Общая характеристика методов социального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 08:51, реферат

Описание работы

Процесс социального управления осуществляется посредством целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления, на волю людей, под которой понимается регулирующий фактор сознания, выражающийся в способности человека совершать целенаправленные действия. Воля регулирует поведение людей, направляет действия людей на достижение поставленной цели. Для достижения единства людей нужно добиваться единства их воли. Единство воли достигается благодаря согласованию целей и порядка деятельности, подчинению одной воли другой.
Актуальность темы моей работы была обусловлена тем, что в современном обществе методы управления определяют эффективность работы любой организации и их совершенствование означает улучшение управления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. 4
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ.ИХ ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ 6
2.1. НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 6
2.2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО МЕНЕДЖМЕНТА............................................ 8
2.2. САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК МЕТОД СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

Файлы: 1 файл

Варвара реферат.docx

— 46.52 Кб (Скачать файл)

В целом к социальным и психологическим методам относятся способы управляющего воздействия, опирающиеся на объективные законы социального развития и законы психологии. Объектом воздействия здесь являются социальные и психологические процессы на уровне народонаселения, производственного коллектива или его структурного звена, отдельного работника.[5]

Экономические методы управления представляют собой способы достижения экономических целей управления (средства) на основе реализации требований экономических законов. Иными словами, под экономическими методами менеджмента в современном значении понимается экономический расчет, основанный на сознательном использовании всей системы экономических законов и категорий рыночной экономики.

      Среди экономических методов управления можно выделить метод экономического стимулирования, опирающийся на экономические интересы работников в зависимости от их личного вклада в формирование доходов. Экономическое стимулирование базируется наследующих основных принципах:   

• взаимосвязь и согласованность целей экономического стимулирования с целями развития организации;  

• дифференциация экономического стимулирования, направленная на реализацию необходимых изменений в структуре производства; 

• сочетание экономического стимулирования с другими метода ми мотивации; 

• сочетание экономического стимулирования с экономическими санкциями, предусматривающими материальную ответственность организаций и отдельных работников.  

 Организационно-административные  методы базируются на власти, дисциплине и ответственности. Организационно-административное воздействие осуществляется в следующих основных видах: 

 ♦  прямое административное указание, которое имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам, воздействует на конкретно сложившуюся ситуацию; 

 ♦ установление правил, регулирующих деятельность подчиненных (нормативное регулирование), выработка стандартных процедур  административного  воздействия,  унифицированных форм менеджмента;  

 ♦ разработка  и внедрение рекомендаций по организации и совершенствованию тех или иных процессов, подвергаемых организационно-административному воздействию; 

 ♦ контроль и надзор за деятельностью организаций и отдельных работников.

Основной формой реализации и применения организационно-административных методов управления является распорядительство и оперативное вмешательство в процесс управления в целях координации усилий его участников для выполнения поставленных перед ним задач.

Выделяют три основные группы организационно-административных методов, которые могут использоваться раздельно и совместно, дополняя друг друга: 

 » организационно-стабилизирующие. Содержание данных методов воздействия заключается в установлении состава элементов системы и устойчивых организационных связей между ними посредством закрепления определенных обязанностей как за системой в целом, так и за отдельными ее звеньями. К данным методам относятся регламентирование, нормирование и инструктирование; 

 » распорядительного воздействия. Отражают текущее использование установленных организационных связей и их частичную корректировку при изменении условий работы. В основе распорядительного воздействия лежат полномочия и обязанности. К данным методам относятся постановление, приказ, распоряжение, указание, резолюция;  

 » дисциплинарного воздействия. Предназначены для поддержания стабильности организационных связей посредством дисциплинарных требований и системы ответственности.

В целом объективной основой использования организационно-административных методов управления выступают организационные отношения, составляющие частью механизма управления. Поскольку через их посредство реализуется одна из важнейших функций управления — функция организации, задача организационно-административной деятельности состоит в координации действий подчиненных.

Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т.д. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства, социального регулирования.

В рамках конкретной организации возможно применение таких форм организационно-административного воздействия:  

 • обязательное  предписание (приказ, запрет и т.п.);  

 • согласительные  формы (консультация, компромисс); 

 • рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.п.).  

 Организационно-административные  методы отличает от других  четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, их невыполнение рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Организационно-административные методы — это методы преимущественно принуждения, которые сохраняют свою силу до тех пор, пока труд не превратится в первую жизненную потребность.

 

2.3. Самоуправление как метод социального управления

 

Одним из методов, используемых социальным менеджментом, является самоуправление, противопоставляемое демократическому централизму.

В управленческой деятельности выявляются функции (обязанности) и их распределение по уровням управления, при котором самоуправление может быть наиболее эффективным. Такой подход отражает тактику и стратегию руководства, где родились и получили распространение различные формы прогрессивной организации труда и всей общественной жизни. В этих условиях принцип демократического централизма превращается в принцип демократического управления, что в идеале соответствует самоуправлению.

Характер самоуправления в рыночных структурах независимо от его проявления объективно способствует развитию и совершенствованию самоуправления, так как личный экономический и социальный интерес каждого участника производственного процесса ставится в зависимость от эффективности управления организацией в целом. Коллективная материальная и моральная заинтересованность побуждает все субъекты управления участвовать в обсуждении всех аспектов общественной деятельности, принятии и реализации управленческих решений на коллективной основе. Обязательным становится и участие в проведении учета и контроля за мерой труда и потребления, сохранение товарно-материальных ценностей. Таким образом, функция контроля трансформируется в самоконтроль.

Самоуправление предусматривает личную ответственность каждого субъекта управления за принимаемые решения и каждого члена коллектива за выполнение решений.

Самоуправление возможно в таких экономических условиях, в которых каждый работник и трудовые коллективы реализуют себя в качестве субъектов собственности и если трудовой коллектив включен в самоуправляющую систему организации.

Применительно к самоуправлению техника комплексной мотивации людей включает три основные группы приемов:

1) приемы, ориентированные на работников: а) постановка перед работником четких и достижимых целей (например, рабочим, превысившим оговоренную норму выработки, выплачиваются премии); б) модификация поведения (применение наказаний и наград с целью улучшения поведения человека); в) переподготовка (прохождения курса обучения перспективным специальностям за счет организации);

2) приемы, ориентированные на работу: а) усовершенствование рабочих мест и расширение сферы деятельности работников (такое распределение обязанностей в организации, при котором на работников возлагается больше ответственности за ее деятельность в целом); б) гибкий график работы (такой режим труда, при котором работники могут самостоятельно планировать время начала и окончания работы); в) организация телекоммуникации и домашних офисов (работа на дому с подключенными к офису телефоном, компьютером и факсом); г) сокращение рабочего времени и деление функциональной нагрузки как способы минимизировать число увольнений;

3) приемы, ориентированные на организацию: а) расширение полномочий сотрудников (предоставление работникам больших возможностей для участия в повседневных делах организации); б) участие в достижении целей (получение регулярных денежных вознаграждений за успешные результаты коллективной работы и др.).

Возможности использования различных методов управления неразрывно связаны с саморазвитием социальных систем, которые все в большей мере становятся субъектами управления, решают все большее количество назревших вопросов на основах самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проделанной работы, можно сделать несколько выводов:

1. Методы  социального управления являются  важнейшим средством реализации законов и принципов управления. Все их многообразие (экономические, социальные, психологические, организационно-административные и др.) является эффективным только тогда, когда субъект управления на основе системного анализа использует ту их совокупность, которая необходима в данной конкретной управленческой ситуации, представляющей сегодня комплекс сложных явлений (экономических, социальных, политических и духовно-культурных).

2. Одной  из главных задач современной  системы управления является  создание благоприятных условий  для реализации возможностей управляемой системы, которые появляются только с расширением инициативы и ответственности каждого субъекта самоуправления, более широкого использования методов саморазвития и самоуправления.

3. Для  достижения этих целей необходимо  более широкое применение научных  методов управления (моделирования, программирования, эксперимента, информационных технологий и т. п.).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Виханский,   О.С. Стратегическое управление [Текст] / О.С. Виханский. - М.: Экономистъ, 2001.
  2. Дизель, П.М., Раньян, У.М. Поведение человека в организации [Текст] -М., 2002. -505 с.
  3. Менеджмент [Текст]: учебник для вузов / Под ред. профессора Максимцова М. М., профессора Комарова М. А. - 2-е изд., переаб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2005. - 359с.
  4. Смолкин, А.М. Менеджмент: Основы организации[Текст]: учебник/ А.М. Смолкин.- М.: ИНФРА – М, 2002.- 288с.
  5. Социальное управление [Текст]: Учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др. Под ред. В.Н. Иванова.— М.: Высш. шк., 2001.— 271 с.

 

 

 


Информация о работе Общая характеристика методов социального управления