Оль стандартизации в современном производстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 18:53, курс лекций

Описание работы

Стандартизация – научно-техническая деятельность, направленная на расширение оптимальной степени упорядочивания в определенной области посредством установления требований для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач.
Цель стандартизации – достижение всеобщей оптимальной экономии на пользу и при участии всех заинтересованных сторон. Стандартизация должна идти не только на уровне НТП, но и опережать его.

Файлы: 1 файл

стандартизация и сертификация.doc

— 368.00 Кб (Скачать файл)

В результате может оказаться, что незначительное увеличение затрат, связанных с сортировкой, будет скомпенсировано за счет резкого снижения стоимости изготовления этих составных частей.

Различают также внешнюю и внутреннюю взаимозаменяемость. Внешняя – взаимозаменяемость по входным и выходным параметрам. Внутренняя – взаимозаменяемость составных частей внутри изделия.

Функциональная взаимозаменяемость – взаимозаменяемость, при которой  экономически оптимальные эксплутационные  показатели достигаются путем установления связей этих показателей с функциональными параметрами изделия и соблюдения значений этих параметров с необходимой точностью.

Рассмотрим терминологию в области  взаимозаменяемости на примере геометрических параметров (размеров). Размер – количественная характеристика  геометрического параметра. С точки зрения взаимозаменяемости различают следующие виды размеров:

  1. Номинальный размер – это размер, полученный в результате расчетов или принимаемый, исходя из каких-либо соображений, который проставляется на чертеже и указывается в спецификации.
  2. Предельные размеры – это два размера (наибольший и наименьший), между которыми должен находиться действительный размер годной детали.
  3. Действительный размер – размер, полученный в результате измерения с погрешностью, не превышающей допустимую.

Для удобства вместо предельных размеров на чертежах указывают их "полномочных  представителей" – отклонения. Отклонение – разности между предельными  и номинальным размером. Различают  верхнее, нижнее и действительное предельные отклонения.

Допуск – разность между наибольшим и наименьшим размерами или верхним и нижним отклонениями. Допуск характеризует абсолютную точность.

Относительная точность изготовления характеризуется квалитетом точности. От квалитета к квалитету точность меняется по ряду R5. Значения допусков стандартизированы путем установления 19 квалитетом точности (0,1; 0; 1; …; 17). Каждому из квалитетов присвоено свое определенное число единиц допуска: 6-а=10. Меняется от квалитета к квалитету по R5. IT=ai – линейный допуск, AT –угловой допуск. i – единица допуска, a – число единиц допуска, которое зависит от номера квалитета. Значение i определяется по формуле и является функцией номинального размера.

Допуски в пределах одного и того же интервала размеров устанавливаются  одинаковые на все входящие в него размеры. Из всей совокупности полей допусков (она состоит из совокупности деталей конкретного квалитета и совокупности основных отклонений неосновных деталей "внутри" квалитета) отбирается ограниченная номенклатура полей допусков для предпочтительного применения. По этим полям допусков специализированными предприятиями выпускаются готовые детали.

В порядке второго отбора выделяется ограниченное число полей допусков первоочередного применения, для  которых специализированными предприятиями  выпускается режущий и измерительный инструмент.

Аналогичная ситуация и с угловыми допусками. Но для угловых размеров допуск зависит от установленной  степени точности и длины меньшей  стороны.

Во многих случаях несколько  размеров могут быть связаны между  собой за счет того, что образуют размерную цепь. В размерных цепях при решении прямой задачи по заданному допуску на замыкающий размер устанавливаются допуски на составляющие размеры. При этом может применяться способ равных допусков и способ равных квалитетов, т.е. в первом случае устанавливаются одинаковыми допуски на все составные размера, а во втором – одинаковый квалитет точности для разных составляющих размеров.

Можно устанавливать допуски, обеспечивающие полную или неполную взаимозаменяемость.

Для расчета допусков применяют два метода:

  1. Теоретико-вероятностный, обеспечивающий неполную взаимозаменяемость.
  2. Метод, ориентированный на предельные отклонения действительных размеров.

Аналогичным образом стандартизируются  допуски и по электрическим параметрам, хотя и имеются следующие особенность: допуски, как правило, располагаются симметрично относительно номинального значения.

    1. Стандартизация и качество

Качество – способность продукции, процессов или услуг (далее продукции), обуславливающая ее пригодность  удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Параметр продукции – признак  продукции, количественно характеризующий  ее свойство или состояние. Если этот параметр используется  для оценки качества продукции, то его называют показателем качества.

Показатели качества в зависимости  от количества характеристик или  свойств дифференцируются на: единичные, комплексные, определяющие и интегральные. В зависимости от того, с какой  стороны показатель характеризует  качество продукции различают следующие  группы показателей:

  1. назначения;
  2. надежности;
  3. эргономические;
  4. эстетические;
  5. технологичности;
  6. унификации;
  7. транспортабельность;
  8. патентно-правовые;
  9. экологические;
  10. безопасности;
  11. экономические.

Показатели перечисленных групп  дифференцируются на подгруппы. Например, показатели назначения дифференцируются на: классификационные, функциональные, технологической эффективности, конструктивные, состава и структуры и т.д. Эргономические характеризуют систему "человек-изделие" и учитывают целый комплекс гигиенических,  антропологических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся в условиях производства и быта. В каждую из перечисленных подгрупп входит несколько конкретных показателей.

Большое многообразие показателей  качества потребовало применения не одного, а нескольких методов их количественной оценки, которые согласно ГОСТ 15467-гг подразделяются на:

  1. Измерительный метод – осуществляемый с помощью средств измерения.
  2. Регистрационный, осуществляемый на основе наблюдения и подсчета числа определенных событий, предметов или затрат.
  3. Расчетный метод – осуществляемый на основе использования имеющихся зависимостей показателей качества продукции от ее параметров.
  4. Органолептический –  основанный на анализе восприятий органов чувств.
  5. Экспертный метод – осуществляемый на основе решения, принимаемого специалистами;
  6. Социологический метод  осуществляется на основе сбора и анализа мнений фактических или возможных потребителей продукции.

  • Оценка уровня качества продукции

  • Совокупность показателей качества представляет собой исходную информацию для оценки уровня качества продукции. Относительный уровень качества, или просто уровень качества – относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями этих показателей или со значениями этих показателей присущими продукции, принятой за основу или базу.

    При сопоставлении продукции с  продукцией, по которой не могут  быть получены значения базовых показателей, ограничиваются технических уровнем  продукции. Технический уровень  – характеристика, получаемая на основании сопоставления показателей, характеризующих техническое совершенство продукции. Оценка уровня качества продукции должна проводиться непрерывно, на всех стадиях жизненного цикла продукции.

    На стадии разработки оценивается  технический уровень продукции. На стадиях изготовления и эксплуатации должны учитываться все остальные группы показателей.

    Документом, отражающим достигнутый  уровень качества, является "Карта  технического уровня и качества продукции" (см. ГОСТ 2.116-гг).

    В настоящее время методы оценки качества классифицируются на:

    1. Дифференциальный метод – использование единичных показателей качества продукции (характеризующих одно свойство продукции).
    2. Комплексный, основанный на использовании комплексных показателей качества (характеризующих комплекс свойств продукции).
    3. Смешанный метод.

    Первый метод позволяет установить, достигнут ли уровень базового образца  в целом и по каким показателям  он не достигнут, по каким наиболее отличается от базового.

    При большом количестве единичных  показателей они могут объединяться в комплексный, следовательно мы можем определить уровень продукции в целом.

     

    1. Основы сертификации

    Сертификация – действия третьей  стороны, удостоверяющие, что должным  образом идентифицированная продукция, процесс или услуга с определенной степенью уверенности соответствует требованиям соответствующих НДС. При этом под первой стороной понимается потребитель, второй – изготовитель. Главные требования к третьей стороне: независимость, компетентность.

    Положительный эффект от сертификации может быть достигнут , если организация процедуры и требования к проведению сертификации будут едиными и признаваемыми в пределах того сообщества, где предполагается применять или же применяется сертифицированная продукция.

    В каждой стране существуют свои национальные системы сертификации. Вместе с тем, НДС регламентирующие вопросы в рамках национальных систем отдельных государств должны быть гармонизированы.

    Различают два вида сертификации:

    1. Сертификация продукции по показателям, по которым законодательством РБ проведение обязательной сертификации не предусмотрено.
    2. Обязательная сертификация – деятельность соответствующих органов и субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия продукции показателям, обеспечивающим безопасность для жизни, здоровья и имущества граждан, а также охрану окружающей среды и другие показатели, установленные законодательством РБ.

    Область аккредитации – одна или  несколько работ, на выполнение которых  аккредитован орган по сертификации.

    Сертификация персонала – процедура, используемая для установления квалификации персонала в определенном производственном секторе установленным требованиям с последующей выдачей сертификата компетентности.

    Орган по сертификации – официальный  орган, выполняющий работы по сертификации в соответствии с областью аккредитации.

    В нашей республике сертификация осуществляется в рамках национальной системы по сертификации РБ – БелСтандарт. Основные правила и положения этой системы  регламентированы системой стандартов (СТБ 5.1.01-07-96). Эта система гармонизирована со стандартами ISO 9000 и с европейскими стандартами EN 45000. Пока еще действует РД РБ 50.5.011.1-94: "Национальная система сертификации РБ. Порядок сертификации услуг. Общие положения".

    Основные цели БелСтандарта:

    • защита потребителей от приобретения или использования продукции, предполагающей опасность;
    • устранение технических барьеров в международной торговле, повышение качества и конкурентоспособности отечественной продукции;
    • защита отечественного рынка от недоброкачественной и небезопасной продукции, поступающей по импорту.

    В БелСтандарте предусмотрены следующие  виды деятельности:

    • сертификация продукции;
    • сертификация услуг;
    • сертификация систем качества;
    • сертификация персонала;
    • аккредитация органов по сертификации однородной продукции, процессов и услуг;
    • аккредитация органов по сертификации систем качества;
    • аккредитация органов по сертификации персонала
    • аккредитация центров по подготовке экспертов и аудиторов по качеству;
    • инспекционный контроль за сертифицированными продукциями и органами;
    • подготовка и аттестация экспертов и аудиторов по качеству;
    • ведение реестра системы.

    БелСтандарт возглавляет национальный орган по сертификации – Госстандарт. В рамках БелСтандарта могут создаваться  подсистемы сертификации по видам продукции  или по отдельным требованиям.

    Для  объективной оценки параметров продукции в РБ создана сеть испытательных  лабораторий. Задача этих лабораторий  состоит в получении объективной  информации о параметрах, характеризующих  качество продукции. В РБ действует  система стандартов СТБ 341 по аккредитации поверочных и испытательных лабораторий.

    Аккредитация испытательных лабораторий  – официальное признание того, что лаборатория правомочна осуществлять поверку средств измерений (для  поверочных лабораторий), конкретные испытания  или конкретные виды испытаний.

    Аккредитация может отражать признание  как технической компетенции  и объективности испытательной  лаборатории, так и только ее техническую  компетентность.

    Структура систем аккредитации поверочных и испытательных лабораторий  включает:

    • центральный орган по аккредитации;
    • орган по аккредитации лабораторий;
    • аккредитованная лаборатория.

    Критерий аккредитации – совокупность требований, которым должны удовлетворять  лаборатории. Эти требования установлены  стандартом ISO.

      1. Организационная структура системы сертификации продукции, процессов и услуг (ССППУ). Национальные и международные ССППУ.

    Республиканский орган по сертификации (РОС) имеет в своем составе:

    • совет системы;
    • апелляционный совет системы;
    • управляющий совет;
    • орган по сертификации однородной продукции (ОСОП);
    • орган по сертификации систем качества (ОССК);
    • орган по сертификации персонала (ОСП);
    • центр по подготовке экспертов-аудиторов;
    • штат экспертов-аудиторов.

    Информация о работе Оль стандартизации в современном производстве