Общественные ожидания от социально ответственной компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 15:34, доклад

Описание работы

Сложившаяся в настоящее время в России ситуация делает корпоративные социальные программы, в частности, и активное участие компаний в общественном развитии, вообще, необходимым условием устойчивого ведения бизнеса и — одновременно — фактором повышения социальной стабильности и уровня жизни. Согласно исследованиям Ассоциации менеджеров, 52,9% выборки крупных и средних российских компаний приветствуют модель, в которой "государство и бизнес совместно определяют приоритеты социальной политики, а также области, в которых бизнес может нести социальную нагрузку с максимальным учетом своих интересов". Еще 17,6% опрошенных считают, что бизнес должен брать на себя "основную часть функций в осуществлении … социальных программ".

Файлы: 1 файл

Общественные ожидания от социально ответственной компании.docx

— 21.47 Кб (Скачать файл)

Палаткиной Виктории МТ-4022

«Общественные ожидания от социально ответственной компании»

Сложившаяся в настоящее время в России ситуация делает корпоративные социальные программы, в частности, и активное участие компаний в общественном развитии, вообще, необходимым условием устойчивого ведения бизнеса и — одновременно — фактором повышения социальной стабильности и уровня жизни. Согласно исследованиям Ассоциации менеджеров, 52,9% выборки крупных и средних российских компаний приветствуют модель, в которой "государство и бизнес совместно определяют приоритеты социальной политики, а также области, в которых бизнес может нести социальную нагрузку с максимальным учетом своих интересов". Еще 17,6% опрошенных считают, что бизнес должен брать на себя "основную часть функций в осуществлении … социальных программ".

Деловое сообщество России совершенствует свою социальную стратегию, разрабатывает и внедряет механизмы согласования интересов в диалоге "бизнес — общество — государство", выходит на этап формирования консолидированной позиции социально ответственного бизнеса. Вместе с тем, одним из ключевых факторов успеха в реализации стратегии социально ответственного бизнеса является получение ответа на вопрос "Что общество ожидает от бизнеса" и — возможно, более важный, но зачастую забываемый — "Что оно готово дать взамен".

Как была организована серия международных исследований

 

Международный исследовательский проект "Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания" начал свою деятельность одновременно во всех странах, в ноябре 2002 года. Исследование охватило Россию и еще 4 страны Центральной и Восточной Европы (Венгрия, Польша, Чехия, Украина). Цель исследовательского проекта — определить социальную роль крупного и среднего бизнеса, оценить общественные ожидания в области социальной ответственности бизнеса, а также определить глобальные тенденции и национальную специфику социальной роли бизнеса. Во всех странах использовался единый подход для сопоставления результатов исследования:

· 1000 интервью "заинтересованной общественности" в каждой стране (в России 1200)

· 20 глубинных интервью с лидерами общественного мнения (правительство, НКО, СМИ, бизнес, академические круги) в каждой стране

· В каждой стране, где проводилось исследование, его тематика, концепция, вопросы, промежуточные и итоговые результаты обсуждались Экспертной группой, в которую вошли представители бизнеса, общества и власти.

В каждой стране вопросы по корпоративной социальной ответственности формулировались с учетом национальной специфики. В России исследование проходило в три этапа:

Первый этап заключался в опросе масштабной выборки респондентов. Было опрошено 1200 представителей заинтересованной общественности в возрасте 18 лет и старше. Выборка включала жителей крупных российских городов, отвечавших в режиме "живого" общения.

Второй этап включал в себя интервью с ключевыми экспертами, влияющими на вопросы корпоративной социальной ответственности. Было опрошено 300 руководителей ведущих крупных и средних компаний различной отраслевой принадлежности и географии деятельности.

Третий этап — 20 глубинных интервью с лидерами общественного мнения (правительство, СМИ, бизнес, академические круги). Исследование курировалось Экспертной группой, в которую входят представители бизнеса, общества и власти. Экспертная группа была собрана для оценки результатов международного исследовательского проекта, российской части и проведения мероприятий по доработке и продвижению результатов исследования. Национальным координатором исследовательского проекта выступала Ассоциация менеджеров.

     Исследование призвано выявить  общественное мнение, определяющее  социальную роль крупного и  среднего бизнеса, оценить общественные  ожидания в области социальной ответственности бизнеса, а также определить глобальные тенденции и национальную специфику социальной роли бизнеса по следующим направлениям.

  • Как должна выглядеть социально ответственная компания
  • Как воспринимаются действия компании с точки зрения социальной ответственности
  • Какие компании считаются наиболее социально ответственными
  • Как складывается социальная репутация компании
  • Как обеспечить доверие общества к социальной роли бизнеса Для проведения опроса населения была сформирована выборка респондентов в 32 городах.

Результаты исследования позволяют более четко представлять:

  • Практические последствия для компаний от общественных стереотипов в области социальной ответственности бизнеса
  • Оптимальные практические приоритеты компаний в области социальной ответственности
  • Наиболее эффективные каналы информирования общественности о социальных программах компании.

Корпоративная социальная ответственность (КСО): общественные стереотипы, оценки и ожидания

1. Широкая общественность скептически  относится к способности компаний  быть социально ответственными. Так, 46% опрошенных не доверяют в этом плане крупным российским компаниям, 39% — международным.

2. Деятельность компаний оценивается  в первую очередь по качеству  их продукции и услуг, а также  по их отношению к сотрудникам  и поставщикам. Вклад компаний  в национальную экономику, природоохранная  деятельность, честность и участие  в благотворительности — важные, но второстепенные факторы.

3. В России большинство общественности (58% опрошенных) полагает, что деятельность  компаний не должна ограничиваться "получением прибыли, уплатой  налогов и обеспечением населения  рабочими местами". Большая часть  опрошенных также сошлась на  том, что: — проявление социальной  ответственности выгодно для  ведения бизнеса (86%) — наиболее  процветающие компании обычно  являются и наиболее социально  ответственными (67%) — они не стали  бы покупать продукцию социально  безответственных компаний (64%).

4. На сегодня большинство придерживается  мнения, что компании используют  не весь свой потенциал; 87% опрошенных  не верит в серьезность деклараций  компаний о социальной ответственности, кроме того, 85% считают, что у них  попросту нет возможности узнать, является ли компания социально  ответственной. 83% полагают, что компании  должны совместно выработать  единые стандарты КСО.

5. Оценки текущего уровня социальной ответственности             компаний в значительной степени зависят от сферы бизнеса компании, преимущественно от производимой ею продукции. Компании, работающие в области производства продуктов питания, компьютерных и информационных технологий, телекоммуникаций удостоились наиболее высокой оценки, в то время как компании, занятые в добывающей и химической промышленности, а также производящие табак и алкогольные напитки, имеют самый низкий показатель.

6. Самые проблемные области, в которых практически незаметен значительный успех, отмечены по следующим позициям:

— помощь в борьбе против бедности (62% считают, что очень немногие компании достигли здесь успеха)

— чёткое информирование потребителей об опасностях, связанных с использованием производимой компанией продукции (61%)

— открытая и честная финансовая отчётность (59%)

 — недача взяток и неучастие  в коррупции (59%)

— честные способы получения прибыли (59%).

Корпоративная социальная ответственность: информационная прозрачность и осведомленность

7. В настоящее время большинство людей узнает о деятельности компаний в сфере этики, корпоративной социальной ответственности, защиты окружающей среды преимущественно из СМИ (88% — из сообщений по телевидению, 66% — из прессы, 53% — из радиопрограмм), а также общаясь с другими людьми (60%). Информация на упаковке (19%) и информация, исходящая непосредственно от компаний (11%), как видно, не имеют первоочередного значения.

8. Только 3% опрошенных доверяют получаемой информации полностью, 52% верят ей в некоторой степени, в то время как 40% высказали полное недоверие. Большинство хотело бы обладать большей осведомленностью: 59% ощущают недостаток информации; 31% удовлетворены ее количеством, и лишь 5% говорят о ее избытке.

9. Вместе с тем, большинство респондентов выступает за регулярную отчетность компаний о возложенной на себя корпоративной социальной ответственности, по аналогии с финансовой отчетностью. Только 16% сказали, что в этом нет необходимости. Мнения по вопросу об обязательности подобной отчетности разделились: 46% полагают, что она должна быть обязательной, 36% — добровольной.

10. Доверие к отчётам компаний по КСО будет наибольшим (82%), если они будут удостоверяться независимым (негосударственным) органом. 70% удовлетворились бы подтверждением, полученным от государства, и только 46% готовы поверить собственной отчетности компании без дополнительного её "внешнего" утверждения. Корпоративная социальная ответственность: роль и приоритеты бизнеса

11. Руководители компаний более высоко оценивают способность бизнеса (национального и международного) к социальной ответственности в своих действиях (положительные оценки дали 50% и 38% соответственно).

12. Несмотря на то, что одним из основных критериев оценки компаний по W прежнему является качество товаров и услуг (43% назвали его самым важным фактором), представители бизнеса расширенно понимают свою социальную роль (47% респондентов — руководителей считают, что компания должна брать на себя выходящие за рамки законодательного минимума социальные программы, в то время как только 28% опрошенной общественности считают так же).

13. Руководители компаний также видят прямую связь между успехом бизнеса и социально ответственным поведением (81% опрошенных), при этом в большей степени, чем представители общественности (67%).

14. Самые важные признаки социального поведения (из перечня в 28 пунктов) в ответах руководителей несколько отличаются от стереотипов общественности. Ответы распределились следующим образом: — социальная защита сотрудников и их семей (24%) — помощь в решении социальных проблем (24%) — соблюдение законов (15%) — обеспечение рабочих мест (11%) — обеспечение достойной заработной платы (11%).

15. Оценки текущего уровня социальной ответственности компаний в значительной степени зависят от сферы бизнеса компании, преимущественно от производимой ею продукции. Компании, работающие в области производства продуктов питания, компьютерных и информационных технологий, телекоммуникаций удостоились наиболее высокой оценки, в то время как компании, занятые в добывающей и химической промышленности, а также производящие табак и алкогольные напитки, имеют самый низкий показатель.

16. Наименьшие успехи в области социальной ответственности наблюдаются по таким направлениям, как: — объективная и доступная финансовая отчетность (48%) — недопущение коррупции (38%) — четкое информирование о рисках, связанных с деятельностью компании (32%).

17. Как и общественность, руководители основным источником информации о социально ответственном поведении компаний называют СМИ (84%). При этом полностью доверяют информации из различных источников 2% респондентов; в определенной степени — 60%. Значительная доля руководителей (70%) считает, что такой информации в настоящее время недостаточно.

18. Наиболее перспективными источниками информации на будущее руководители компаний считают отчеты и аналитику независимых организаций.

19. Руководители бизнеса считают, что компании должны ежегодно публиковать добровольные отчеты о своих социальных программах (62% в отличие от 32% — представителей общественности). В несколько меньшей степени (31%) оценивается перспектива обязательной отчетности. 7% считает, что отчетность нецелесообразна.

 

 

 

Используемая литература: Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания. Потребители, менеджеры, лидеры общественного мнения и эксперты оценивают социальную роль бизнеса в России. /Под ред.: С.Е. Литовченко, М.И. Корсакова — М.: Ассоциация менеджеров, 2003. — 100 с.


Информация о работе Общественные ожидания от социально ответственной компании