Общие понятия контент-анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 13:24, контрольная работа

Описание работы

Кабинетные методы сбора информации опираются на вторичные источники, поэтому часто называются методами работы с документами. В качестве документов выступают материалы как вторичных (внешних и внутренних) источников, так и первичных документов: ответы на открытые вопросы анкет, материалы фокус-групп и свободных интервью. Кроме того, в качестве документов рассматриваются художественные произведения, научные и монографические издания, кино-, видео-, аудио-, фотоматериалы и т. п.
Кабинетные методы используются при подготовке полевого исследования (поскольку позволяют предварительно ознакомиться с объектом исследования, отраслью), при формировании рабочих гипотез, при сборе статистической информации для обоснования выборочных процедур, при проверке и интерпретации информации, полученной с помощью полевых методов.

Содержание работы

Введение 3
Общие понятия контент-анализа 5
Виды контент-анализа 9
Области применения контент-анализа 10
Содержание контент-анализа 13
Информационные системы 14
Заключение 16
Список использованной литературы: 17

Файлы: 1 файл

контент-анализ.docx

— 38.03 Кб (Скачать файл)

Помимо анализа частотного распределения, можно осуществлять анализ корреляций между переменными, ассоциаций, сопряженности  и др. Единицы контент-анализа  могут объединяться в различные  более широкие категории. В сочетании  с результатами контент-анализа  оценка использованных единиц анализа (тематических) по указанным шкалам даёт трёхмерную схему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание контент-анализа

Возвращаясь к рассмотрению проблем, непосредственно связанных с  анализом документов, следует заметить, что к различным видам отражения  популярной, научной и других форм деятельности социума относят справки  и отчёты, статьи и доклады, тезисы и записки, аннотации, рефераты и  монографии, правила, законы и другие документы.

Выделим в них два основных вида: 

1. Текстовые или смешанные документы (тексты с графиками, диаграммами, таблицами и т.п.), в которых анализируются только текстовые материалы с целью выявления значимой информации (например, цитат), а главным образом, для сжатия этих текстов на предмет получения таких типов документов, как: отчёты, справки, аннотации, рефераты, учебные и учебно-научные (курсовые, дипломные и иные подобные) работы. Последние аспекты рассматриваются в данной главе. 

2. Смешанные документы или только  табличные данные, необходимые для  получения из них таких документов, как отчёты и справки. Главным  образом эти документы включают  табличные материалы (электронные  таблицы, базы и банки данных), на основе которых формируются  вторичные данные, входящие в  состав различных отчётов, справок  и т.п. аналитических материалов, используемых как для формирования  некоторых статистических данных, так и для подготовки вариантов  принятия решений. Этот вид  данных может представлять собой  только компьютерные табличные  данные. Обычно такие данные сопровождаются  текстовыми материалами. Аналитические  компьютерные системы, нацеленные  на работу с данным видом  документов, рассматриваются в четвёртой  главе настоящего пособия.

Информационные системы

С этой целью используются разные системы, разновидности которых  представлены ниже.

Системы подготовки текстовых документов включают: текстовые редакторы и  текстовые процессоры (Microsoft Word); настольные издательские системы (PageMaker).

Системы математических расчётов, моделирования  и анализа экспериментальных  данных, включают также редакторы  математических формул, программы статистического  анализа данных и др.

Системы обработки финансово-экономической  информации предназначены для обработки  числовых данных, характеризующих различные  производственно-экономические и  финансовые явления и объекты, и  для составления соответствующих  управленческих документов и информационно-аналитических  материалов.

Системы управления базами данных служат для создания, хранения и манипулирования  массивами данных большого объёма. Различаются способами организации  хранения данных и обработки запросов на поиск информации, а также характером данных, хранящихся в базе. На их основе создаются базы и банки данных, информационно-поисковые системы.

Экспертные системы (ЭС) и системы  поддержки принятия решений (СППР) используются для реализации технологий информационного обеспечения процессов принятия управленческих решений на основе применения экономико-математического моделирования и принципов искусственного интеллекта.

Личные информационные системы  предназначены для информационного  обслуживания рабочего места пользователя. Они направлены не только на сбор и поиск необходимых личности данных, но и на развитие таких личностных качеств, как компетентность, уверенность поведения, креативность и т. п.

Из сказанного, очевидно, что не только целесообразно, но и, как никогда ранее, возможно и необходимо сохранять информацию в электронной форме, например, в электронных базах данных (БД). Очевидно, что любая подобная база данных фактически может быть представлена и как личная (личностная) база сведений (ЛБС). В учебных заведениях она ориентирована, в первую очередь, на своевременное и успешное выполнение студентами учебных письменных заданий. Накопленные в ней сведения (данные, информация, знания и т.д.) в дальнейшем могут и должны использоваться в различных направлениях.

Личная база сведений – это не склад электронных материалов, которые порой не только не структурированы, но и не имеют никаких связей между собой. Известно, что любая база данных хоть каким-либо образом структурирована. Однако к внутренней структуре отдельных материалов, входящих в состав таких баз данных, каких-либо системных требований обычно не предъявляется. В лучшем случае внутренняя структура материалов в базе данных представляет традиционное содержание работ, подобных сочинениям или дипломам (введение, главы и параграфы, заключение и т.д.). Этот способ вполне приемлем, но его следует дополнить более мелкими элементами. Такая работа осуществляется путём глубокого анализа, на основе которого реализуется оптимальная структуризация подобных текстов.

Заключение

Контент-анализ может использоваться в качестве основного метода исследования (например, в исследовании социальной направленности газеты); параллельного, т.е. в сочетании с другими методами (например, в исследовании эффективности  функционирования средств массовой информации); вспомогательного или  контрольного (например, при классификации  ответов на открытые вопросы анкет).

Компьютерный контент-анализ официальных документов, исходящих из пресс-служб компаний, позволяет обнаружить многие скрытые факторы, никак не отражаемые в их основном содержании. В случае кризисных ситуаций эти факторы могут оказаться гораздо более информативными, чем обычные показатели.

Но не все документы могут  выступить объектом контент-анализа. Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило  для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а так же чтобы интересующие исследователя  элементы содержания встречались с  достаточной частотой (принцип статистической значимости). Чаще всего в качестве объектов исследований посредством  контент-анализа выступают сообщения  печати, радио, телевидения, массовой устной агитации и пропаганды, протоколы  собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных  интервью и открытые вопросы анкет.

Важен выбор необходимых источников, подвергаемых контент-анализу. Проблема выборки содержит в себе выбор  источника, числа сообщений, даты сообщения  и исследуемого содержания. Все эти  параметры выборки определяются задачами и масштабами исследования.

Список использованной литературы:

 

  1. Бергсон А. Творческая эволюция.– М.: Терра-Книжный клуб: КАНОН-пресс-Ц, 2001. – 384 с.
  2. Брачевский С.М. Современные информационные потоки: актуальная проблематика/С.М. Брачевский, Д.В. Ландэ//НТИ. Сер.1.–№11.–2005.–С. 21–33 [С. 23].
  3. Коноплев Информационные практики в современном обществе: социально-философский анализ: Дис ... кан. фил. наук.– М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007.– 168 с.
  4. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундамен-

тальный курс: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический про-

ект; Трикста, 2004

  1. Средства массовой информации: состояние и тенденции развития. Отв. ред. Сухомлинова Т.П. М.: Изд-во РАГС, 2001.
  2. Шерова Л.М. Работаем со СМИ. М.: Изд. АНО «НИРИПТ «Экспертное сообщество». 2002.

Информация о работе Общие понятия контент-анализа