Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 19:31, курсовая работа
В условиях социально-экономического и духовного обновления России и входящих в нее национальных регионов закономерно усиливается потребность во всестороннем научном осмыслении процесса модернизации системы образования.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССОВ ИЗМЕНЕНИЙ……………………………………………………………………..6
1.1. Особенности изменений и нововведений 6
1.2. Инструменты управления изменениями. Этапы изменений 11
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ 22
2.1. План модернизации общего образования Московской области 22
2.2. Анализ программы модернизации системы образования городского округа Власиха Московской области 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
Рис. 3. Поле сил.
Широко распространенными
Их опасения объясняются отсутствием умения, навыков.
Разновидности движущих сил:
Выбор стратегии преодоления сопротивления
Нововведения очень часто
Выбор стратегии преодоления
Образование и общение – наиболее распространенный путь преодоления сопротивления, который заключается в предварительном информировании персонала о предстоящих переменах, новациях в организации, что позволяет осознать необходимость и логику, связанную с предстоящими изменениями (обсуждения, дискуссии и т. д.).
Участие и вовлеченность – вовлечение потенциальных противников перемен на определенном этапе проведения изменений. Но для этого нужны такие условия, как полная информированность, необходимые полномочия и т. д. Помощь и поддержка – предоставление возможности овладения новыми умениями и навыками. Такой подход особенно эффективен, когда в основе сопротивления лежат страх, беспокойство, неуверенность. Однако он требует больших затрат времени и средств на реализацию10.
Переговоры и соглашения – учет взаимных интересов всех сторон, вовлеченных в проведение изменений. Однако ход продвижения нововведений может быть в значительной степени затруднен, так как заключение соглашений не всегда происходит однозначно и ровно.
Манипуляция и совместный выбор – сокрытие своих истинных намерений и избирательное использование информации. Данный метод может быть эффективным лишь с точки зрения затрат времени и других ресурсов. Его характерной чертой является то, что он требует от менеджера способности правильно оценивать ситуацию.
Явное и неявное принуждение – действие, заставляющее людей, персонал смириться с переменами путем скрытой или явной угрозы (увольнение, понижение заработной платы и т. д.). Это довольно рискованный метод. Однако он позволяет быстро достичь цели с минимальными издержками, если инициатор обладает достаточной властью8.
Стратегии осуществления нововведений. Под стратегией проведения изменений понимается общий подход, который во многом зависит от степени учета и выявления внешних и внутренних факторов. Наиболее распространенными стратегиями являются:
Факторы, оказывающие влияние на выбор стратегии:
Морфологическая
матрица для анализа и
С целью проведения анализа и
внедрения изменений
Таблица 1.
Матрица для анализа и проведения изменений
Признак изменения |
Значение признака |
Уровень |
Индивидуальный Групповой Организационный |
Силы: сдерживающие движущие |
Личный интерес Неправильное понимание Иная оценка ситуации Низкая способность к изменениям Личный интерес Высокий кадровый потенциал |
Стратегия преодоления сопротивления |
Образование и общение Участие и вовлеченность Помощь и поддержка Переговоры и соглашения Манипуляция и совместный выбор Явное и неявное принуждение |
Окончание таблицы 1
Факторы, влияющие на выбор стратегии |
Темп проведения Степень и вид сопротивления Положение инициаторов Объем информации Риск |
Стратегия проведения |
Директивная Переговоры Нормативная Аналитическая Основанная на действии |
Этапы |
Размораживание Изменение Замораживание Оценка |
Основные этапы проведения изменений
Процесс осуществления нововведений проходит в три этапа:
1) подготовка – обрабатываются идеи предыдущей практики, и проводится подготовка персонала к изменениям;
2) непосредственное проведение изменений – работников убеждают в необходимости отказаться от старых принципов работы;
3) закрепление результатов – новые принципы работы закрепляются и перерастают в новую практику в целом.
Основными этапами проведения изменений являются следующие:
Основные проблемы на различных этапах проведения изменений:
Следует отметить, что особые трудности,
сопряженные с проведением
Рекомендации для проведения изменений.
Подготовка:
Размораживание:
Изменения:
Замораживание:
Успешное проведение изменений
в организации связано с
Рис. 4. Модель Лерри Грейнера.
Этап 1. Давление и побуждение. Первый шаг состоит в том, что руководство должно осознать необходимость изменений. Высшее руководство или другие руководители, имеющие полномочия принимать и исполнять решения, должны хорошо чувствовать необходимость перемен и готовиться к их проведению. Это давление может быть оказано внешними факторами, такими как возросшая конкуренция, изменения в экономике или появление новых законодательных актов. Ощущение необходимости перемен может возникать от изменений внутренних факторов, таких как снижение производительности, чрезмерно возросшие затраты, большая текучесть кадров, дисфункциональный конфликт и большое количество жалоб работников14.
Этап 2. Посредничество и переориентация внимания. Руководство, даже чувствуя необходимость перемен, не всегда может суметь сделать точный анализ проблем и провести изменения должным образом. Не исключено, что возникнет необходимость в посреднических услугах внешнего консультанта, способного объективно оценить ситуацию. Можно также привлечь в качестве посредников своих сотрудников, но при условии, что они могут считаться беспристрастными и выразить мнение, которое вряд ли понравится высшему руководству.
Информация о работе Оосновные направления изменения и модернизации в образовании