Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 23:47, реферат
Прежде всего нужно обратить внимание на особенности методологии неоклассического анализа. Во всех предыдущих теориях в первую очередь выделялся источник ценности, абсолютный закон ее образования. Например, ценность выводилась из затрат труда или издержек производства, или из предельной полезности. Неоклассики переходят к функциональной теории, где нет места абсолютным категориям, все они рассматриваются как относительные. Экономические явления анализируются не по принципу движения от глубинных причин к поверхностным явлениям, а по принципу взаимозависимости и взаимного определения (принцип релятивизма). Маршалл писал: "Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли ценность полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц".
Введение 3
1. Вклад Маршалла 4
2. Теория благосостояния Сиджвика и Пигу 8
3. Американский неоклассик Кларк 10
Литература 14
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Вклад Маршалла 4
2. Теория благосостояния Сиджвика и Пигу 8
3. Американский неоклассик Кларк 10
Литература 14
Начнем с того, что означает термин "неоклассическая школа" в экономической науке с точки зрения преемственности своих предшественников по "классической школе". Вот как его трактуют Ш.Жид и Ш.Рист: "... когда говорят "классическая школа", то имеют в виду школу, которая остается верной принципам, завещанным первыми учителями экономической науки, и старается наилучше доказать их, развить и даже исправить, но не изменяя в них того, что составляет их существо. Она с самого начала индивидуалистична, либеральна, но не оптимистична; она отклоняет от себя хлопоты финалистского характера и вообще всякие хлопоты о цели, подлежащей достижению в области политической экономии, чтобы держаться чистого знания"
В контексте этого определения заметим, что неоклассики переняли у "первых учителей экономической науки", то есть у классиков, главное — приверженность принципам экономического либерализма и стремление "держаться чистого знания" или, как еще говорят, "чистой теории" без субъективистских, психологических и прочих неэкономических наслоений. Поэтому признавая, что маржиналисты "второй волны" в отличие от маржиналистов "первой волны", да и в отличие от классиков расширили предмет исследования (прибегнув для этого — в противоположность своим предшественникам — к качественно новому методологическому инструментарию, как-то: системы, благодаря возможностям математики и замене каузального и классификационного анализа, подход исследования хозяйственного механизма; функциональная характеристика взаимосвязи и взаимообусловленности экономических показателей), надо признать и обратное: неоклассики в то же самое время сузили предмет своего исследования из-за намеренного изъятия из круга теоретико-методологических задач экономической науки как проблематики социальной, так и макроэкономической направленности.
Неоклассическая школа
сформировалась в 90-х гг. XIX в. после
опубликования книги А. Маршалла
"Принципы экономики" (1890). Неоклассическая
теория исследовала рыночное хозяйство
в период господства свободной конкуренции.
Она соединила идеи классической
политэкономии с идеями маржинализма.
Возникновение предельного
Прежде всего нужно обратить внимание на особенности методологии неоклассического анализа. Во всех предыдущих теориях в первую очередь выделялся источник ценности, абсолютный закон ее образования. Например, ценность выводилась из затрат труда или издержек производства, или из предельной полезности. Неоклассики переходят к функциональной теории, где нет места абсолютным категориям, все они рассматриваются как относительные. Экономические явления анализируются не по принципу движения от глубинных причин к поверхностным явлениям, а по принципу взаимозависимости и взаимного определения (принцип релятивизма). Маршалл писал: "Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли ценность полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц".
Дж. Кейнс отмечал, что Маршалл очень рано пришел к мысли, что голые постулаты экономической теории сами по себе мало что стоят и не приближают сколько-нибудь к существенно полезным и практическим выводам. Все дело в том, как их применять для истолкования повседневной экономической жизни. А это требует глубокого знания реальных фактов из практики функционирования хозяйства. Однако эти факты и отношение людей быстро меняются. Экономист должен изучать эти изменения. "Экономическая наука - это не совокупность конкретной истины, а лишь орудие для открытия конкретной истины", - писал Маршалл.
Укажем лишь на главные аспекты вклада, внесенного в науку книгой "Принципы экономики":
Уравнение Маршалла
выражает потребность в деньгах
с точки зрения дохода. Общий объем
сделок за год порождает национальный
продукт. Маршалл указывал, что увеличение
количества денег в стране не увеличивает
ни числа, ни объема сделок, которые
обслуживаются этими деньгами. Неоклассическая
денежная теория показала, что ценность
денег как инструмента
Таким образом, подобно А. Смиту Маршалл создал систему науки (статическую микроэкономику), но не на пустом месте, а используя здание, возведенное классиками. Однако он его основательно перестроил. Новую экономическую науку вместо политической экономии он назвал экономикой (economics).
Маршаллу удалось сделать то, что удавалось лишь очень немногим экономистам: своим учением и через свое личное влияние он создал подлинно национальную школу экономической науки, которая получила полное преобладание, во всяком случае в англосаксонских странах. Через его приемника А.С. Пигу можно проследить влияние Маршалла на Денниса Робертсона и даже на Кейнса, который был связан с кембриджской доктриной более тесно, чем он был склонен признавать.
Теперь, однако, Маршаллова система кажется довольно архаичной. Проблему монополии она игнорировала, можно сказать, бесцеремонным образом; бросается в глаза отсутствие в ней трактовки коренных вопросов современного индустриализма. Видимо, Маршалл сознавал, что при монополии цена станет неопределённой, а это поколебало бы его чувство порядка и совершенства. Далее, для современного человека деньги есть нечто большее, чем только numeraire, бухгалтерский прием; они - фокус экономического существования. Вопреки его уверениям в обратном он все же, очевидно, понимал деньги с бухгалтерских позиций. Если все это могло быть удовлетворительным для периода до первой мировой войны, то теперь экономическая теория Маршалла, по общему мнению, недостаточна для трактовки таких коренных проблем, как производство, инвестиции и занятость.
Важным течением в неоклассической науке была теория благосостояния. Значительный вклад в нее внесли Генри Сиджвик (1838-1900) и Артур Пигу (1877-1959).
В своем трактате "Принцип политической экономии" Сиджвик подверг критике понимание богатства у классиков, их доктрину "естественной свободы", согласно которой каждый индивид, преследуя собственную выгоду, одновременно служит выгоде всего общества. Доход общества слагается из доходов частных лиц. Сиджвик утверждает, что частная и общественные выгоды не совпадают; что свободная конкуренция обеспечивают эффективное производство богатства, но не дает справедливого распределения его. Система "естественной свободы" порождает конфликты между частными и общественными интересами. Более того, конфликт возникает также внутри общественного интереса: между выгодой текущего момента и интересами будущих поколений. Сиджвику в первую очередь обязана своим формированием доктрина о смешанной экономике.
Главное сочинение А. Пигу - "Экономическая теория благосостояния" (первое издание - 1920 г.). В центре его теории - понятие национального дивиденда (национального дохода). Пигу считал национальный дивиденд показателем не только эффективности общественного производства, но и меры общественного благосостояния. Пигу поставил задачу - выяснить соотношение экономических интересов общества и индивида в аспекте проблем распределения, используя понятие "предельный чистый продукт".
Ключевым понятием концепции Пигу является дивергенция (разрыв) между частными выгодами и издержками, выступающими как результат экономических решений отдельных людей, с одной стороны, и общественной выгодой и затратами, выпадающими на долю каждого, - с другой. Примером является фабрика с дымящейся трубой, выпускающая потребительские товары. Фабрика использует воздух (общественное благо) и возлагает на других внешние издержки. Пигу считал, что подобные нерыночные связи глубоко проникают в индустриальную экономику и представляют собой большой практический интерес. Средством воздействия на них должна быть система государственных налогов и субсидий.
В итоге, считает Пигу, достижение максимума национального дивиденда возможно через действие двух дополняющих друг друга сил - своекорыстного частного интереса и вмешательства государства, выражающего интересы общества.
Обратим внимание также на эффект Пигу. Классики считали, что при наличии гибкой заработной платы и подвижных цен процентная ставка будет приводить в равновесие сбережения и инвестиции, а также спрос и предложение денег при полной занятости. А как обстоит дело в условиях безработицы? Неоклассическая концепция равновесия в условиях безработицы названа эффектом Пигу. Этот эффект показывает влияние активов на потребление и зависит от той части денежной массы, которая отражает чистую задолженность правительства. Поэтому эффект Пигу основывается на "внешних деньгах" (золото, бумажные деньги, государственные облигации) в отличие от "внутренних денег" (чековые депозиты), применительно к которым снижающиеся цены и зарплата не порождают чистого агрегатного эффекта. Следовательно, когда цены и зарплата снижаются, отношение предложения "внешнего" ликвидного богатства к национальному доходу возрастает до тех пор, пока стремление к сбережениям не начнет насыщаться, что в свою очередь стимулирует потребление.
Основателем американской школы маржинализма и неоклассической теории был Джон Бейтс Кларк (1847-1938). Он выступил со своей теорией капитала богатства и его распределения. "Над обществом тяготеет обвинение, что оно эксплуатирует труд", - пишет Кларк. Он ставит задачу доказать, что при капитализме нет неразрешимых противоречий, что общественный доход распределяется в целом справедливо.
Кларк разделил политэкономию на три
раздела: универсальная экономика,
экономическая статика и
В теории статики Кларк в первую очередь рассматривал проблему ценности. При ее трактовке он придерживался теории предельной полезности, которую он модифицировал. "Закон Кларка" состоит в том, что полезность товара распадается на составные элементы (пучок полезностей), после чего ценность товара определяется не полезностью его в целом, а суммой предельных полезностей всех его свойств.
Кларк считал, что центральное место в экономической теории занимает проблема распределения общественного богатства (продукта).
Рост богатства зависит от количества
применяемого труда и капитала. Но
проблема капитала не была до конца
разрешена. Кларк внес ясность в
трактовку этого понятия. Он исходит
из понимания богатства как такого
запаса благ, который если его тратить,
возобновляется и при том еще
с добавкой. Капитал является подлинной
формой богатства. Это некий запас,
приносящий доход. Вещи и деньги, которые
представляют капитал, называются капитальными
благами. Кларк указывает на различие
капитала и капитальных благ. Капитальные
блага расходуются
Теория капитала непосредственно связана у Кларка с теорией предельной производительности. Для статической сиcтемы анализ предельной производительности основывается на принципе ее убывания. Еще Мальтус применял принцип убывающей производительности к земледелию. Кларк распространил его на все сферы хозяйства и факторы производства.
При неизменном оборудовании наем новых
рабочих приведет к понижению
производительности. Последний нанятый
рабочий является предельным, т.е. с
самой низкой производительностью
труда. Ценность каждого рабочего для
предпринимателя равняется