Оценка результатов деятельности персонала в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

В этой связи целью данной работы является рассмотрение процесса оценки
результатов деятельности персонала. Для достижения поставленной цели были
поставлены следующие задачи: во-первых, рассмотреть цели оценки результатов
работы и от чего зависит ее эффективность; во-вторых, описать те методы
оценки работы, которые на сегодняшний день получили наиболее широкое
распространение в практике работы руководителей, показать их сильные стороны
и потенциальные недостатки, а также решаемые с их помощью задачи; и в-
третьих, проанализировать результаты оценки.

Содержание работы

Введение____________________________________________________3

I. Оценка результатов деятельности персонала: сущность, цели, эффективность.
1.1. Понятие оценки, ее цели и эффективность_________________4
1.2. Самооценка руководителя: сущность и цели_______________10
II. Характеристика методов оценки работы.
2.1. Стандарты и нормативы, оценочные шкалы и оценка рабочего поведения_______13
2.2. Методы ранжирования, заданное распределение и управление по целям________19
III. Анализ проведения оценки результатов работы персонала.
3.1. Изучение результатов оценки и ошибки при ее проведении__ 26

Заключение_________________________________________________31

Список используемой литературы_______________________

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 86.24 Кб (Скачать файл)

Допустить к защите

 

Руководитель: преподаватель

Канева Ю. О.____________

“__” _____________ 2003 г.

    

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

                  по дисциплине «Управление персоналом»                 

    на тему “Оценка результатов деятельности персонала в организации”.   

Исполнитель:

студентка 431 группы

Касьян Н. В.

“__” _____________ 2003 г.

                                 Сыктывкар 2003                                

    

    

                               Содержание.                              

     

Введение____________________________________________________3

    

     I. Оценка результатов деятельности персонала: сущность, цели, эффективность.

1.1. Понятие оценки, ее цели и  эффективность_________________4

1.2. Самооценка руководителя: сущность  и цели_______________10

     II. Характеристика методов оценки работы.

2.1. Стандарты и нормативы, оценочные  шкалы и оценка рабочего поведения_______13

2.2. Методы ранжирования, заданное  распределение и управление по  целям________19

     III. Анализ проведения оценки результатов работы персонала.

3.1. Изучение результатов оценки  и ошибки при ее проведении__ 26

 

Заключение_________________________________________________31

 

Список используемой литературы______________________________32

Приложения

    

    

                                 Введение                                

Когда следует работнику увеличить  заработную плату или перевести  его на

другую должность с понижением или повышением его статуса? А  при каких

обстоятельствах его стоит уволить? Подобные вопросы были и будут одними из

самых важных и актуальных для каждого руководителя. Ответы на них можно

получить лишь на основе оценки эффективности  труда работников.

Кроме того, оценка работы персонала  может служить в качестве инструмента,

способного помочь руководителю при достижении целей, стоящих перед

организацией и подразделением. Однако при этом руководитель должен не только

хорошо разбираться в существующих методах оценки, но и уметь выбирать методы,

лучше подходящие, как при принятии административных решений, так и при

принятии решений, связанных с развитием работников.

В этой связи целью данной работы является рассмотрение процесса оценки

результатов деятельности персонала. Для достижения поставленной цели были

поставлены следующие задачи: во-первых, рассмотреть цели оценки результатов

работы и от чего зависит ее эффективность; во-вторых, описать те методы

оценки работы, которые на сегодняшний  день получили наиболее широкое

распространение в практике работы руководителей, показать их сильные  стороны

и потенциальные недостатки, а также  решаемые с их помощью задачи; и  в-

третьих, проанализировать результаты оценки.

Для раскрытия темы данной курсовой использовалась в основном учебная

литература в силу недостаточной  ее освещенности в периодических  изданиях, что

в свою очередь объясняется нехваткой  практических данных о российских

организациях. Можно предположить, что система оценки результатов деятельности

персонала в отечественных организациях не налажена должным образом, чтобы

быть предложенной в качестве примера  в научной литературе.

    

    

              I. Оценка результатов деятельности персонала:             

                      сущность, цели, эффективность                     

               1.1. Понятие оценки, ее цели и  эффективность              

     Оценка результатов деятельности работника – это систематическое изучение

процесса труда индивида и его  достижений; полученные данные обычно используются

для разработки планов. Текущая периодическая  оценка сводится к оценке

результатов работы и факторов, определяющих степень достижения этих результатов

                           и к анализу их динамики[3].                          

                   Цели оценки результатов деятельности                  

Цель оценки результатов деятельности персонала заключается в определении

степени эффективности его труда. Оценка требует, чтобы руководители собирали

информацию о том, насколько  каждый работник выполняет делегированные ему

обязанности. Сообщая эти сведения своим подчиненным, руководитель информирует

их о том, как хорошо они справляются  со своей работой, и дает им возможность

исправить свое поведение, если оно  ни соответствует принятому. Вместе с тем,

оценка результатов деятельности позволяет руководству определит  наиболее

выдающихся работников и реально  поднять уровень их достижений, переводя их на

более привлекательные должности.

     Административные цели: повышение по службе, понижение, перевод, прекращение

трудового договора. Каждая организация должна выполнять оценку труда своего

персонала для принятия административных решений о повышении, переводе и

прекращении трудового договора. Продвижение по службе помогает организации,

поскольку помогает ей заполнять вакансии служащими, которые уже проявили свои

способности. Оно помогает и служащим, поскольку удовлетворяет их стремление к

успеху, достижениям и самоуважению. Продвижение по службе – отличный способ

признания выдающегося исполнения работы. Однако при принятии решений  о

продвижении по службе руководство должно повышать только тех, кто имеет

способности для эффективного исполнения обязанностей на новой должности. Очень

многие отделы сбыта впадали  в ошибку, выдвигая отличного продавца на должность

заведующего. В результате они теряли хорошего продавца и приобретали

посредственного заведующего.

Перевод можно использовать, чтобы  расширить опыт работника, а также  в тех

случаях, когда руководство считает, что он или она будут работать более

эффективно на другой должности. Иногда перевод используется в тех случаях,

когда человек работает неудовлетворительно, но в связи с его большим  стажем

или прошлыми заслугами руководство  считает, что прекращение трудового

договора с ним было бы неэтичным. В такой ситуации перевод представляет собой

понижение в должности, и бедняга  оказывается на такой должности, где он или

она еще могут приносить какую-то пользу, но не будут блокировать  карьеру

способному молодому работнику  или фактически препятствовать реализации целей

организации.

В тех случаях, когда работнику  сообщили оценку результатов его  труда и

предоставили достаточные возможности  для ее улучшения, но работник не хочет

или не может работать по стандартам организации, трудовой договор с  ним

должен быть расторгнут во имя реализации целей организации. Какова бы ни была

административная ситуация, ясно, что без эффективного метода оценки

результатов деятельности невозможно принять обоснованное решение.

     Информационные цели. Оценка результатов деятельности нужна и для того,

чтобы можно было информировать  людей об относительном уровне их работы. При

должной постановке этого дела работник узнает не только достаточно ли хорошо он

или она работает, но и что конкретно  является его силой или слабостью  и в каком

направлении он может совершенствоваться.

     Мотивационные цели. Оценка результатов трудовой деятельности представляет

собой важное средство мотивации поведения  людей. Определив сильных работников,

администрация может должным образом  вознаградить их благодарностью, зарплатой

или повышением в должности. Систематическое  положительное подкрепление

поведения, ассоциирующегося с высокой  производительностью, должно вести  к

аналогичному поведению в будущем.

Таким образом, информационные, административные и мотивационные функции

оценки трудовой деятельности взаимосвязаны, т. е.  информация, ведущая к

административному решению о повышению  по службе, должна положительно

мотивировать человека к хорошей  работе.

              Эффективность оценки результатов деятельности             

Наибольшая трудность применения систем оценки заключается в том, чтобы найти

способ измерить работу, выполненную  работником. Конечным критерием служит

производительность труда, но измерить ее не всегда легко. В конкретных видах

деятельности работник, который  без ошибок напечатает больше страниц  текста,

или собрал больше бездефектных микропроцессоров, или продал больше продуктов

по сравнению с остальными работниками  за определенный промежуток времени,

бесспорно, показывает более высокую  производительность. Но как

предпринимателю оценивать производительность труда администратора гостиницы

или менеджера среднего звена на крупной телевизионной станции  или профессора,

читающего лекции в университете? Хотя общую производительность труда в

организации можно измерить, часто  она не связана напрямую с различными

функциями, выполняемыми работниками  торговли, сферы услуг и инженерно-

техническим персоналом. Следовательно, для оценки труда работников необходимы

дополнительные критерии, такие, как  уровень популярности данной организации  у

потребителей, поведение работников по отношению к своим коллегам и

потребителям, квалификация, мотивация  работника, трудовые навыки и

мастерство.

В одном исследовании было установлено, что более 90% компаний имеют ту или

иную систему оценки результатов  трудовой деятельности[12]. Однако

эффективность системы оценки определяется несколькими факторами. Наиболее

часто работа подчиненного оценивается  его непосредственным вышестоящим

начальником. Поэтому он должен обладать способностью точно оценивать работу,

не основывая свою оценку на личном отношении к подчиненному. Он также  должен

уметь довести эту оценку до подчиненного. Это может оказаться довольно

трудным делом, когда работа плохая, особенно, если начальник никогда  не

проходил подготовки по технике  общения. Из-за этих потенциальных проблем

руководители могут выступать  против формальных систем оценки результатов

деятельности персонала.

Интенсивные исследования оценки результатов  работы на фирме «Дженерал

Электрик» привели к ряду важных выводов[12]. Один из них заключается  в том,

что критика не является эффективным  способом информирования персонала  о

недостатках в его работе. Критика часто вызывает защитную реакцию поведения.

Подчиненный в этом случае более  озабочен тем, чтобы защитить себя, а не сутью

проблемы и не способами улучшения  работы. Как писала одна группа авторов,

«для достижения полезной оценки, нужно, чтобы работники были бы готовы к

взаимному общению и хотели бы обсудить свою работу, не занимая оборонительную

позицию». Для этого необходимо, чтобы руководитель создал спокойную, без

каких-либо угроз обстановку, в  которой его подчиненные могли открыто обсудить

свои проблемы, связанные с результатами деятельности.

Руководитель должен четко понимать различие между критикой и оценкой  работы.

Критика представляет собой общение  в одном направлении. Для эффективной

информации и должной обратной связи руководитель должен разрешить

двустороннюю конструктивную дискуссию  по конкретным вопросам улучшения

работы.

Второй вывод исследования «Дженерал  Электрик» заключается в том, что метод

выдачи подчиненным раз или  два раза в год информации с  оценкой их работы

неэффективен. Ежегодно необходимо планировать  проведение одной или двух

официальных сессий по оценке результатов  деятельности. Вместе с тем оценку

необходимо выдавать всегда, когда  это необходимо, ежедневно или  так часто,

как этого требует ситуация. Если подчиненный работает по новому

краткосрочному проекту, то его  работу нужно оценивать два или  три раза в

месяц. Если подчиненный не уверен в своих способностях, руководитель может

обсуждать его успехи с ним раз  в несколько дней, чтобы воспитать  в нем

уверенность в себе. С опытными, уверенными и проверенными работниками

руководитель может беседовать по мере необходимости для поддержания  контроля

над ними.

Третий вывод исследования «Дженерал  Электрик» заключался в том, что  не

следует обсуждать вопрос об оценке результатов деятельности и зарплате

одновременно. Силу и слабость подчиненного лучше обсуждать на отдельных

встречах с ним, а не вместе с административными мерами, касающимися зарплаты.

Дуглас МакГрегор настоятельно выступает в пользу оценки трудовой

деятельности, ориентированной на результаты труда[12]. Он утверждает, что

традиционные оценки не являются адекватными, поскольку они сфокусированы  на

основных чертах характера, таких  как инициатива, способность срабатываться  с

коллегами, надежность, отношения  с людьми. Это вынуждает руководителя быть

пристрастным, а не объективным. Вместе с тем, если подчиненному говорят, что

у него плохие отношения в коллективе, то это несет очень мало информации о

том, что же он или она делают не так как надо и что же надо делать иначе.

Вместо этого, утверждает МакГрегор, руководитель и подчиненный вместе должны

определить согласованные цели, которые будут использованы как  стандарт для

Информация о работе Оценка результатов деятельности персонала в организации