Оценка эффективности управления социальной работой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:58, реферат

Описание работы

Цель работы - изучить оценки эффективности социальной работы.

В соответствии с поставленной целью выделены следующие задачи:

- рассмотреть основные подходы к оценке эффективности управления;

- выявить критерии оценки эффективности управления;

- изучить формы и методы оценки эффективности управления;

- наметить пути решения проблем в системе оценки эффективности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3 стр.
Эффективность управления в социальной работе…………………..5 стр.
Виды и принципы эффективности………………………………..5 стр.
Проблемы оценки эффективности………………………………..7 стр.

2. Формы и методы оценки эффективности управления……………....11 стр.

2.1. Методы оценки эффективности………………………………….11 стр.

2.2. Эффективность социальной работы………………………….…..13 стр.

Заключение……………………………………………………………..…...16 стр.

Список литературы……………………………………………………..…..18 стр.

Файлы: 1 файл

Реферат по ОУиА в СР.docx

— 43.55 Кб (Скачать файл)

 

Из таблицы видно, что  все виды оценок обусловлены фигурой  «человека работающего», организацией и процессом его труда.

Руководители всех без  исключения уровней управления в  социальных организациях в той или  иной мере задействованы в процедурах оценки персонала, функций и организационной  структуры, системы планирования, стратегии  развития, процессов обеспечения  результатов и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Формы и методы оценки эффективности управления

2.1. Методы оценки эффективности

 

В основе методик находится  тот или иной оценочный метод  или группа методов.

Методы – это способы  или приёмы оценки. Их нахождение и  использование позволяет ответить на вопрос: «Как, каким образом может  производиться или производится оценка эффективности?» Наиболее распространёнными  считаются следующие оценочные  методы:

    • соотнесение целей (задач) и результатов;
    • соотношение целей (задач), результатов и затрат;
    • параметрический способ;
    • определение факторов эффективности/неэффективности;
    • устные и/или письменные опросы;
    • экспертные оценки [3;239].

Метод соотнесения целей (задач) и результатов заключается  в сопоставлении целей намерений  и степени их фактического достижения за определённый период времени. Если сопоставление производится по промежуточным  целям (задачам) и результатам, то такая  разновидность оценки эффективности  называется текущей или промежуточной. При соотнесении конечных целей  и результатов оценивают итоговую эффективность.

Данный метод используется в деятельности социальных организаций  при оценке выполнения различных  планов – финансового, обслуживания и др.

Метод соотношения целей (задач), результатов и затрат требует  ресурсного измерения целевых намерений  и степени их фактического достижения за тот или иной период времени. Если в предыдущем методе главным критерием  эффективности выступала степень  выполнения целей (задач), то здесь появляются и другие критерии – предполагаемые и фактические затраты ресурсов для их достижения.

Параметрический метод предполагает сопоставление двух состояний системы (процесса): состояние раньше (на определённый момент времени) и нынешнее состояние. Желательная или положительная  разница между ними составляет эффективность  изменения необходимого параметра  или ряда параметров на ту или иную величину. Например, состояние пациента (клиента), которое было и которое  стало.

Метод определения факторов эффективности/ неэффективности считается  весьма прагматичным. Во-первых, он позволяет  выявлять, систематизировать и представлять оценочную информацию в наглядном  и обозримом виде, например с помощью  соответствующей таблицы. Во-вторых, на основе более детального анализа  факторов неэффективности разрабатываются  и реализуются программы (планы) по совершенствованию оценочного предмета.

Устные и/или письменные опросы. Встречаются следующие разновидности  этого метода.

Отдельные вопросы по оценке эффективности/неэффективности содержатся, например, в «анкете по самооценке своей работы». Например, такие:

- Как Вы оцениваете эффективность своей работы? (отметьте) высокая; достаточно высокая; средняя; низкая; очень низкая;

-  Ваши предложения по улучшению работы (напишите).

По своей конструкции  первый вопрос закрытый, так как  он имеет уровни оценок. Второй вопрос – открытого типа и предполагает свободное высказывание мнений, предложений. Оба вопроса рассчитаны на выяснение  так называемой «первичной картины» или на получение первоначальных оценок и предложений. Метод экспертных оценок заключается в выборе экспертов, организации оценочных процедур и систематизации полученных оценок. Экспертами могут быть свои и/или  приглашаемые со стороны специалисты, руководители. Метод позволяет получать оценочную информацию по предполагаемой (ожидаемой) и/или фактической эффективности по любому предмету.

 

2.2. Эффективность социальной работы

 

Эффективность – это одна из главных характеристик человеческой деятельности. Она является важнейшей  категорией экономической науки, так  как характеризует результативность всего общественного производства. Национальная экономика считается  эффективной, если наиболее полно удовлетворены  потребности всех членов общества при  данных ограниченных ресурсах.

Соотношение цели и результата и даёт представление об эффективности  работы. Не случайно определение: эффективность  суть степень реализации цели, что  может быть выражено формулой:  Эф = Р ,

                                                                            Ц

Где Эф – эффективность; Р – результат; Ц – цель [13].

Чем лучше результат и  меньше затраты, тем выше эффективность. В определении эффективности  обязательно присутствуют элементы: цель, результат, затраты, общепринятые нормы. Главным в этом перечне  являются цель и результат, представляющие собой начало и конец деятельности.

Особенность социальной работы в том, что её эффективность зависит  от степени социально-экономической  помощи именно тому, кто оказался тем  «другим» членом общества, попавшим в  ситуацию экономического риска.

Смысл слова «эффективность»  обычно определяется как «результативность, продуктивность». Но более точно  его можно определить в зависимости  от вида деятельности.

Сущность эффективности  социальной работы выражается в способности  государства и общества, системы  социальной защиты населения или её отдельных элементов позитивно реагировать и отвечать на запросы, потребности населения, прежде всего социально уязвимой его части.

Поэтому понятие «эффективности»  социальной работы можно выразить как  максимально возможное достижение цели по удовлетворению потребностей населения при оптимальных затратах.

Социальная работа представляет собой целостную систему, включающую субъект, содержание, средство, управление, объект и  связывающие их в единое функции и цели.

Исходная цель социальной работы – изучение социальных потребностей различных категорий людей. Важной целью социальной работы в условиях рынка является раскрытие творческих способностей людей, благодаря чему они обретают самостоятельность  в решении своих проблем.

Существенным показателем  понятия «эффективность социальной деятельности» следует принять  общепринятую норму или идеал. Этические  нормы служат критерием нравственного  здоровья общества. А социальная работа направлена на их поддержание [17].

Стремление  к идеалу –  показатель эффективности всей общественной деятельности, в том числе и  социальной работы.

Традиционный способ изучения практической эффективности социальной работы состоит в том, собираются данные обо всех относящихся к  исследованию случаях и их результаты анализируются методом интегральной оценки или с помощью статистических расчётов. Интегрирование предлагает изучение материалов и выведение  на их основе общей оценки.

Методы практического  определения эффективности социальной работы включают:

- Статистический анализ, когда на основе статистических данных     устанавливаются тенденции развития и результатов социальной работы;

- Сравнительный анализ, т.е. сопоставление однотипных данных для определения степени достижения цели;

- Социально-демографический анализ динамики смертности и рождаемости, изменения уровня и качества жизни и др., что позволяет судить об эффективности социальной политики;

- Целенаправленное наблюдение за изменениями в жизнеобеспечении клиента в результате проводимой с ним работы;

- Социологические исследования, выявляющие мнение клиентов о результативности социальной работы;

- Математическое моделирование, способствующее выявлению наиболее эффективных моделей социальной работы и др.

Наиболее плодотворный путь – это определение эффективности  социальной работы путём сравнения  получаемых результатов с ранее  выдвигающимися целями и сложившимися социальными нормами.

Критерии эффективности  социальной работы многообразны: количественные и качественные; нормы-цели, нормы-условия, нормы-пределы. В качестве обобщённого  критерия оценки эффективности социальной деятельности выступают социальные нормативы и стандарты, в сравнении  с которыми оцениваются результаты достижения цели.

В условиях рыночных отношений  усиливается связь первичного распределения  социальных благ с критерием экономической  эффективности, а конечного –  с критерием социальной справедливости. В цивилизованном правовом обществе неуклонно возрастает значимость социального  критерия как критерия социальной справедливости и социальной ориентации экономики.

 

 

 

 

Заключение

Эффективность управления представляет собой результативность деятельности конкретной управляющей системы, которая отражается в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), причем эти показатели имеют как количественные характеристики, так и качественные.

Каждому варианту системы управления соответствует определенное значение критерия эффективности, и задача оптимального управления, состоящая в том, чтобы найти и реализовать такой вариант управления, при котором соответствующий критерий принимает наивыгоднейшее значение. Таким образом, под оптимальным управлением понимается такая совокупность управляющих воздействий, совместимая с наложенными на систему ограничениями, которая обеспечивает наивыгоднейшее значение критерия эффективности.

Следовательно, в отношении управляемой  системы имеется группа критериев, которые могут быть определены в  соответствии с целями, определяемыми  экономической политикой в конкретный отрезок времени, и конкретными  условиями работы данного предприятия, отрасли.

Задача управляющей системы  заключается в обеспечении заданного  критерия или нескольких совпадающих  критериев.

Таким образом, повышение эффективности  системы управления производством  предполагает нахождение наилучших  организационных форм, методов, технологии управления конкретным объектом в целях  достижения управляемой системой определенных технико-экономических результатов  в соответствии с заданным критерием  или системой критериев.

В своей работе мною были  проанализированы формы и методы оценки эффективности управления, которые на данном этапе менеджмент выделяет. С помощью сравнительной характеристики этих методов можно сделать вывод, что максимальная оценка эффективности управления будет достигнута только при их комплексном использовании, т.к., делая упор на один конкретный метод, теряется эффективность действия других методов.

Также я пришла к некоторым отдельным  выводам относительно основных способов оценки эффективности управления.  Применительно к управлению персоналом проблема соизмерения затрат и результатов в оценке экономической эффективности требует конкретизации, и прежде всего необходимо выяснить, что предстоит оценивать:

1. Достижение определенного результата деятельности с помощью специально подобранного, обученного и мотивированного коллектива предприятия;

2. Достижение целей, поставленных перед управлением персоналом, с минимальными затратами средств;

3. Выбор наиболее эффективных методов управления, обеспечивающих результативность самого процесса управления.

Эффективность характеризует не только результативность деятельности, но и  ее экономичность, т.е. достижение определенного  результата с минимальными затратами. Так, при оценке системы управления как таковой могут быть использованы показатели не только производительности труда, но и экономичности самой системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Бовыкин, В.И. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления/ В.И. Бовыкин. - М.: Экономика, 2007. - 451 с.
  2. Верховцев, А.В. Справочник работника кадровой службы / Сост. А.В. Верховцев. - 4-е изд., испр., доп. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 816 с.
  3. Войтенко, А.И., Комаров Е.И. Организация, управление и администрирование в социальной работе/ А.И.Войтенко, Е.И.Комаров. Учебник. - М.: ИНФРА-М.: 2010. - 225 с.
  4. Диневич, В.А. Показатели и критерии эффективности управления/ В.А. Диневич, С.В.Роганов, Н.И. Якунина. - М.: 2005. - 389 с.
  5. Дмитренко, Г.А. Стратегический менеджмент/ Г.А. Дмитренко. - Киев: МАУП, 2008. - 504 с.
  6. Дорошенко, Л.С. Управление трудовыми ресурсами/ Л.С. Дорошенко. - Киев: МАУП, 2007. - 225 с.
  7. Зайцев, Д.В. Организация, управление и администрирование в социальной работе/ Д.В. Зайцев.-2-ое изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дащков и К0»; Ростов н/Д: Наука-спектр, 2010. - 264 с.
  8. Зарецкий, А.Д. Менеджмент социальной работы : учебное пособие/А.Д. Зарецкий. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 187 с.
  9. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: Учебник. Под ред. А.Я. Кибанова.- М.: Инфра-М, 2008. - 365 с.
  10. Киреева, Т.Б. Формирование системы работы с кадровым резервом - путь повышения эффективности работы учреждений социального обслуживания/Т.Б. Киреева//Работник социальной службы. - 2011. - №1
  11. Минцберг, Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации / пер. с англ./ Г.  Минцберг. - СПб.: Питер, 2001. - 512 с.
  12. Новикова, К.Н. Управление системой социальной защиты населения в условиях формирования новой социально-экономической среды в России/ К.Н. Новикова//Социальное обслуживание, 2011. - №4.- С.7-30
  13. Пантелеева, Т.С. Экономические основы социальной работы: Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений/Т.С.Пантелеева, Г.А.  Червякова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 160 с.
  14. Рамперсад, Х.К. Общее управление качеством: личностные и организационные изменения / пер.с англ./ Х.К. Рамперсад. - М.: Олимп-Бизнес, 2005. - 246 с.
  15. Травин, В.В. Основы кадрового менеджмента/ Травин В.В., Дятлов В.А. - М.: Высшая школа, 2008. - 362 с.
  16. Холостова, Е.И. Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебник для бакалавров/под ред. Е.И. Холостовой, Е.И. Комаровой, О.Г. Прохоровой. - М.: Изд-во Юрайт, 2011. - 425 с.
  17. Яковлев, А.И. Эффективность социальной работы. В кн.: Теория и методика социальной работы/Под ред. Павленка П.Д. - М.: ГАСБУ, 2005.

Информация о работе Оценка эффективности управления социальной работой