Оценка профпригодности персонала н основе системы MMPI

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 18:35, реферат

Описание работы

Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день каждая компания стремится иметь у себя лучших сотрудников, но иногда процесс отбора кандидатов на должность заключается лишь в оценке профессиональных способностей, необходимых для решения рабочих задач и получения необходимых результатов работы.

Содержание работы

Введение
шкалы МMPI
Особенность MMPI
Тест СМИЛ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

MMPI.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

4-я - "импульсивности",

6-я - "ригидности",

7-я - "тревожности",

8-я - "индивидуалистичности",

9-я - "оптимизма и активности".

Не изменились названия двух шкал:

5-й - "шкала женственности-мужественности"

10-й - "шкала социальной  интроверсии".

Что касается почти двухсот дополнительных шкал, не входящих в построение личностного профиля, то после рестандартизации названия их не менялись. Эти шкалы по сравнению с профилем базисных шкал намного проще интерпретируются, в основном их суть отражает само название каждой шкалы. Они разрабатывались разными авторами в связи с разными прикладными проблемами и могут использоваться в дополнение к шкалам основного профиля.

В модифицированном варианте из опросника выделены 26 утверждений, которые, по мнению автора, оказались балластными. Они не только вводили в заблуждение и шокировали обследуемых, но и провоцировали неадекватные ответы. В основном - это утверждения, "работающие" на шкалу достоверности "F" и 8-ю - шкалу "шизофрении". Так, утверждение "Я часто вижу людей, животных и другие предметы, которых не видят другие окружающие меня люди" провоцировало ответ "верно" у тех, кто по роду деятельности (например, спортсмены) много ездят по разным странам, в то время как утверждение нацелено на выявление нарушений восприятия.

Опросник в модифицированном виде делится на мужской, женский и подростковый варианты, отличие которых отражается лишь в форме изложения некоторых утверждений. Ключи с помощью которых подсчитываются сырые баллы по каждой шкале, коррекция сырых показателей для формирования профиля личности в стандартных показателях Т, а также интерпретационная схема абсолютно идентичны для всех форм опросника, кроме некоторой разницы в обработке данных по 5-й шкале в мужском и женском профиле. Имеются также полный (566) и сокращенный (360) опросники, разница между которыми помимо объема лишь в том, что сокращенный вариант не позволяет получить показатели по дополнительным шкалам теста.

Профильные листы взрослой и подростковой версии имеют различия лишь в зависимости от пола испытуемого в стандартах по ряду базисных и по большинству дополнительных шкал. Поэтому очень важно, чтобы перед началом работы специалист убедился в том, что у него и сам опросник, и ключи, и профильные листы, и, наконец, интерпретационный подход, принадлежат одному автору. Отличаются как от оригинала (ММРI), так и от СМИЛ, разработанный в ВНИИ неврологии и психиатрии им. Бехтерева Стандартизованный клинический опросник СКЛО и ММИЛ, адаптированный Ф. Б. Березиным и М. П. Мирошниковым. Несравним по всем параметрам с методикой СМИЛ и опросник на 71 утверждение, клинически ориентированный Мини-мульт, разработанный шведской психологессой Кинканнон и адаптированный в русском варианте В. П. Зайцевым и В. Н. Козюлей.

Как показывает опыт, методика в основном рассчитана на обследование контингента взрослых лиц (от 16 до 80 лет) с законченным начальным образованием (7-8 классов средней школы) с сохранным интеллектом. В связи с тем, что автором книги совместно с педагогами Б. Н. Кодесс и Т. В. Кодесс в 1984 г. был разработан и адаптирован подростковый вариант СМИЛ, границы применения методики несколько расширились. Если обычный взрослый вариант широко и эффективно уже много лет используется в практике профконсультирования при обследовании старшеклассников в возрасте 16-17 лет, то подростковый вариант последние годы успешно применяется при изучении детей несколько более младшего возраста, начиная с 12 лет (при условии хорошего общего развития). Отмечено, что недостоверные результаты часто находятся в прямой зависимости не столько от искаженной установки испытуемого на обследование, сколько от плохого понимания содержания утверждений, что может быть связано, во-первых, с недостаточно развитым вербальным интеллектом, во-вторых, с плохим знанием русского языка. Поэтому в регионах, где люди говорят на другом языке, методика должна быть переведена на родной язык, но при этом необходимо также провести рестандартизацию количественной базы методики, так как нормативные стандарты могут иметь свои региональные отличия.

Адаптация и рестандартизация MMPI в отечественных условиях проводилась автором в течение 1968 - 1984 гг. Большая работа проведена по переводу и адаптации текста утверждений. Значимость некоторых из них имеет выраженные отличия в зависимости от культурно-этнических особенностей популяции. Изучалась также частотность нормативных ответов в сравнительном анализе американских и российских данных. Все это было принято во внимание при формировании окончательного варианта СМИЛ. После всех изменений результаты обследования более тысячи лиц разного пола и возраста, разбитых по группам в зависимости от образования и профессиональной занятости, были введены в компьютер. Статистическая обработка данных и сравнительный анализ результатов психодиагностического исследования с данными объективного наблюдения (подчас - многолетнего) подтвердили надежность методики и широкий спектр ее возможностей, особенно в сфере изучения индивидуально-личностных свойств.

Области применения

MMPI широко используется:

  • в сфере здравоохранения,
  • в судебно-психологической экспертизе,
  • в исправительных учреждениях,
  • в системе образования, занятости,
  • в сфере здравоохранения,
  • в бизнесе, в силовых структурах.

MMPI активно применяется  для отбора и оценки персонала, психологической экспертизы и  консультирования.

Экспертная оценка

Личностный опросник MMPI предназначен для углубленной диагностики психологических особенностей личности взрослых людей. Методика позволяет с высокой степенью достоверности:

  • выявлять черты и типы характера,
  • определять стиль поведения и общения,
  • диагностировать способность к адаптации и скрытые психические отклонения,
  • оценивать профессиональную пригодность,
  • изучать эмоциональное состояние и степень выраженности стресса,
  • прогнозировать вероятность и содержание затруднений в различных видах трудовой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 
           Система MMPI - это базисная психодиагностическая методика. Исследования показали, что MMPI находится на третьем месте по популярности среди психологических тестов, после, теста КОТ (Краткий ориентировочный тест) и 16PF Кеттелла. Методика MMPI выявляет полный спектр структурных компонентов личности: характерологические особенности, мотивационную направленность, самооценку, формы межличностного поведения, типы реагирования на стресс, ведущие потребности, фон настроения, сексуальную ориентацию, степень адаптивности личности, наличие психических отклонений и нарушений, темпераментологические свойства, суицидальность, предрасположенность к алкоголизму, а также количественные и качественные характеристики профессионально важных свойств. 
Основной недостаток личностных опросников - то, что испытуемые, более или менее понимая показательную ценность ответов, иногда могут отвечать на вопросы, учитывая требования ситуации опроса и ожидания, приписываемые лицу, ведущему опрос, - вольно или невольно искажать сообщаемые сведения. 
Оценка профессиональной пригодности персонала проводилась на предприятии ООО «Рубикон». Тестирование по методике MMPI осуществляется на заместителе      директора по продажам. Выбор произошел не случайно, так как именно Баранов Б. А. оказался на момент исследования на гране увольнения за нарушение трудовой и финансовой дисциплины.  
          Поданным MMPI личность Б. Баранова характеризуется как дисгармоничная, с трудностями в интерперсональных отношениях и социальной адаптации. Исследуемый импульсивен, склонен к непредсказуемым поступкам, протестным формам поведения (включая агрессивный тип реагирования) и нарушению общепризнанных норм поведения. Трудности в интерперсональных отношениях определяются стремлением к общественному признанию, с одной стороны, и наличием подозрительности, ощущением враждебности со стороны окружающих, стремлением не уступать свои позиции и интровертированностью - с другой. 
Допроведения исследования, в этой компании кандидаты не проходили никакого тестирования, не говоря уже о психологическом. Это во-первых. А во-вторых, самое интересное, заключается в том, что господин Баранов был принят на работу по рекомендации одного из московских кадровых агентств, причем компания заплатила за эту услугу весьма и весьма немалую сумму в долларовом исчислении, то есть агентство просто «поставило» бракованный товар. Более того, детальное психологическое исследование Баранова указывало даже на явную патологию его личности, на наличие психических отклонений от нормы. 
Следовательно,такого «казуса» бы не произошло, если бы при отборе кандидатов проводилась профессиональная оценка их психологических характеристик. Такая оценка позволила бы с высокой степенью вероятности предсказать будущее поведение кандидатов, тем более, если их работа связана с финансами и товаром, учесть их личностные особенности, позволила бы принимать на работу вполне здоровых, неконфликтных кандидатов. Однако, эта работа требует профессионального подхода. Поэтому проведение психологического исследования, беседы, как, впрочем, и интерпретацию результатов психологического тестирования, следует в обязательном порядке поручать лишь профессиональным психологам.

 

Список литературы:

1. Авдеев В.В. Психотехнология  решения проблемных ситуаций. В 2-х т. 5-е изд., перераб. М.: ТОО ИХЦ "Изограф", 2007. Т. 1. 685 с. Т. 2. 318 с. 
2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд. СПб.: Изд-во "Питер", 2007. 
3. Батурин Н.А. Компендиум психодиагностических методик России (1997 - 2007 гг.): описание и первичный анализ. // Вестник ЮУрГУ. Серия "Психология". 2008. Вып. 1. N 31 (131). С. 63 - 68. 
4. Батурин Н.А. Современная психодиагностика в России // Вестник ЮУрГУ. Серия "Психология". 2008. Вып. 2. 
5. Вырковский А. Тест для тестов // Секрет фирмы. N 28 (67) 26.07.2004. 
6. Г.А. Реймаров, В.В. Ионов, Р.К. Грицук. Анализ экспертных данных в системе оценки кадров "Персона" // Сб. докладов IV Международной конференции "Идентификация систем и задачи управления" SICPRO05 (25 - 28 января 2005 г., г. Москва). С. 1602 - 1637. 
7. Завьялова Ж. Тесты на пробу // Секрет фирмы. 2003. N 3. 
8. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2001. 448 с. 
9. Зинченко Т.П., Фрумкин А.А. Автоматизированная система профессиональной психодиагностики // Психологические исследования: Сборник научных и методических материалов. Вып. 1. СПб., 2008.

 


Информация о работе Оценка профпригодности персонала н основе системы MMPI