неоклассик Кларк 10
Литература 14

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ неоклассическая школа.docx

— 34.55 Кб (Скачать файл)


 

 СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

1. Вклад Маршалла 4

2. Теория благосостояния  Сиджвика и Пигу 8

3. Американский неоклассик  Кларк 10

Литература 14

Введение

Начнем с того, что означает термин "неоклассическая  школа" в экономической науке  с точки зрения преемственности  своих предшественников по "классической школе". Вот как его трактуют Ш.Жид и Ш.Рист: "... когда говорят "классическая школа", то имеют в виду школу, которая остается верной принципам, завещанным первыми учителями экономической науки, и старается наилучше доказать их, развить и даже исправить, но не изменяя в них того, что составляет их существо. Она с самого начала индивидуалистична, либеральна, но не оптимистична; она отклоняет от себя хлопоты финалистского характера и вообще всякие хлопоты о цели, подлежащей достижению в области политической экономии, чтобы держаться чистого знания"

В контексте этого  определения заметим, что неоклассики  переняли у "первых учителей экономической  науки", то есть у классиков, главное — приверженность принципам экономического либерализма и стремление "держаться чистого знания" или, как еще говорят, "чистой теории" без субъективистских, психологических и прочих неэкономических наслоений. Поэтому признавая, что маржиналисты "второй волны" в отличие от маржиналистов "первой волны", да и в отличие от классиков расширили предмет исследования (прибегнув для этого — в противоположность своим предшественникам — к качественно новому методологическому инструментарию, как-то: системы, благодаря возможностям математики и замене каузального и классификационного анализа, подход исследования хозяйственного механизма; функциональная характеристика взаимосвязи и взаимообусловленности экономических показателей), надо признать и обратное: неоклассики в то же самое время сузили предмет своего исследования из-за намеренного изъятия из круга теоретико-методологических задач экономической науки как проблематики социальной, так и макроэкономической направленности.

Неоклассическая школа  сформировалась в 90-х гг. XIX в. после  опубликования книги А. Маршалла "Принципы экономики" (1890). Неоклассическая  теория исследовала рыночное хозяйство  в период господства свободной конкуренции. Она соединила идеи классической политэкономии с идеями маржинализма. Возникновение предельного анализа  Маршалл понимал не как революцию  в науке, а как результат ее эволюции. После того как полезность была соединена с общественными  издержками, была создана общая теория сопоставления результатов и  затрат, возникла так называемая вторая классическая ситуация. Неоклассическая  школа господствовала до 30-х гг. XX в.

Прежде всего нужно обратить внимание на особенности методологии неоклассического анализа. Во всех предыдущих теориях в первую очередь выделялся источник ценности, абсолютный закон ее образования. Например, ценность выводилась из затрат труда или издержек производства, или из предельной полезности. Неоклассики переходят к функциональной теории, где нет места абсолютным категориям, все они рассматриваются как относительные. Экономические явления анализируются не по принципу движения от глубинных причин к поверхностным явлениям, а по принципу взаимозависимости и взаимного определения (принцип релятивизма). Маршалл писал: "Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли ценность полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц".

1. Вклад Маршалла

Дж. Кейнс отмечал, что Маршалл очень рано пришел к мысли, что голые постулаты экономической теории сами по себе мало что стоят и не приближают сколько-нибудь к существенно полезным и практическим выводам. Все дело в том, как их применять для истолкования повседневной экономической жизни. А это требует глубокого знания реальных фактов из практики функционирования хозяйства. Однако эти факты и отношение людей быстро меняются. Экономист должен изучать эти изменения. "Экономическая наука - это не совокупность конкретной истины, а лишь орудие для открытия конкретной истины", - писал Маршалл.

Укажем лишь на главные аспекты  вклада, внесенного в науку книгой "Принципы экономики":

  1. "Крест" Маршалла. Маршалл представил взаимодействие рыночного спроса и предложения в виде пересекающихся кривых, выражающих закон убывания предельной полезности данного товара для потребителей и закон возрастания предельных издержек для производителей. Рыночная ценность товара определяется равновесием предельной полезности и предельных издержек. Обе теории - трудовая (затратная), и маржиналистская - объединяются более общей неоклассической теорией равновесия. "Издержки производства, интенсивность спроса, предел производства и цена продукта, - пишет Маршалл, - взаимно регулируют друг друга". Новый подход к пониманию роли издержек производства в определении ценности реабилитировал классиков.
  2. Теории "предела" и "замещения". Общая теория экономического равновесия была подкреплена и сделана эффективной в качестве системы научного познания двумя глубокими дополнительными концепциями, а именно теориями "предела" и "замещения". Понятие "предел" было распространено за рамки понятия "полезность", чтобы охарактеризовать равновесную точку в данных условиях любого экономического фактора. Понятие "замещение" было введено для характеристики процесса, посредством которого равновесие восстанавливается или утрачивается. Идея "замещения" на "пределе" не только между альтернативными предметами потребления, но также и между факторами производства оказалась чрезвычайно плодотворной. Этот метод позволил подчинить категорию заработной платы и прибыли действию общих законов ценности, предложения и спроса.
  3. Эластичность спроса. Анализ закона убывающей полезности привел Маршалла к пониманию влияния на спрос изменения цены, и он четко сформулировал идею "эластичности", без помощи которой прогрессивная теория ценности и распределения не могла получить дальнейшее развитие. Формула e=dx/x+dy/y  целиком принадлежит Маршаллу. Он предложил задавать изменение цены не в единицах денег, а в процентах. Показатель изменения спроса при изменении цены на 1% Маршалл назвал эластичностью спроса. Выводы, которые вытекают из характера показателя эластичности, можно применять в бизнесе.
  4. Временной фактор. Введением элемента времени в качестве фактора в экономическом анализе мы обязаны главным образом Маршаллу. Ему принадлежат понятия "долгосрочного" и "краткосрочного" периодов. Этим он устранил много путаницы в экономической теории: внес ясность между статическими и динамическими задачами, между формами чистого дохода в долгом и коротком периодах (процент и прибыль), позволил обосновать концепции "квазиренты" и "нормальной прибыли". Маршалл считал, что фактор времени "лежит в основе главных трудностей в решении почти любой экономической проблемы".
  5. Потребительский излишек. Концепция "потребительского излишка" или "потребительской ренты" занимает особенно важное место в "Принципах...", поскольку ее использование показывает, что при определенных условиях принцип неограниченной конкуренции, рассматриваемый как принцип максимальной общественной выгоды, оказывается несостоятельным не только практически, но и теоретически, что имело огромное философское значение.
  6. Монополии. Проделанный Маршалом анализ монополии имел большое значение для развития теории. Он верил в могущество сил конкуренции, но учитывал рост влияния монополизма. Маршалл сопоставляет интересы монополиста с интересами общества, характеризует чистый монопольный доход и его изменения под влиянием налога, выясняет, можно ли вести эффективно монопольное предприятие.
  7. Благодаря Маршаллу в экономической науке стал широко применяться графический метод анализа. В работе "Деньги, кредит и торговля" (1923) Маршалл создал свой вариант количественной теории денег. Его заслугой является формулирование теории денег как составной части общей теории стоимости. Он учил, что стоимость денег - это, с одной стороны, функция их предложения, а с другой - функция спроса на них. Уравнение неоклассической теории денег Маршала выглядит так: M=kPY, где M - объем денежной массы; P - общий уровень цен на товары; k - коэффициент, характеризующий долю денег, остающихся у людей в наличной форме.

Уравнение Маршалла выражает потребность в деньгах  с точки зрения дохода. Общий объем  сделок за год порождает национальный продукт. Маршалл указывал, что увеличение количества денег в стране не увеличивает  ни числа, ни объема сделок, которые  обслуживаются этими деньгами. Неоклассическая  денежная теория показала, что ценность денег как инструмента экономической  жизни не связана с собственной  ценностью денежного материала, например золота. Маршалл предсказал возможность успешного применения неконвертируемой бумажной валюты при  условии жесткого государственного контроля за их выпуском.

Таким образом, подобно А. Смиту  Маршалл создал систему науки (статическую  микроэкономику), но не на пустом месте, а используя здание, возведенное  классиками. Однако он его основательно перестроил. Новую экономическую  науку вместо политической экономии он назвал экономикой (economics).

Маршаллу удалось сделать то, что удавалось лишь очень немногим экономистам: своим учением и  через свое личное влияние он создал подлинно национальную школу экономической  науки, которая получила полное преобладание, во всяком случае в англосаксонских странах. Через его приемника А.С. Пигу можно проследить влияние Маршалла на Денниса Робертсона и даже на Кейнса, который был связан с кембриджской доктриной более тесно, чем он был склонен признавать.

Теперь, однако, Маршаллова система кажется довольно архаичной. Проблему монополии она игнорировала, можно сказать, бесцеремонным образом; бросается в глаза отсутствие в ней трактовки коренных вопросов современного индустриализма. Видимо, Маршалл сознавал, что при монополии цена станет неопределённой, а это поколебало бы его чувство порядка и совершенства. Далее, для современного человека деньги есть нечто большее, чем только numeraire, бухгалтерский прием; они - фокус экономического существования. Вопреки его уверениям в обратном он все же, очевидно, понимал деньги с бухгалтерских позиций. Если все это могло быть удовлетворительным для периода до первой мировой войны, то теперь экономическая теория Маршалла, по общему мнению, недостаточна для трактовки таких коренных проблем, как производство, инвестиции и занятость.

2. Теория благосостояния Сиджвика и Пигу

Важным течением в неоклассической  науке была теория благосостояния. Значительный вклад в нее внесли Генри Сиджвик (1838-1900) и Артур Пигу (1877-1959).

В своем трактате "Принцип политической экономии" Сиджвик подверг критике понимание богатства у классиков, их доктрину "естественной свободы", согласно которой каждый индивид, преследуя собственную выгоду, одновременно служит выгоде всего общества. Доход общества слагается из доходов частных лиц. Сиджвик утверждает, что частная и общественные выгоды не совпадают; что свободная конкуренция обеспечивают эффективное производство богатства, но не дает справедливого распределения его. Система "естественной свободы" порождает конфликты между частными и общественными интересами. Более того, конфликт возникает также внутри общественного интереса: между выгодой текущего момента и интересами будущих поколений. Сиджвику в первую очередь обязана своим формированием доктрина о смешанной экономике.

Главное сочинение А. Пигу - "Экономическая теория благосостояния" (первое издание - 1920 г.). В центре его теории - понятие национального дивиденда (национального дохода). Пигу считал национальный дивиденд показателем не только эффективности общественного производства, но и меры общественного благосостояния. Пигу поставил задачу - выяснить соотношение экономических интересов общества и индивида в аспекте проблем распределения, используя понятие "предельный чистый продукт".

Ключевым понятием концепции Пигу является дивергенция (разрыв) между частными выгодами и издержками, выступающими как результат экономических решений отдельных людей, с одной стороны, и общественной выгодой и затратами, выпадающими на долю каждого, - с другой. Примером является фабрика с дымящейся трубой, выпускающая потребительские товары. Фабрика использует воздух (общественное благо) и возлагает на других внешние издержки. Пигу считал, что подобные нерыночные связи глубоко проникают в индустриальную экономику и представляют собой большой практический интерес. Средством воздействия на них должна быть система государственных налогов и субсидий.

В итоге, считает Пигу, достижение максимума национального дивиденда возможно через действие двух дополняющих друг друга сил - своекорыстного частного интереса и вмешательства государства, выражающего интересы общества.

Обратим внимание также на эффект Пигу. Классики считали, что при наличии гибкой заработной платы и подвижных цен процентная ставка будет приводить в равновесие сбережения и инвестиции, а также спрос и предложение денег при полной занятости. А как обстоит дело в условиях безработицы? Неоклассическая концепция равновесия в условиях безработицы названа эффектом Пигу. Этот эффект показывает влияние активов на потребление и зависит от той части денежной массы, которая отражает чистую задолженность правительства. Поэтому эффект Пигу основывается на "внешних деньгах" (золото, бумажные деньги, государственные облигации) в отличие от "внутренних денег" (чековые депозиты), применительно к которым снижающиеся цены и зарплата не порождают чистого агрегатного эффекта. Следовательно, когда цены и зарплата снижаются, отношение предложения "внешнего" ликвидного богатства к национальному доходу возрастает до тех пор, пока стремление к сбережениям не начнет насыщаться, что в свою очередь стимулирует потребление.

3. Американский неоклассик Кларк

Основателем американской школы маржинализма и неоклассической теории был  Джон Бейтс Кларк (1847-1938). Он выступил со своей теорией капитала богатства и его распределения. "Над обществом тяготеет обвинение, что оно эксплуатирует труд", - пишет Кларк. Он ставит задачу доказать, что при капитализме нет неразрешимых противоречий, что общественный доход распределяется в целом справедливо.

Кларк разделил политэкономию на три  раздела: универсальная экономика, экономическая статика и экономическая  динамика. Этим трем разделам он посвятил три основных своих произведения: "Философия богатства" (1886), "Распределение  богатства" (1889) и "Сущность экономической  теории" (1907). Универсальная экономика  включает в себя общие законы хозяйственной  деятельности: редкость ресурсов, убывание предельной полезности, убывание производительности труда и капитала, закон народонаселения  и т.д.

В теории статики Кларк в первую очередь рассматривал проблему ценности. При ее трактовке он придерживался  теории предельной полезности, которую  он модифицировал. "Закон Кларка" состоит в том, что полезность товара распадается на составные элементы (пучок полезностей), после чего ценность товара определяется не полезностью его в целом, а суммой предельных полезностей всех его свойств.

Кларк считал, что центральное место  в экономической теории занимает проблема распределения общественного  богатства (продукта).

Рост богатства зависит от количества применяемого труда и капитала. Но проблема капитала не была до конца  разрешена. Кларк внес ясность в  трактовку этого понятия. Он исходит  из понимания богатства как такого запаса благ, который если его тратить, возобновляется и при том еще  с добавкой. Капитал является подлинной  формой богатства. Это некий запас, приносящий доход. Вещи и деньги, которые  представляют капитал, называются капитальными благами. Кларк указывает на различие капитала и капитальных благ. Капитальные  блага расходуются беспредельно, а капитал остается. Капитал - это  запас, который находится в постоянном движении - в обороте. Поэтому он приносит доход и сохраняется  за счет постоянного возобновления  капитальных благ. Кроме того, капитальные  блага - материальные вещи, а капитал - абстрактная, умозрительная вещь. Кларк об этом сказал так: "Производительная сила, измеренная в единицах и выраженная в денежной оценке, - абстрактна, но если эта сила воплощена в бесконечной  последовательности капитальных благ, тогда она конкретна".

Теория капитала непосредственно  связана у Кларка с теорией  предельной производительности. Для  статической сиcтемы анализ предельной производительности основывается на принципе ее убывания. Еще Мальтус применял принцип убывающей производительности к земледелию. Кларк распространил его на все сферы хозяйства и факторы производства.

При неизменном оборудовании наем новых  рабочих приведет к понижению  производительности. Последний нанятый  рабочий является предельным, т.е. с  самой низкой производительностью  труда. Ценность каждого рабочего для  предпринимателя равняется предельному  продукту. Отсюда вывод: заработная плата каждого рабочего имеет тенденцию равняться предельному продукту труда. Излишек производимой продукции над зарплатой Кларк считает продуктом капитала.

Информация о работе Неоклассическая школа