Оосновные направления изменения и модернизации в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 19:22, курсовая работа

Описание работы

Экономический рост страны базируется на сочетании экстенсивных и интенсивных факторов. Под экстенсивными факторами понимается прирост массы используемых в производстве ресурсов, под интенсивными факторами – повышение качества ресурсов и эффективности их использования. В современную эпоху возможности экономического роста за счет вовлечения в оборот новых ресурсов сильно ограничены. Поэтому решающее значение приобретают интенсивные факторы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССОВ ИЗМЕНЕНИЙ……………………………………………………………………..6
1.1. Особенности изменений и нововведений 6
1.2. Инструменты управления изменениями. Этапы изменений 11
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ 22
2.1. План модернизации общего образования Московской области 22
2.2. Анализ программы модернизации системы образования городского округа Власиха Московской области 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 168.38 Кб (Скачать файл)

Этап 3. Диагностика и осознание. На этом этапе руководство собирает соответствующую информацию, определяет истинные причины возникновения проблем, которые требуют изменения существующего положения. Согласно Грейнеру «этот процесс начинается наверху, а затем постепенно спускается к нижнему уровню организационной иерархии». Однако если руководство пытается выявить проблему до того, как получит информацию от более низких уровней иерархии, оно рискует построить свои решения на неадекватной или неправильной информации. Определение области проблемы ведет к осознанию конкретных проблем.

Этап 4. Нахождение нового решения  и обязательства по его выполнению. После того как признано существование проблемы, руководство ищет способ исправления ситуации. В большинстве случаев руководство также должно заручиться согласием на проведение нового курса тех, кто отвечает за его выполнение.

Этап 5. Эксперимент и выявление. Организация редко берет на себя риск осуществлять крупные изменения  одним махом. Она скорее начнет проводить  испытания планируемых изменений  и выявлять скрытые трудности, прежде чем внедрять новшества в крупных масштабах. Руководство, например, может обнаружить, что некоторым людям необходимы дополнительные полномочия или дополнительная подготовка, или нужно создать комитет, который следил бы за выполнением этой программы, или одна из групп оказывает сильное сопротивление этим нововведениям. Путем эксперимента и выявления отрицательных последствий руководство может скорректировать свои планы, чтобы добиться их более высокой эффективности.

Этап 6. Подкрепление и согласие. На последнем этапе необходимо мотивировать людей, чтобы они приняли эти изменения. Этого можно достичь, убеждая подчиненных, что изменения выгодны как организации, так и им лично. Возможные способы подкрепить согласие на новшества – похвала, признание, продвижение по службе, повышение оплаты труда за более высокую производительность, а также допуск участников проведения изменений к обсуждении того, как проходит этот процесс, какие возникают проблемы, какие поправки должны быть внесены и т. д14.

Таким образом, при внедрении изменений  в любой организации нужно  учитывать факторы сопротивления  изменений. Для этого разрабатывают  соответствующую стратегию и модель преодоления сопротивления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ  И НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В  СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

2.1. План модернизации общего образования Московской области

 

Современное образование немыслимо  без инновационных процессов, которые, по мнению ряда исследователей, являются одной из его важнейших характеристик15. В программных документах, раскрывающих суть новой образовательной политики России  (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Стратегия модернизации содержания общего образования и др.), указывается на необходимость обеспечения непрерывности процессов обновления школьного образования, а в качестве важнейшей задачи рассматривается создание системы управления модернизацией как «перманентным долгосрочным процессом инновационного развития отрасли». Предусматривается изменение структуры и содержания общего образования, а также развитие новых педагогических компетенций школьных учителей16.

 В Московской области  1 530 общеобразовательных учреждений, в которых обучается 622 857 обучающихся. В общеобразовательных учреждениях работает 51 777 педагогических работников, в том числе 41 067 учитель.

На протяжении последнего десятилетия Московская область  активно осуществляет модернизацию системы общего образования в  рамках:

  • региональных проектов (Московская область в период с 2007 по 2009 годы реализовала региональный комплексный проект модернизации образования (КПМО), победив в федеральном конкурсе);
  • целевых программ Московской области (в настоящее время реализуется долгосрочная целевая программа Московской области «Развитие образования в Московской области на 2009 – 2012 годы»); приоритетного национального проекта «Образование»; федерального и регионального Планов первоочередных действий по модернизации общего образования (в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»);
  • проектов федеральной целевой программы развития образования17.

Московская область –  пилотный регион по реализации проектов реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, развития государственно-общественного управления образованием, инструментария системы оценки качества образования и др.

Реализация указанных  проектов и программ обеспечила качественное изменение инфраструктуры, кадрового  и технологического потенциала системы общего образования Московской области.

В частности, новая отраслевая система оплаты труда работников государственных и муниципальных образовательных учреждений введена в Московской области с 01.09.2007. С 2008 года в области проводится апробация системы оплаты труда по Методике формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений Московской области и муниципальных образовательных учреждений в Московской области, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования18.

С 2010 года в Московской области  осуществлен переход к единой региональной образовательной сети повышения квалификации работников образования и удовлетворения спроса каждого педагога на индивидуальные образовательные траектории, реализуется модель повышения квалификации на основе кредитно-модульных отношений и бально-рейтинговой оценки результатов обучения, создана персонифицированная база данных о повышении квалификации работников образования Московской области на региональном и муниципальном уровнях, позволяющая осуществлять масштабный мониторинг развития учительского корпуса19.

Московская область –  это один из первых, базовых регионов Российской Федерации, на территории образовательного пространства, которого прошла апробация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

В поэтапном введении стандарта  приняли участие 140 муниципальных  общеобразовательных учреждений Московской области.

В этих школах вводились  отдельные компоненты Стандарта  нового поколения:

  • требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
  • требования к условиям реализации основной образовательной программы начального образования;
  • требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • система оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального общего образования20.

В составе ГОУ ДПО МО «Педагогическая академия последипломного  образования» создан Региональный научно-методический центр содержания образования, который  осуществляет свою деятельность по трем направлениям: ФГОС, мониторинг педагогического образования и научно-методическое сопровождение единого государственного экзамена.

С 1 сентября 2010 года осуществлено введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 97 школах Московской области.

Разработана система научно-методического  сопровождения общеобразовательных учреждений, приступивших к работе по ФГОС начального общего образования.

В течение 2010 года и 1 полугодия 2011 года на базе ГОУ ДПО МО «Педагогическая  академия последипломного образования» были организованы курсы повышения квалификации для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений Московской области по вопросам введения ФГОС нового поколения.

На базе ГОУ ВПО МО «Академия  социального управления» создана  и развивается Региональная система  электронного мониторинга (РСЭМ), предназначенная для достоверного и оперативного мониторинга состояния и развития системы образования с целью принятия управленческих решений и соблюдения принципа публичности за счет обеспечения открытого доступа к результатам мониторинга. Совместимая с системой федерального электронного мониторинга «Нашей новой школы», она представляет собой единую базу данных, имеющую широкий спектр возможностей по сбору, хранению, обработке и предоставлению неограниченного количества показателей (в настоящее время более 400) по различным направлениям20.

В области накоплен значительный опыт управления крупномасштабными комплексными проектами, предполагающими взаимодействие с Министерством образования и науки Российской Федерации, органами местного самоуправления Московской области, институтами гражданского общества. В частности, в области с 2010 года действует региональная система электронного мониторинга состояния и развития системы образования Московской области17.

Таким образом, в Московской области сформирован существенный задел для реализации Комплекса мер по модернизации общего образования в соответствии с Поручением Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В., данного на заседании Правительства Российской Федерации 4 апреля 2011 года, постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 436 «О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РоссийскойФедерации на модернизацию региональных систем общего образования».

Цель  комплекса мер по модернизации общего образования Московской области:

Модернизация системы  общего образования Московской области.

Задачи  комплекса мер по модернизации общего образования Московской области:

  1. повышение заработной платы учителей;
  2. стимулирование высокого качества работы и профессионального развития педагогов;
  3. развитие кадрового потенциала системы общего образования;
  4. создание условий для получения качественного общего образования школьниками, независимо от их места жительства;
  5. модернизация инфраструктуры общеобразовательных учреждений;
  6. обновление содержания и технологий общего образования;
  7. совершенствование системы питания в общеобразовательных учреждениях;
  8. снижение энергопотребления в системе общего образования.

На решение указанных  задач будут направлены следующие  мероприятия17.

Основной блок:

  • приобретение оборудования (учебно-лабораторное, компьютерное оборудование, оборудование для школьных столовых);
  • приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся;
  • пополнение фондов школьных библиотек;
  • введение нового порядка аттестации педагогических работников;
  • повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей;
  • привлечение молодых учителей в общеобразовательные учреждения;
  • проведение организационных и информационно-разъяснительных мероприятий для учителей по содержанию пенсионной реформы, в том числе государственной программы софинансирования трудовой пенсии, в целях обеспечения максимальной доли учителей, участвующих в государственной программе софинансирования накопительной части трудовой пенсии;
  • разработка и реализация муниципальных планов развития сети общеобразовательных учреждений;
  • реализация перспективных планов развития общеобразовательных учреждений;
  • модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся (увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика, обновление программного обеспечения);
  • сопровождение введения ФГОС общего образования;
  • осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования18.

Блок сопровождения:

  • нормативное правовое и инструктивное методическое обеспечение комплекса мер по модернизации общего образования;
  • организационно-управленческое сопровождение реализации комплекса мер по модернизации общего образования;
  • мониторинг реализации комплекса мер по модернизации общего образования в Московской области в 2011 году;
  • информационное сопровождение комплекса мер по модернизации общего образования.

Комплекс мер по модернизации общего образования Московской области (далее – Комплекс мер) не содержит мероприятия, осуществляемые за счет средств федерального бюджета в рамках других механизмов государственной поддержки региональной системы общего образования, а также мероприятия, в отношении которых достигнуты цели их реализации20.

Перечень направлений  расходования финансовых средств в рамках реализации Комплекса мер. За счет федерального бюджета:

  • приобретение оборудования (учебно-лабораторное, компьютерное оборудование);

За  счет бюджета Московской области:

  • повышение заработной платы учителей;
  • приобретение оборудования (учебно-лабораторное, оборудование для школьных столовых);
  • приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся;
  • пополнение фондов школьных библиотек;
  • модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся (увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика).

Организационная схема проекта:

Организацию работ по реализации Комплекса мер, включая разработку нормативно-правовых документов, подготовку финансовых планов, координацию взаимодействия его участников будет осуществлять Министерство образования Московской области.

Для управления проектом создан региональный межведомственный совет по реализации проекта, включающий представителей Московской областной Думы, регионального отделения ВПП «Единая Россия», Московской областной организации профсоюза работников народного образования и науки, общественных организаций, органов местного самоуправления, общеобразовательных учреждений, вузов, наделенный следующими полномочиями:

Информация о работе Оосновные направления изменения и модернизации в образовании