Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 15:34, доклад
Сложившаяся в настоящее время в России ситуация делает корпоративные социальные программы, в частности, и активное участие компаний в общественном развитии, вообще, необходимым условием устойчивого ведения бизнеса и — одновременно — фактором повышения социальной стабильности и уровня жизни. Согласно исследованиям Ассоциации менеджеров, 52,9% выборки крупных и средних российских компаний приветствуют модель, в которой "государство и бизнес совместно определяют приоритеты социальной политики, а также области, в которых бизнес может нести социальную нагрузку с максимальным учетом своих интересов". Еще 17,6% опрошенных считают, что бизнес должен брать на себя "основную часть функций в осуществлении … социальных программ".
Палаткиной Виктории МТ-4022
«Общественные ожидания от социально ответственной компании»
Сложившаяся в настоящее время в России ситуация делает корпоративные социальные программы, в частности, и активное участие компаний в общественном развитии, вообще, необходимым условием устойчивого ведения бизнеса и — одновременно — фактором повышения социальной стабильности и уровня жизни. Согласно исследованиям Ассоциации менеджеров, 52,9% выборки крупных и средних российских компаний приветствуют модель, в которой "государство и бизнес совместно определяют приоритеты социальной политики, а также области, в которых бизнес может нести социальную нагрузку с максимальным учетом своих интересов". Еще 17,6% опрошенных считают, что бизнес должен брать на себя "основную часть функций в осуществлении … социальных программ".
Деловое сообщество России совершенствует свою социальную стратегию, разрабатывает и внедряет механизмы согласования интересов в диалоге "бизнес — общество — государство", выходит на этап формирования консолидированной позиции социально ответственного бизнеса. Вместе с тем, одним из ключевых факторов успеха в реализации стратегии социально ответственного бизнеса является получение ответа на вопрос "Что общество ожидает от бизнеса" и — возможно, более важный, но зачастую забываемый — "Что оно готово дать взамен".
Как была организована серия международных исследований
Международный исследовательский проект "Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания" начал свою деятельность одновременно во всех странах, в ноябре 2002 года. Исследование охватило Россию и еще 4 страны Центральной и Восточной Европы (Венгрия, Польша, Чехия, Украина). Цель исследовательского проекта — определить социальную роль крупного и среднего бизнеса, оценить общественные ожидания в области социальной ответственности бизнеса, а также определить глобальные тенденции и национальную специфику социальной роли бизнеса. Во всех странах использовался единый подход для сопоставления результатов исследования:
· 1000 интервью "заинтересованной общественности" в каждой стране (в России 1200)
· 20 глубинных интервью с лидерами общественного мнения (правительство, НКО, СМИ, бизнес, академические круги) в каждой стране
· В каждой стране, где проводилось исследование, его тематика, концепция, вопросы, промежуточные и итоговые результаты обсуждались Экспертной группой, в которую вошли представители бизнеса, общества и власти.
В каждой стране вопросы по корпоративной социальной ответственности формулировались с учетом национальной специфики. В России исследование проходило в три этапа:
Первый этап заключался в опросе масштабной выборки респондентов. Было опрошено 1200 представителей заинтересованной общественности в возрасте 18 лет и старше. Выборка включала жителей крупных российских городов, отвечавших в режиме "живого" общения.
Второй этап включал в себя интервью с ключевыми экспертами, влияющими на вопросы корпоративной социальной ответственности. Было опрошено 300 руководителей ведущих крупных и средних компаний различной отраслевой принадлежности и географии деятельности.
Третий этап — 20 глубинных интервью с лидерами общественного мнения (правительство, СМИ, бизнес, академические круги). Исследование курировалось Экспертной группой, в которую входят представители бизнеса, общества и власти. Экспертная группа была собрана для оценки результатов международного исследовательского проекта, российской части и проведения мероприятий по доработке и продвижению результатов исследования. Национальным координатором исследовательского проекта выступала Ассоциация менеджеров.
Исследование призвано выявить общественное мнение, определяющее социальную роль крупного и среднего бизнеса, оценить общественные ожидания в области социальной ответственности бизнеса, а также определить глобальные тенденции и национальную специфику социальной роли бизнеса по следующим направлениям.
Результаты исследования позволяют более четко представлять:
Корпоративная социальная ответственность (КСО): общественные стереотипы, оценки и ожидания
1. Широкая общественность
2. Деятельность компаний
3. В России большинство
4. На сегодня большинство
5. Оценки текущего уровня социальной ответственности компаний в значительной степени зависят от сферы бизнеса компании, преимущественно от производимой ею продукции. Компании, работающие в области производства продуктов питания, компьютерных и информационных технологий, телекоммуникаций удостоились наиболее высокой оценки, в то время как компании, занятые в добывающей и химической промышленности, а также производящие табак и алкогольные напитки, имеют самый низкий показатель.
6. Самые проблемные области, в которых практически незаметен значительный успех, отмечены по следующим позициям:
— помощь в борьбе против бедности (62% считают, что очень немногие компании достигли здесь успеха)
— чёткое информирование потребителей об опасностях, связанных с использованием производимой компанией продукции (61%)
— открытая и честная финансовая отчётность (59%)
— недача взяток и неучастие в коррупции (59%)
— честные способы получения прибыли (59%).
Корпоративная социальная ответственность: информационная прозрачность и осведомленность
7. В настоящее время большинство людей узнает о деятельности компаний в сфере этики, корпоративной социальной ответственности, защиты окружающей среды преимущественно из СМИ (88% — из сообщений по телевидению, 66% — из прессы, 53% — из радиопрограмм), а также общаясь с другими людьми (60%). Информация на упаковке (19%) и информация, исходящая непосредственно от компаний (11%), как видно, не имеют первоочередного значения.
8. Только 3% опрошенных доверяют получаемой информации полностью, 52% верят ей в некоторой степени, в то время как 40% высказали полное недоверие. Большинство хотело бы обладать большей осведомленностью: 59% ощущают недостаток информации; 31% удовлетворены ее количеством, и лишь 5% говорят о ее избытке.
9. Вместе с тем, большинство респондентов выступает за регулярную отчетность компаний о возложенной на себя корпоративной социальной ответственности, по аналогии с финансовой отчетностью. Только 16% сказали, что в этом нет необходимости. Мнения по вопросу об обязательности подобной отчетности разделились: 46% полагают, что она должна быть обязательной, 36% — добровольной.
10. Доверие к отчётам компаний по КСО будет наибольшим (82%), если они будут удостоверяться независимым (негосударственным) органом. 70% удовлетворились бы подтверждением, полученным от государства, и только 46% готовы поверить собственной отчетности компании без дополнительного её "внешнего" утверждения. Корпоративная социальная ответственность: роль и приоритеты бизнеса
11. Руководители компаний более высоко оценивают способность бизнеса (национального и международного) к социальной ответственности в своих действиях (положительные оценки дали 50% и 38% соответственно).
12. Несмотря на то, что одним из основных критериев оценки компаний по W прежнему является качество товаров и услуг (43% назвали его самым важным фактором), представители бизнеса расширенно понимают свою социальную роль (47% респондентов — руководителей считают, что компания должна брать на себя выходящие за рамки законодательного минимума социальные программы, в то время как только 28% опрошенной общественности считают так же).
13. Руководители компаний также видят прямую связь между успехом бизнеса и социально ответственным поведением (81% опрошенных), при этом в большей степени, чем представители общественности (67%).
14. Самые важные признаки социального поведения (из перечня в 28 пунктов) в ответах руководителей несколько отличаются от стереотипов общественности. Ответы распределились следующим образом: — социальная защита сотрудников и их семей (24%) — помощь в решении социальных проблем (24%) — соблюдение законов (15%) — обеспечение рабочих мест (11%) — обеспечение достойной заработной платы (11%).
15. Оценки текущего уровня социальной ответственности компаний в значительной степени зависят от сферы бизнеса компании, преимущественно от производимой ею продукции. Компании, работающие в области производства продуктов питания, компьютерных и информационных технологий, телекоммуникаций удостоились наиболее высокой оценки, в то время как компании, занятые в добывающей и химической промышленности, а также производящие табак и алкогольные напитки, имеют самый низкий показатель.
16. Наименьшие успехи в области социальной ответственности наблюдаются по таким направлениям, как: — объективная и доступная финансовая отчетность (48%) — недопущение коррупции (38%) — четкое информирование о рисках, связанных с деятельностью компании (32%).
17. Как и общественность, руководители основным источником информации о социально ответственном поведении компаний называют СМИ (84%). При этом полностью доверяют информации из различных источников 2% респондентов; в определенной степени — 60%. Значительная доля руководителей (70%) считает, что такой информации в настоящее время недостаточно.
18. Наиболее перспективными источниками информации на будущее руководители компаний считают отчеты и аналитику независимых организаций.
19. Руководители бизнеса считают, что компании должны ежегодно публиковать добровольные отчеты о своих социальных программах (62% в отличие от 32% — представителей общественности). В несколько меньшей степени (31%) оценивается перспектива обязательной отчетности. 7% считает, что отчетность нецелесообразна.
Используемая литература: Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания. Потребители, менеджеры, лидеры общественного мнения и эксперты оценивают социальную роль бизнеса в России. /Под ред.: С.Е. Литовченко, М.И. Корсакова — М.: Ассоциация менеджеров, 2003. — 100 с.
Информация о работе Общественные ожидания от социально ответственной компании