Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2015 в 14:06, реферат
Функция - широко распространенное слово, имеющее множество значений. Функция (лат.functio) - это обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Данное понятие используется во всех областях знаний и во всех сферах деятельности.
В политэкономии под функцией понимают конкретную форму проявления сущности; в философии - внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений; в биологии - работу, производимую органом, организмом; в математике - зависимость одной переменной от другой.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
3
1. Функции управления, их классификация и взаимосвязь……..……...
4
2. Сущность, назначение и характеристика функций управления.........
5
3. Матрица распределения функций и методика ее построения….........
18
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………
20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..
22
ДОНБАССКАЯ НАЦИОНАЬНАЯ АКАДЕМИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ
Институт экономики, менеджмента и права в строительстве
Кафедра «Менеджмент организаций»
Реферат
по дисциплине «Стратегическое управление»
на тему: «Общие функции управления предприятием»
Выполнила: Козуб Н.Н.
Студентка группы МО-18маг.
Проверил: к.э.н., доц. Я.И. Жеребьев
Макеевка 2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
1. Функции управления, их классификация и взаимосвязь……..……... |
4 |
2. Сущность, назначение и характеристика функций управления......... |
5 |
3. Матрица распределения функций и методика ее построения…......... |
18 |
ВЫВОДЫ……………………………………………………………… |
20 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….. |
22 |
ВВЕДЕНИЕ
Функция - широко распространенное слово, имеющее множество значений. Функция (лат.functio) - это обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Данное понятие используется во всех областях знаний и во всех сферах деятельности.
В политэкономии под функцией понимают конкретную форму проявления сущности; в философии - внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений; в биологии - работу, производимую органом, организмом; в математике - зависимость одной переменной от другой.
Большинство людей планируют свою деятельность на день (месяц, год и т.д.), затем организует ресурсы, которые потребуются для выполнения их плана. По мере движения вперед мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, которые поставили ранее. Такая повседневная работа затрагивает целый ряд управленческих функций. Т.е. управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.
В социально- экономических системах понятие “функция” также широко применяется к системе в целом, объекту и субъекту управления, отдельным подсистемам и видам деятельности.
Функция как категория менеджмента характеризует существенный вид управленческой деятельности или объективно необходимый вид отношений между людьми как области проявления сущности менеджмента.
1. Функции менеджмента, их классификация и взаимосвязь
Управление - процесс, направленный на достижение целей предприятия.
Этот процесс представляет собой последовательность управленческих действий по решению ряда конкретных производственных и социальных задач фирмы. Эти действия получили название управленческих функций. Слово "функция" латинского происхождения и означает выполнение, деятельность, обязанность. Функции управления можно определить как виды деятельности, необходимые для организации и руководства тем или иным объектом. (4, с. 68).
Под функцией менеджмента понимается вид деятельности работников аппарата управления, основанный на разделении и кооперации труда, характеризующийся, определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект и субъект управления (1, с.36).
Функции менеджмента имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают друг в друга.
Информация, собранная посредством выполнения функции контроля, "говорит" менеджерам, как выполняются их планы (функция планирования). В то же время контроль должен быть надлежащим образом мотивирован и организован (функции мотивации и организации).
Иными словами, в системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс.
В современной теории менеджмента выделяется два подхода к классификации функций управления.
Первый подход предусматривает выделение общих функций управления - функций, типичных для любого управленческого процесса, выполняемых органами управления всех организаций независимо от их назначения, форм собственности. Общие функции выражают содержание процесса управления в любой организации и не зависят от специфики объекта управления. К ним относятся: планирование; организация; контроль; регулирование; мотивация.
Второй подход основывается на критерии особенности объекта управления. В этом случае выделяется целая система частных функций управления, которые характеризуются особенностями реализации общих функций управления, и выполняются специалистами исходя из особенностей сферы деятельности и масштабов управления. Количество частных функций управления и их разновидности обуславливаются объемом функциональной деятельности, ее конечными и промежуточными результатами, глубиной разделения труда. К частным функциям относятся: управление коммерческой деятельностью, управление маркетингом, управление закупками, управление сбытом, управление персоналом и т.д.
Процесс управления можно представить в виде совокупности как общих, так и частных функций управления. Каждую общую функцию управления можно представить как совокупность частных функций и наоборот.
2. Сущность, назначение и характеристика функций управления
Планирование - это вид управленческой деятельности, связанной с разработкой комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения целей предприятия с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов.
Место планирования среди других функций управления определяется, во-первых, тем, что результаты планирования непосредственно определяются содержанием остальных функций управления; во-вторых, тем, что именно на этом этапе формируются цели предприятия и определяются средства достижения этих целей.
Таким образом, целью планирования является упрощение достижения целей предприятия путем:
1) устранения отрицательного
эффекта неопределенности
2) сосредоточения внимания руководителей на главных задачах организации;
3) достижения эффективного
функционирования предприятия
4) облегчения организационной и контролирующей деятельности руководства предприятия.
Виды планов.
1. Одноразовые планы - разрабатываются для достижения целей, которые вряд ли возникнут когда-либо еще в будущем.
2. Постоянные планы - используются для координации повторяющихся рабочих заданий (проведение рекламной кампании, выход на новый рынок сбыта, политика повышения качества товаров, методы постоянных усовершенствований).
Как правило, методы постоянных усовершенствований базируются на цикле Шурта план - дело - проверка - результат (рис. 1). Достижение удовлетворительных результатов может потребовать несколько повторений цикла.
1. План Определяются необходимые изменения и планируется их внедрение |
2. Дело Изменения претворяются в жизнь |
4. Результат Анализ результатов, знание превращается в новое действие |
3. Проверка Контроль над результатами |
Рис. 1. Цикл постоянных улучшений Шуарта
3. Ситуационные планы определяют порядок действий сотрудников предприятия в случаях чрезвычайных ситуаций или экономического кризиса. Разработка таких планов предусматривает идентификацию находящихся вне сферы контроля организации факторов (экономический спад, инфляция, технологические открытия, несчастные случаи).
Все цели и планы предприятия имеют определенный временной горизонт. Планы могут быть долгосрочными (период до 5 лет); среднесрочными (1 - 2 года) и краткосрочными (до 1 года).
В настоящее время многие предприятия уделяют внимание краткосрочным результатам, поскольку высокая изменчивость внешней среды затрудняет осуществление долгосрочного планирования. Тем не менее, отсутствие долгосрочных планов развития предприятия существенно осложняет его деятельность.
Японские корпорации, как правило, мыслят в долгосрочной перспективе и стремятся к достижению сразу нескольких целей. К примеру, основатель Matsushita Electric (крупнейшего производителя бытовой электроники, видеомагнитофонов, цветных телевизоров и видеокамер) Коносуке Мацушита еще 60 лет назад предвидел, что настанет день, когда его компания не только будет поставлять в США свои товары, но и откроет там заводы, ибо в 1932 году был оглашен амбициозный 250-летний план развития. Пожалуй, это абсолютный рекорд долгосрочного планирования, но попытки его повторения вряд ли целесообразны. Сегодня Matsushita Electric концентрирует усилия на четырех наиболее перспективных направлениях: полупроводники, автоматизация производства, автоматизация офисной деятельности и аудиовизуальные продукты. В настоящее время на долю этих направлений приходится 13% общего объема продаж, но в ХХI в. они должны превратиться в основные источники дохода.
Подходы к планированию:
1. Традиционный подход предусматривает, что планирование представляет собой только функцию высшего руководства или центральных отделов планирования, т.е. группы специалистов по планированию, подчиненных непосредственно исполнительному директору.
Недостаток: не поступает достаточная информация о постоянно изменяющихся повседневных рыночных событиях.
2. Современные подходы:
- децентрализация планирования,
или распределение
- периодические собрания
менеджеров подразделений для
обсуждения текущих проблем и
возможностей разработки
Планирование включает:
- установление целей и задач;
- разработку стратегий,
программ и планов для достижен
- определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;
- доведение планов до исполнителей.
Функция планирования реализуется через подфункции: целеполагание, прогнозирование, моделирование, программирование.
Организация в широком смысле - это вид деятельности управленческого персонала, направленный на обеспечение нормального функционирования предприятия.
Функция организации в узком смысле - это процесс создания такой структуры предприятия, которая даст возможность людям эффективно работать для достижения общих целей.
В организационной деятельности можно выделить три основных направления:
1) определение норм управляемости, т.е. определение того количества человек, которым эффективно может управлять руководитель;
Необходимость определения норм управляемости обусловлена тем, что для создания современных и высококачественных изделий необходим труд большого числа людей и один человек оказывается не в состоянии планировать, организовывать и контролировать их деятельность. Поэтому руководитель вынужден формировать иерархические уровни управления, что порождает следующие проблемы:
- возникает необходимость
увеличения затрат на
- увеличиваются потери и искажения информации при передачи ее с одного уровня на другой;
- увеличивается время
на принятие управленческих
Приемлемая норма управляемости: от 4 до 8 человек на верхнем уровне управления и от 8 до 16 человек - на более низких уровнях.
Увеличение нормы управляемости ведет к увеличению числа связей, которые должен контролировать руководитель.
2) установление взаимоотношений полномочий и ответственности, которые связывают руководителей разных уровней и их подчиненных;
Полномочия - это ограниченное право использовать ресурсы предприятия и направлять деятельность некоторых его сотрудников на выполнение определенных задач.
Полномочия ограничены планами, процедурами, правилами и устными распоряжениями начальников, а также факторами внешней среды, например, законами и культурными ценностями. Полномочия делегируются не конкретному человеку, а должности, которую он занимает.