Нетрадиционные системы стимулирования труда в организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 20:01, контрольная работа

Описание работы

Как известно, традиционные методы стимулирования труда обладают существенными недостатками. При традиционной системе оплаты труда, материальное поощрение работника состоит из двух частей – заработная плата и премия, что приводит к таким минусам, как отсутствие привязки величины премии от итогов труда работника, централизованность, «независимость» сумм премий отдельного работника от размера доходов всей организации, низкая скорость роста зарплаты работников различных уровней в «непривязанности» к динамике рынка труда.

Файлы: 1 файл

Нетрадиционные системы стимулирования труда в организациях.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

Групповые системы премирования (стимулирования) предполагают выплату вознаграждения по итогам работы компании в целом (время  от времени их называют системами  разделения общей экономии). Разновидностью данной категории систем переменных выплат является, к примеру, роль работников в прибылях компании: распределение определенного процента полученной предприятием прибыли меж его сотрудниками. В начале применение данной системы было типично для производственных компаний, но в настоящее время она обширно применяется и предприятиями, предоставляющими разные сервисы.

К групповым системам премирования может быть отнесено и предоставление работникам компании (почаще всего  руководителям) способности приобретения акций компании по фиксированной цене в определенный момент времени в будущем.

Не считая того, к числу групповых  систем премирования относятся: премирование на базе управления по целям, премирование по результатам работы подразделений, премирование временных рабочих групп.

1.3.3. Системы платы за знания  и компетенцию

Каждая организация заинтересована в постоянном развитии, упрочении  своего положения. Поэтому в таких  условиях система платы за знания становится весьма эффективной.

Система платы за знания и компетенцию  предполагает, что размер вознаграждения работника зависит от его знаний и навыков, применяемых в работе. При применении такой системы  возможна ситуация, когда высокообразованные и высококвалифицированные сотрудники получают более высшую оплату, чем их коллеги, стоящие выше по служебной лестнице, но не имеющие такового образования и такой квалификации.

Главная проблема заключается в  том, чтобы определить именно те навыки и знания, за получение которых  организация готова платить своему работнику. Набор этих знаний не может и не должен быть постоянным. Это привело бы к стагнации. Он должен постоянно меняться и совершенствоваться

1.3.4. Системы бонусов

Системы бонусов ("усиливающие программы") построены на том, что премирование работников делается по усмотрению управляющего, на базе его субъективного решения. При этом работникам известна лишь общественная мишень, к достижению которой они обязаны стремиться, но детализированного разъяснения, что нужно сделать для получения дополнительного вознаграждения, не дается. Поскольку не существует объективной оценки результатов, с которыми связано вознаграждение, естественно, оно (вознаграждение) не гарантировано.

 

Системы бонусов ориентируют (стимулируют) работника на выработку требуемой модели поведения, в которой отражаются нормы и ценности, признаваемые компанией (в том числе корпоративная культура, лояльность, чувство ублажения от принадлежности к предприятию и т.п.) .

Достоинством систем бонусов является их упругость, так как критерии, по которым присуждаются бонусы, можно просто поменять, и минимум бюрократизации при внедрении. Совместно с тем очевидны и недочеты таких систем:

• связь меж достигнутыми плодами в работе и вознаграждением не очевидна, что понижает мотивацию персонала;

• расходы на выплату бонусов резервируются в начале денежного года, поэтому финансирование таковых программ практически не связано с плодами деятельности компании в целом и с плодами деятельности конкретного работника, за которую и выплачиваются бонусы;

• субъективность данных программ обусловливает возможность выплаты бонусов независимо от фактических результатов (по принципу "нравится - не нравится");

• у работников, с одной стороны, может появиться неудовлетворенность в случае, если им не будут выплачиваться бонусы; с другой стороны, может появиться чувство "обязательности" выплат бонусов. На неких предприятиях во избежание конфликтов бонусы выплачиваются по очереди всем работникам независимо от результатов работы.

К числу систем премирования на базе бонусов можно отнести, к примеру, получившее распространение на русских предприятиях премирование за выполнение особо принципиальных заданий, премирование за рационализаторские предложения и т.п. Особенностью таковых видов премирования является то, что вначале работник стремится не к получению дополнительного вознаграждения, а к внесению собственного вклада в улучшение работы собственного компании, в общее дело. Поэтому вознаграждение имеет целью не просто поощрить работника за уже сделанное, а создать стимул для дальнейших усилий.

Системы бонусов наряду с выплатами  в денежной форме предугадывают  возможность безналичных вознаграждений. К примеру, для наилучших работников компании может быть организована экскурсия, поездка в дом отдыха и т. п. Сюда же могут быть отнесены и подарки работникам к праздникам, юбилеям и др.

Некоторые компании в качестве бонусов  разрешают своим работникам употреблять, к примеру, служебные авто в личных целях (по вечерам и в выходные дни), компенсируя при этом издержки на приобретение бензина и т.п.

1.3.5. Нематериальные методы стимулирования

Средством мотивации могут служить  не только деньги, но,  и все, что  способствует укреплению у человека чувства самоуважения.

1. Моральные стимулы – передача информации о заслугах работника в социальной среде. Полезно выделять моральные стимулы общего действия и целевые (среди последних – эталонные и соревновательные).

2. Патернализм (забота о работнике). Это особый способ организации атмосферы компании(подразделения), при котором делается акцент на неформальные отношения, широкий перечень возможностей для личного общения между сотрудниками, руководитель становится почитаемым «главой семьи», принимающим на себя ответственность за проблемы и трудности подчиненных. Широко используются натуральные стимулы и социальные гарантии, руководители выращиваются внутри коллектива.

3. Организационные стимулы – стимулирование содержанием, условиями и организацией работы (автономия в работе, право самоконтроля, стимулирование свободным временем / гибким графиком, контрактная форма найма и т.д.).

4. Участие в управлении:

    • полное и своевременное информирование;
    • участие в выработке решений;
    • участие в принятии решений.
    • Участие в совладении:
    • участие в прибыли;
    • участие в капитале.

6. Карьера и развитие (планирование карьеры, работа с кадровым резервом, краткосрочное и долгосрочное обучение, наставничество, повышение в должности, горизонтальная карьера и т.д.).

7. Негативные стимулы (неудовольствие, наказания, угрозы потери работы и т.д.).

Особняком от всех предыдущих стоит метод формирования желаемой мотивационной структуры персонала. Обычно для этого решаются две задачи: формирование условий, способствующих выработке нужной мотивационной структуры в коллективе и подбор соискателей с желаемой мотивационной структурой.

 

ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось с  помощью обзора, анализа литературы, интернет-источников.

 

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Нетрадиционные системы можно  отнести к продвинутым и более  гибким методам стимулирования труда, что благополучно сказывается на комфорте работников, и в следствии увеличении их производительности. Эти методы требуют от менеджеров более чуткого руководства, определенного уровня квалификации.

Для поддержания работоспособности  персонала менеджер должен проводить регулярный мониторинг ситуации в организации. Для этого важно разработать системы оценки эффективности труда, аттестации.

Для обеспечения потребности в  кадрах, особенно в ситуации закрытой кадровой политики, важно продвигать уже работающий персонал  это создает совершенно особое, патриотическое отношение к организации.

Процедуры планирования карьеры, обучения персонала помогают и организации, и персоналу спрогнозировать  удовлетворение как организационных, так и индивидуальных целей профессионального и должностного роста.

Для эффективного применения теории вознаграждения для нематериального  стимулирования персонала необходимо учитывать определенные факторы.

Во-первых, следует помнить, что  при наличии системы подкрепления результатов труда заинтересованность сотрудника повышается, а при мотивации, не зависящей от результатов его деятельности, - снижается.

Во-вторых, модель может быть применена  при индивидуальном подходе к  нематериальному стимулированию ключевых сотрудников компании лишь после  оценки их предпочтений.

 

ВЫВОДЫ

Нетрадиционные системы стимулирования расширяют способы стимулирования труда персонала, их правильное применение увеличивает производительность труда. Это можно наблюдать на конкретных примерах – в японских компаниях, где выражено чувство патриотичности, пожизненной привязанности к одному предприятию, во многих западных фирмах, предприятиях, связанных с творческими профессиями.

Очень важным условием успешности такой  стратегии стимулирования служит открытость и доверительность в отношениях между руководством и работниками: постоянное и точное информирование о производственно-экономической ситуации, складывающейся на предприятии, об изменениях в соответствующих секторах рынка, об ожидаемых перспективах, намечаемых действиях, успешности их реализации.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алимарина, Е. А. Оплата труда в экономике России / Е. А. Алимарина // Вестник Московского университета. – 2005. – № 5. – С. 37-54.
  2. Большаков А. С., Михайлов В. И. Современный менеджмент: теория и практика. СПб: «Питер», 2001. 416 с.
  3. Гусев А. В., Сурков С. А., Бойко Ю. П., Путин М. Е., Лукашев А. М., Хрупалов А. А. Мотивация персонала в условиях наличия «потенциальной ямы» в обществе // Управление персоналом. 2006. № 3. С. 54-60.
  4. Заславская Т. И., Шабанова М. А. Неправовые трудовые практики и социальные трансформации в России // Социологические исследования. 2002. № 6. С. 3-17.
  5. Клеман К. Неформальные практики российских рабочих // Социологические исследования. 2003. № 5. С. 62-71.
  6. Куприянова З., Хибовская Е. Мотивация труда в новых экономических условиях // Человек и труд. 1994, - № 10.
  7. Традиционные и нетрадиционные системы стимулирования труда. http://www.skladrabot.ru/work/246/12467/ (9 ноября 2012).

 


Информация о работе Нетрадиционные системы стимулирования труда в организациях