Оосновные направления изменения и модернизации в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

В условиях социально-экономического и духовного обновления России и входящих в нее национальных регионов закономерно усиливается потребность во всестороннем научном осмыслении процесса модернизации системы образования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССОВ ИЗМЕНЕНИЙ……………………………………………………………………..6
1.1. Особенности изменений и нововведений 6
1.2. Инструменты управления изменениями. Этапы изменений 11
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ 22
2.1. План модернизации общего образования Московской области 22
2.2. Анализ программы модернизации системы образования городского округа Власиха Московской области 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 168.38 Кб (Скачать файл)

 

Рис. 3. Поле сил.

 

Широко распространенными причинами  сопротивления изменениям, а также  разновидностями сдерживающих сил  являются, например:

  • личный интерес – ожидание ущемления личных интересов при проведении изменений;
  • неправильное понимание – недоверие или низкое доверие либо скептическое отношение к этому новшеству;
  • иная оценка ситуации – наличие другой информации;
  • низкая способность к изменениям – пo-мнению сотрудников, у них отсутствует необходимая для этого квалификация9.

Их опасения объясняются отсутствием  умения, навыков.

Разновидности движущих сил:

  • высокий кадровый потенциал – творчество персонала, самореализация, саморазвитие;
  • личный интерес – понимание выгоды от перемен;
  • осознание назревшей необходимости перемен – невозможность продолжать работу без внесения изменений либо по внутренним, либо по внешним причинам.

Выбор стратегии преодоления сопротивления

Нововведения очень часто встречают  сопротивление, активное неприятие. Задача менеджера – преодолеть их с наименьшими потерями. Эффективный менеджер при проведении изменений должен сочетать различные стратегии, оценивая конкретную ситуацию.

Выбор стратегии преодоления сопротивления  во многом зависит от расстановки  и соотношения движущих и сдерживающих сил, от уровня, на котором происходят перемены, и от других факторов.

Образование и общение – наиболее распространенный путь преодоления сопротивления, который заключается в предварительном информировании персонала о предстоящих переменах, новациях в организации, что позволяет осознать необходимость и логику, связанную с предстоящими изменениями (обсуждения, дискуссии и т. д.).

Участие и вовлеченность – вовлечение потенциальных противников перемен на определенном этапе проведения изменений. Но для этого нужны такие условия, как полная информированность, необходимые полномочия и т. д. Помощь и поддержка – предоставление возможности овладения новыми умениями и навыками. Такой подход особенно эффективен, когда в основе сопротивления лежат страх, беспокойство, неуверенность. Однако он требует больших затрат времени и средств на реализацию10.

Переговоры и соглашения – учет взаимных интересов всех сторон, вовлеченных в проведение изменений. Однако ход продвижения нововведений может быть в значительной степени затруднен, так как заключение соглашений не всегда происходит однозначно и ровно.

Манипуляция и совместный выбор – сокрытие своих истинных намерений и избирательное использование информации. Данный метод может быть эффективным лишь с точки зрения затрат времени и других ресурсов. Его характерной чертой является то, что он требует от менеджера способности правильно оценивать ситуацию.

Явное и неявное принуждение – действие, заставляющее людей, персонал смириться с переменами путем скрытой или явной угрозы (увольнение, понижение заработной платы и т. д.). Это довольно рискованный метод. Однако он позволяет быстро достичь цели с минимальными издержками, если инициатор обладает достаточной властью8.

Стратегии осуществления  нововведений. Под стратегией проведения изменений понимается общий подход, который во многом зависит от степени учета и выявления внешних и внутренних факторов. Наиболее распространенными стратегиями являются:

    • директивная – навязывание со стороны руководства изменений в сфере управления, игнорирование различных соглашений;
    • переговорная – учет интересов людей, групп; возможны соглашения и различного рода уступки;
    • нормативная – попытка добиться поддержки и чувства ответственности заинтересованных людей, причем не только по конкретным нововведениям, но и по достижению общих целей организации;
    • аналитическая – привлечение экспертов для изучения четко поставленных проблем. Результатом данного подхода является получение оптимальных решений, которые, однако, могут не учитывать интересы всех людей, участвующих в проведении изменений;
    • ориентированная на действия – реализация изменений определяется условиями, когда проблема определена нечетко. Менеджер нацелен на действия, он оказывает небольшое влияние на группу, вовлеченную в изменения. Это метод проб и ошибок.

Факторы, оказывающие влияние на выбор стратегии:

    • ожидаемая степень сопротивления и тип сопротивления;
    • положение инициаторов перемен с точки зрения власти, полномочий и доверия к ним;
    • наличие необходимой информации;
    • степень риска – должна быть проведена оценка степени риска из-за введения изменений (использование теории рисков)11.

Морфологическая матрица для анализа и проведения изменений

С целью проведения анализа и  внедрения изменений целесообразно  использовать морфологическую матрицу  для анализа и проведения изменений (табл. 1).

Таблица 1.

Матрица для анализа и проведения изменений

Признак изменения

Значение признака

Уровень

Индивидуальный

Групповой

Организационный

Силы:

сдерживающие

движущие

Личный интерес

Неправильное понимание

Иная оценка ситуации

Низкая способность к  изменениям

Личный интерес

Высокий кадровый потенциал

Стратегия преодоления сопротивления

Образование и  общение

Участие и вовлеченность

Помощь и поддержка

Переговоры и соглашения

Манипуляция и совместный выбор

Явное и неявное принуждение


 

 

Окончание таблицы 1

Факторы, влияющие на выбор  стратегии

Темп проведения

Степень и вид сопротивления

Положение инициаторов

Объем информации

Риск

Стратегия проведения

Директивная

Переговоры

Нормативная

Аналитическая

Основанная на действии

Этапы

Размораживание

Изменение

Замораживание

Оценка


 

Основные этапы  проведения изменений

Процесс осуществления нововведений проходит в три этапа:

1) подготовка – обрабатываются идеи предыдущей практики, и проводится подготовка персонала к изменениям;

2) непосредственное проведение  изменений – работников убеждают в необходимости отказаться от старых принципов работы;

3) закрепление результатов – новые принципы работы закрепляются и перерастают в новую практику в целом.

Основными этапами проведения изменений  являются следующие:

    • размораживание: анализ и обработка идей и результатов предыдущей практики; персонал при этом готовят к изменениям;
    • изменение: персонал убеждают в необходимости отказаться от старых способов работы;
    • замораживание: новые способы работы закрепляются или перерастают в новую принятую персоналом систему;
    • оценка: сопоставляются усилия и затраты, которые связаны с внедрением нововведений, с изначальными успехами, а также с тем, что ожидается в перспективе12.

Основные проблемы на различных  этапах проведения изменений:

    • размораживание – необходимо определить и преодолеть первоначальное сопротивление, а также уметь заставить персонал принять образ мыслей или систему, необходимую для осуществления нововведений;
    • изменение – требуется очень тщательное планирование;
    • замораживание – необходимо обеспечить постоянный характер изменений. А для этого нужна заинтересованность людей, их умение планировать, способность рисковать;
    • оценка – необходимо обеспечить адекватную оценку эффективности проведенных изменений, что довольно трудно сделать за короткий период. Основная проблема – выбор метода оценки10.

Следует отметить, что особые трудности, сопряженные с проведением этапов размораживания и замораживания, заключаются  в следующем:

    • тот персонал, на котором сказываются изменения, может быть не в состоянии с ними справиться;
    • некоторые аспекты нововведений могут не оправдать ожиданий;
    • необходимая организационная поддержка может присутствовать в недостаточной степени;
    • недостаточно обоснован выбор стратегии преодоления сопротивления13.

Рекомендации для проведения изменений.

Подготовка:

    • будьте постоянно готовы к необходимости осуществления изменений;
    • определите цели, задачи, основные проблемы и уровень изменений;
    • проведите анализ движущих и сдерживающих сил;
    • определите, на кого повлияют изменения, а также причины возможного сопротивления;
    • решите, кого еще необходимо привлечь к планированию нововведений;
    • выберите стратегию изменений и метод преодоления сопротивления;
    • постарайтесь предусмотреть возможные проблемы, вызванные изменениями;
    • составьте реальный график проведения изменений и определите параметры контроля и оценки.

Размораживание:

    • дайте время для снятия психологического напряжения в организации;
    • выберите подходы общения и подготовки служащих соответственно выбранной стратегии;
    • контролируйте процесс, по необходимости изменяйте подход, метод и инструменты11.

Изменения:

    • изменяйте только то, что необходимо для достижения поставленных целей организации;
    • имейте дополнительные резервы времени и ресурсов на случай непредвиденных обстоятельств;
    • при необходимости будьте готовы изменить стратегию нововведения;
    • информируйте персонал об успехах нововведений.

Замораживание:

    • проведите исследование и анализ негативных и позитивных сторон происходящего, исключив по возможности негативные;
    • поддерживайте обратную связь с теми, на кого влияют изменения;
    • информируйте о результатах всю команду управленцев и персонал.

Успешное проведение изменений  в организации связано с теорией  Лэрри Грейнера и использованием его модели (рис. 4.).

 

Рис. 4. Модель Лерри Грейнера.

 

Этап 1. Давление и побуждение. Первый шаг состоит в том, что руководство должно осознать необходимость изменений. Высшее руководство или другие руководители, имеющие полномочия принимать и исполнять решения, должны хорошо чувствовать необходимость перемен и готовиться к их проведению. Это давление может быть оказано внешними факторами, такими как возросшая конкуренция, изменения в экономике или появление новых законодательных актов. Ощущение необходимости перемен может возникать от изменений внутренних факторов, таких как снижение производительности, чрезмерно возросшие затраты, большая текучесть кадров, дисфункциональный конфликт и большое количество жалоб работников14.

Этап 2. Посредничество и переориентация внимания. Руководство, даже чувствуя необходимость перемен, не всегда может  суметь сделать точный анализ проблем и провести изменения должным образом. Не исключено, что возникнет необходимость в посреднических услугах внешнего консультанта, способного объективно оценить ситуацию. Можно также привлечь в качестве посредников своих сотрудников, но при условии, что они могут считаться беспристрастными и выразить мнение, которое вряд ли понравится высшему руководству.

Информация о работе Оосновные направления изменения и модернизации в образовании