Оценка эффективности менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 11:30, контрольная работа

Описание работы

Эффективность менеджмента – сложная, многогранная категория. Она отражает характерные особенности экономических, социальных и иных явлений. Анализ категории эффективности, факторов ее определяющих позволяет сделать вывод, что адекватными содержанию и формам проявления эффективности являются группы показателей экономической эффективности, которые могут выступать в качестве измерителя, критерия эффективности организации. Анализ категории эффективности, факторов ее определяющих позволяет сделать вывод, что адекватными содержанию и формам проявления эффективности являются группы показателей экономической эффективности, которые могут выступать в качестве измерителя, критерия эффективности организации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………….3
Сущность и понятие эффективности менеджмента………………………………..4
Методы оценки эффективности менеджмента
Критерии оценки эффективности………………………………………………..6
Ранговый метод планирования и оценки эффективности……………………..9
Экономическая оценка эффективности……………………………………………11
Оценка эффективности деятельности менеджера и персонала…………….........16
Заключение…………………………………………………………………………………...19
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 75.38 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

Государственная Полярная Академия

Факультет Экономики и  Управления

(заочная форма обучения)

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: «Основы менеджмента»

На тему: «Оценка эффективности менеджмента»

 

 

 

 

Выполнила студентка:

3 курса гр. 3301

Медведвева Е.В.

Проверил:

Проф. Чекалев М.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург, 2013г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………………….3

  1. Сущность и понятие эффективности менеджмента………………………………..4
  2. Методы оценки эффективности менеджмента
    1. Критерии оценки эффективности………………………………………………..6
    2. Ранговый метод планирования и оценки эффективности……………………..9
  3. Экономическая оценка эффективности……………………………………………11
  4. Оценка эффективности деятельности менеджера и персонала…………….........16

Заключение…………………………………………………………………………………...19

Список литературы…………………………………………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Деятельность менеджера  заключается в руководстве людьми (то есть в управлении), направленном на достижение поставленных целей. Если управленческая деятельность решает поставленные задачи, обеспечивает реализацию целей, причем на основе оптимального использования  имеющихся ресурсов, то она считается  эффективной. Иными словами, эффективность  показывает, в какой мере управляющий  орган реализует цели, и в этом смысле проблема эффективности управления является составной частью экономики  управления, частью эффективности производства. В связи с этим оценка эффективности  менеджмента будет являться основополагающей при стратегическом и оперативном  планировании организации.

Эффективность менеджмента  – сложная, многогранная категория. Она отражает характерные особенности  экономических, социальных и иных явлений. Анализ категории эффективности, факторов ее определяющих позволяет сделать  вывод, что адекватными содержанию и формам проявления эффективности  являются группы показателей экономической  эффективности, которые могут выступать  в качестве измерителя, критерия эффективности  организации. Анализ категории эффективности, факторов ее определяющих позволяет  сделать вывод, что адекватными  содержанию и формам проявления эффективности  являются группы показателей экономической  эффективности, которые могут выступать  в качестве измерителя, критерия эффективности  организации. В качестве критерия эффективности  производства и управления используются частные показатели использования  отдельных видов ресурсов: материальных ресурсов, основных производственных фондов, капитальных вложений, производительности труда, характеризующей экономическую  деятельность персонала, и обобщающие показатели,  характеризующие конечные результаты. Улучшение показателей  эффективности деятельности организации  возможно в результате разработки и  реализации путей роста экономической  эффективности управления.

Однако в современных  условиях бизнеса на российских предприятиях недостаточное внимание уделяется  проблемам оценки труда и его  эффективности, и в частности  оценки эффективности деятельности менеджера и персонала. Оценка менеджера  производится множеством форм по двум основным направлениям: оценка эффективности  труда и оценка качества, которые  определяют вклад менеджера в  эффективность управления. Для установления соответствия результатов деятельности личности требованиям организации  осуществляется оценка трудовой деятельности персонала.

  1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА

 

Особое место в теории управления занимает проблема руководства. Традиционно  под руководством принято понимать отношения, возникающие в организации  в процессе и по поводу управления.

Основной принцип управления - единоначалие. Суть его в том, что власть, право  решения, ответственность и возможности  контролировать процессы и отношения  в организации предоставляются  только одному должностному лицу. Соответственно руководитель—лицо персонифицирующее  ответственность, власть и право  контроля. Отношения единоначалия во многом формируют иерархическую  пирамиду организации.

Поскольку вся власть и ответственность  за функции контроля над отношениями  закреплены за одним лицом (руководителем), а он физически не в состоянии  осуществлять его в полном объёме, руководитель вынужден делегировать часть  своих полномочий подчинённым. Именно это и формирует вертикальные (линейные) иерархические структуры. Специализация управленческих функций  и формы их координации порождают  жёсткий рисунок функциональной структуры современной организации. В созданной таким образом  управленческой иерархии каждый работник имеет собственного руководителя и  все, кроме рядовых исполнителей, имеют подчинённых. Отсюда вытекает специфика двойственной формальной позиции любого руководителя, которая  накладывает существенный отпечаток  на образ его поведения.

Говоря о проблемах организации, невозможно обойти вниманием такую  важную проблему, как принятие управленческих решений.

Она занимает одно из центральных  мест в социологии организации. Считая организацию инструментом управления, многие социологи и специалисты  по теории управления, начиная с  М. Вебера, прямо связывают её деятельность в первую очередь с подготовкой  и реализацией управленческих решений. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких  решений. Интерес социологов к этой проблеме обусловлен тем, что в решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы.

Характеризуя полный цикл управленческой деятельности, состоящий из целеполагания, планирования, организации, координации, контроля и корректировки целей, легко заметить, что он, в конечном счете, представлен в виде двух элементов  управления: выработки и осуществления  управленческих решений. Именно поэтому  решения – центральный элемент  управления и организации.

Принятие решения  представляет собой сознательный выбор  среди  имеющихся  вариантов или  альтернатив  направления  действий, сокращающих  разрыв между настоящим  и  будущим  желаемым состоянием организации. Таким  образом, данный процесс включает в себя много различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения.

В социологической литературе существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком  в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят  к таковым, например, решение о  поступлении человека на работу, решение  об увольнении с неё и т.п. оправданной  представляется точка зрения, согласно которой к управленческим следует относить лишь те решения, которые затрагивают отношения в организации.

Управленческие решения, таким  образом, всегда связаны с изменениями  в организации, их инициатором обычно выступает должностное лицо или  соответствующий орган, несущий  полную ответственность за последствия  контролируемых или реализуемых  решений. Границы компетенции, в  рамках которой он принимает решение, чётко обозначены в требованиях  формальной структуры. Однако число  лиц, привлекаемых к подготовке решения, значительно больше числа лиц, облеченных властью.

Управленческое решение – это  творческий акт, направленный на устранение проблем, которые возникли на субъекте управления (организация, фирма и  т.д.). Описать математическим языком творческий процесс невозможно. Но основные принципы технологии принятия решения уже давно разработаны. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации. План - это  набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования  для достижения организационных  целей.

Подготовка управленческих решений  в современных организациях нередко  отделена от функции их принятия и  предусматривает работу целого коллектива специалистов. В «классической» теории управления она, как правило, является функцией штабных служб.

Процесс осуществления решения  связан с реализацией специального плана, который представляет собой  совокупность мероприятий, направленных на достижение целей и сроков их реализации. Разработка такого плана  – прерогатива соответствующих  служб в аппарате управления. Однако сегодня к его разработке привлекаются те, кто будет его реализовывать, то есть непосредственные исполнители.

В литературе классификации управленческих решений строятся по самым разным основаниям. Одной из оправданных  с социологической точки зрения представляется классификация А. И. Пригожина: она учитывает меру вклада субъекта решения в организационные  преобразования. Согласно автору, все  управленческие решения в организации  могут быть разделены на:

    • жёстко обусловленные (детерминированные);
    • слабо зависящие от субъекта решения.

К первым обычно относят либо так  называемое стандартизированное решение (обусловленные принятыми выше предписаниями  и распоряжениями), либо вторично обусловленные  распоряжением вышестоящей организации. Этот тип решений практически не зависит от качеств и ориентации руководителя.

Другой тип решений – так  называемые инициативные решения, где  качества руководителя накладывают  серьёзный отпечаток на характер принимаемых решений. К ним относятся  решения, связанные как с локальными изменениями в организации (поощрение, наказание), так и с изменением механизмов, структуры, целей организации. Инициативное решение обычно рассматривают  как выбор альтернативы поведения  из нескольких возможных, каждая из которых  влечёт ряд позитивных и негативных последствий. В числе факторов, влияющих на качество решений, отмечают: компетентность персонала, деловые и личные качества руководителя, его ролевые (должностную, функциональную, групповую, гражданскую, семейную) позиции.

Большое место среди перечисленных  факторов уделяется проблеме надёжности информации, организации коммуникации, помехам, возникающим в ходе передачи информации. В числе последних  большое место уделяется положениям, связанным со спецификой ролевой  позиции и интересов тех, кто  перерабатывает информацию в процессе её прохождения от нижних ярусов организации  до субъекта решения.

Одним из важных факторов, влияющих на качество управленческих решений, является число ярусов в организации, увеличение которых ведёт к искажению  информации при подготовке решения, искажению распоряжений, идущих от субъекта управления, увеличивает неповоротливость организации.

Этот же фактор способствует запаздыванию информации, которую получает субъект  решения. Это и обуславливает  постоянное стремление сократить число  ярусов управления (уровней) организации.

Не меньшее значение приобрела  в теории организаций проблема рациональности принимаемых решений. Если первые теоретики  социологии управления рассматривали  подготовку решения как целиком  рациональный процесс, то, начиная с  середины 50-х гг. распространение  получил подход, согласно которому данный процесс считается ограниченно  рациональным, ибо обусловлен социокультурными и человеческими факторами. Всё  чаще при подготовке решений отмечается роль интуиции руководителя.

Серьёзной проблемой, связанной с  эффективностью организации, является также проблема выполнения принятых решений.

До трети всех управленческих решений  не достигают своих целей по причине  невысокой исполнительской культуры. В нашей и зарубежных странах социологи, принадлежащие к самым разным школам, пристальное внимание уделяют совершенствованию исполнительской дисциплины, включению рядовых сотрудников в разработку решения, мотивации такой деятельности, воспитанию «фирменного патриотизма», стимулированию самоуправления.

 

2.МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА

2.1 Критерии оценки эффективности

В дореформенной централизованной системе управления при оценке деятельности предприятий использовалась система  показателей, в которую включались: обобщающие показатели; показатели эффективности использования труда; основных фондов и оборотных средств; материальных средств.

В группу обобщающих показателей  вошли объем продаж и темп его  роста, объем продаж на 1 рубль затрат, валовая прибыль, чистая прибыль, чистая прибыль на 1 рубль объема продаж, затраты на 1 рубль товарной продукции.

Группу показателей эффективности  использования живого труда составляют: темпы роста производительности труда, экономия живого труда, заработная плата на 1 рубль реализованной  продукции, то же на 1 рубль чистой продукции.

Показатели эффективности  основных фондов и оборотных средств включают: фондоотдачу, фондоемкость, фондовооруженность, прибыль на 1 рубль основных фондов, прибыль на 1 рубль основных фондов и оборотных средств, оборачиваемость оборотных средств.

Показателем материальных ресурсов представили материальные затраты  на 1 рубль реализованной продукции.

Эти показатели должны использоваться и в настоящих условиях. Однако они не в полной мере охватывают все направления деятельности предприятий, в том числе финансовую и маркетинговую.

Эти показатели приобретают  особое значение в условиях рынка, когда  предприятия самостоятельно разрабатывают  стратегию стратегию и тактику своего поведения. Финансовое положение предприятия определяется коэффициентами: финансовой зависимости, ликвидности, рентабельности, рыночной активности.

Рыночные условия потребовали  разработки соответствующих показателей  и критериев оценки эффективности  управления. Имеет место необходимость  введения нескольких критериев базовых  показателей, на основании которых  осуществляется оценка результативности УС; потребовалась оценка эффективности  по уровням управления и функциональным подсистемам.

Информация о работе Оценка эффективности менеджмента