Оценка конкурентоспособности предприятия по производству офисной мебели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 18:35, контрольная работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка комплекса мероприятий по совершенствованию конкурентоспособности фирмы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи: раскрыть понятие и роль конкурентоспособности предприятия; рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия; исследовать основные подходы к оценке конкурентоспособности предприятия; провести анализ конкурентоспособности предприятия; предложить мероприятия по совершенствованию управления конкурентоспособностью предприятия.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты конкурентоспособсобности фирмы
1.1 Сущность и содержание конкурентоспособности фирмы
1.2 Анализ и оценка конкурентоспособсобности фирмы
1.3 Направление повышения конкурентоспособсобности фирмы
2. Оценка конкурентоспособности ООО "Феликс"
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО "Феликс"
2.2 Анализ и оценка конкурентоспособсобности ООО "Феликс"
3. Разработка стратегии развития ООО «Феликс»
3.1. Миссия и цели ООО «Феликс»
3.2. Формирование стратегии развития предприятия
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Оценка конкурентоспособности предприятия по производству офисной мебели2.docx

— 406.53 Кб (Скачать файл)

Оценка  конкурентоспособности предприятия  по производству офисной мебели

 

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты конкурентоспособсобности фирмы

1.1 Сущность и содержание конкурентоспособности фирмы

1.2 Анализ и оценка конкурентоспособсобности  фирмы

1.3 Направление повышения  конкурентоспособсобности фирмы

2. Оценка конкурентоспособности ООО "Феликс"

2.1 Организационно-экономическая  характеристика ООО "Феликс"

2.2 Анализ и оценка конкурентоспособсобности  ООО "Феликс"

3. Разработка стратегии  развития ООО «Феликс»

3.1.  Миссия и цели ООО «Феликс»

3.2. Формирование стратегии  развития предприятия

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  выбранной темы «Оценка конкурентоспособности предприятия» состоит в том, что сегодня для современных предприятий задача повышения конкурентоспособности продукции (услуг) становится важной. Особенно в связи с тем, что доминирующим процессом третьего тысячелетия является глобализация. Глобализационные процессы усиливают конкурентную борьбу, катализаторами которой выступают высокий уровень импортозависимости экономик, появление новых конкурентов на рынках. Конкуренция является важной предпосылкой для функционирования и полного раскрытия потенциала рыночных отношений.

О том, что конкуренция  выполняет функцию общения и  согласования интересов производителей, указывают практически все исследователи данной проблемы. М. Портер, например, подчеркивает, что ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции [36, c. 47-48]. Искусственное сдерживание конкуренции приводит к застойным явлениям в экономике. Конкурирующие фирмы проводят поистине глобальную стратегию: продают свою продукцию по всему миру; ищут материалы и компоненты также по всему миру; в целях экономии размещают производство во многих странах. Конкуренция, с одной стороны, является важнейшим условием развития государства на международной арене, а с другой - одновременно и следствием, и условием эффективного функционирования товарного рынка внутри государства.

Таким образом, на современном  этапе экономического развития проблема конкурентоспособности занимает центральное место в экономической политике государства. Создание конкурентных преимуществ перед соперником становится стратегическим направлением деятельности государства и его органов в области обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. При этом повышение конкурентоспособности касается всех уровней ее иерархии: продукции (товаров и услуг), предприятия, отрасли, региона и страны в целом, но особую важность приобретает конкурентоспособность предприятия как основного звена экономики. Несмотря на большое количество факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, все же основным и определяющим из них остается его способность производить конкурентоспособную продукцию и создавать условия для ее продвижения на рынок.

Целью курсовой работы является разработка комплекса мероприятий по совершенствованию конкурентоспособности фирмы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи: раскрыть понятие и роль конкурентоспособности предприятия; рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия; исследовать основные подходы к оценке конкурентоспособности предприятия; провести анализ конкурентоспособности предприятия; предложить мероприятия по совершенствованию управления конкурентоспособностью предприятия.

Объектом исследования является компания по производству офисной мебели «Феликс». Предметом исследования является формы и методы ведения конкурентной борьбы, для эффективного управления развитием  предприятия на рынке.

Теоретической и методологической базой исследования послужили концепции  и гипотезы, представленные и обоснованные в классических и современных  трудах отечественных и зарубежных экономистов: М. Портера, Г.Л. Азоева, А.П. Челенкова, Л.Н. Демидовой, Р.Фатхутдинова, А.Ю. Юданова и др.

Структурно работа разбита  на две главы: первая посвящена теоретическому аспекту конкурентоспособности фирмы; во второй главе отражена деятельность предприятия работающего на мебельном рынке и носит рекомендательный характер по внедрению новых методов продвижения услуг.

 

 

1. Теоретические  аспекты конкурентоспособсобности  фирмы

 

1.1 Сущность и  содержание конкурентоспособности  фирмы

 

Одна из важнейших предпосылок  экономического возрождения России - стабилизация и рост производства во всех отраслях, на каждом отдельно взятом предприятии. Тем не менее нужен рост не любого производства и любой ценой, а рост с учетом его конкурентоспособности. И для самих предприятий повышение уровня их конкурентоспособности - жизненно важная задача.

Однако для решения  подобных задач необходимо иметь представление о том, что являет собой конкурентоспособность, которая многомерна и неоднозначна. В зарубежной и отечественной литературе существует масса подходов к определению данного понятия.

П.В. Забелин, Н.К. Моисеева дают определение конкурентоспособности как «способности приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной, или как превышение над среднестатистической прибылью в соответствующей сфере бизнеса» [16, c. 3]. Недостаток данного определения состоит в том, что акцент сделан на рентабельность производства и на стоимостные характеристики товара, что не дает возможность получить представление ни о составе и структуре конкурентоспособности, ни о том, что и как ее формирует.

При анализе конкурентоспособности  хозяйствующего субъекта Ю.Т. Бубнов определяет конкурентоспособность как характеристику товара, отражающую его отличие от товара конкурента по степени соответствия конкретной общественной потребности и по затратам на ее удовлетворение [6, c. 180].

Недостаток данного определения  в том, что оно не учитывает  различие степени соответствия товара общественной потребности на различных рынках. Кроме того, конкурентоспособность связана не с отличительными характеристиками товара как таковыми, а с его привлекательностью для клиентов, делающих покупку, что позволяет нам сделать заключение о тесной взаимосвязи конкурентоспособности с потребностями покупателей.

Определение В.Е. Швеца - «конкурентоспособность продукции есть не что иное, как  проявление качества продукции в  условиях рыночных отношений и определяется способностью продукции быть проданной на конкретном рынке, в максимально возможном объеме и без убытков для изготовителя» - нейтрализует упомянутый выше недостаток [24]. Кроме того, ученый указывает на столь важный фактор конкурентоспособности, как качество продукции.

Р.А. Фатхутдинов также  подчеркивает, что «товар или услуга являются конкурентоспособными или  неконкурентоспособными на конкретном рынке» [36, c. 18].

Конкурентоспособность объекта  определяется по отношению к конкретному  рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. Следовательно, конкурентоспособность является относительной характеристикой объекта, т.е. товар или предприятие, имеющие высокую конкурентоспособность на одном конкретном рынке, могут показать свою полную несостоятельность на другом.

Но важно и то, что  возможность компании конкурировать на определенном товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.

Более развернутое определение конкурентоспособности дается Г.А. Краюхиным. По его мнению, «конкурентоспособность - сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара. Она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара - конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, условий поставки и эксплуатации в процессе производственного и (или) личного потребления» [23, c. 12].

В. А. Терехин в определении  конкурентоспособности делает акцент на поиск и развитие организацией новых рынков сбыта. Он считает, что конкурентоспособность предприятия - это его способность сохранять и расширять рынки сбыта за счет комплексной деятельности как по отношению к качественным и ценовым характеристикам продукции, так и по отношению к производителям и конкурентам [23, c. 9].

В настоящее время большинство  специалистов склоняются к мысли, что источники конкурентных преимуществ фирм лежат не в области материальных ресурсов, так как успешное функционирование на рынке в настоящее время означает, что качество ресурсов находится на высоком уровне, а в области внутренних ресурсов. «От уровня и степени развитости интеллектуальных ресурсов, используемых организацией, зависят экономические показатели всех остальных видов ресурсов» [37, c. 106].

Из вышесказанного можно  заключить, что основные возможности достижения успеха организацией в конкурентной борьбе заключаются в развитии внутреннего потенциала, прежде всего - через использование интеллектуальных способностей сотрудников во всех звеньях управляющей и управляемой подсистем (персонал, качество, маркетинг, производство продукции и т. д.).

М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури описывают конкурентоспособность предприятия следующим образом: «Конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции» [26, c. 76].

В данном определении отражается крайне важная, на наш взгляд, особенность  категории конкурентоспособности, а именно двоякая ее природа. Конкурентоспособность - это характеристика не только потенциала организации, но и динамики его воплощения в конкретных рыночных условиях. Очевидно, что наличие у предприятия крайне мощного внутреннего потенциала и нахождение его в весьма благоприятной внешней среде еще не гарантируют успеха. Потенциал надо реализовать, что предусматривает постоянное развитие.

Ввиду того, что, как отмечено выше, конкурентоспособность - характеристика изменяющаяся, укажем на еще одну ее особенность как динамической категории.

В результате развития НТП  тот товар, который ранее считался конкурентоспособным, в будущем утрачивает свою привлекательность по тем или иным параметрам (техническому уровню, цене, сервису, упаковке и пр.). Ресурс любого товара как основа долговременного конкурентного преимущества обесценивается, если постоянно его не совершенствовать. Подобное убывание абсолютной величины справедливо и для конкурентоспособности предприятия.

Н.С. Яшин предлагает трактовать конкурентоспособность предприятия как «комплекс социально-экономических характеристик, определяющих положение предприятия на национальном или мировом рынке» [38, c.54]. В таком понимании конкурентоспособность предприятия включает совокупность, с одной стороны, характеристик самого предприятия, определяемую уровнем использования его научно-технического, производственного, кадрового потенциала, потенциала маркетинговых служб, реализуемых в процессе воспроизводства, а с другой - внешних по отношению к нему социально-экономических и организационных факторов (законодательные основы деятельности, финансово-кредитная, налоговая политика, тип и емкость рынка, характеристики конкурентов, отраслевые особенности, особенности влияния общественных организаций и политических партий и т.д.), позволяющих предприятию создавать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна для потребителей, чем у конкурентов.

Ряд авторов в своих  работах предлагают объединить в одно понятия конкурентоспособности товара и конкурентоспособности организации. Это просматривается в работе Г.Н. Игольникова и Е.А. Патрушева. Подобное утверждение не является верным, так как потребителю не всегда известно, товар какого производителя он покупает, и даже если он знает название фирмы-производителя, то это не всегда о чем-то говорит, да и не всегда является определяющим фактором при принятии решения о покупке. Здесь можно согласиться с авторами в том, что известность, товарный знак фирмы дают конкурентные преимущества фирме, но это не играет решающую роль.

Конкурентоспособность товара есть конкурентоспособность результата деятельности предприятия, и, следовательно, конкурентоспособность предприятия выступает в форме конкурентоспособности товара. В свою очередь, конкурентоспособность воплощается в их конкуренции по уровню качества и цены потребления. Такова взаимосвязь конкурентоспособности товара и конкурентоспособности предприятия. Ведущим звеном в этой паре является конкурентоспособность предприятия. Таким образом, можно полагать, что многомерный сложный комплекс взаимосвязанных внутриорганизационных процессов является основой формирования и повышения конкурентоспособности фирм за счет создания и продвижения на рынок конкурентоспособного товара, причем последний выступает лишь как проявленная, видимая часть конкурентоспособности предприятия, развивая которую, организация может заявить о себе на рынке, осуществлять успешную конкурентную борьбу.

Обобщая вышеизложенное, предлагаем собственную трактовку понятий «конкурентоспособность товара» и «конкурентоспособность предприятия».

Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия по производству офисной мебели