Оперативное управление производством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:09, контрольная работа

Описание работы

На крупнейших в истории человечества рубежах возникает потребность подвести итоги пройденного пути и понять наметившиеся тенденции будущего жизнеустройства. В начале третьего тысячелетия ученые анализируют процессы в самых разных областях деятельности людей, но при этом почти всегда встают вопросы менеджмента как условия эффективного претворения в жизнь наметившихся изменений.

Содержание работы

Введение 3
Управление развитием хозяйства 4
Функции оперативного управления производством 5
Организация оперативного управления производством 8
Диспетчерская служба и ее функции 11
Заключение 15
Литература 16

Файлы: 1 файл

менеджмент.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

В крупной фирме или в производственном отделении создается отдел оперативного управления производством.

Отдел оперативного управления выполняет  следующие функции:

  • Получение производственных заданий — начальный этап работы отдела оперативного управления производством. Форма и порядок составления производственных заданий зависят от типа производства на данном предприятии.
  • Предварительное общее планирование начинается после получения заказа и переоформления его на предприятии. Оно имеет существенное значение для предприятий, работающих на основе отдельных заказов или по чертежам заказчиков, а также при производстве нестандартной продукции. В тех случаях, когда от заказчика поступают месячные разнарядки или графики поставок продукции, предварительное общее планирование состоит в определении возможности принятия заказа к исполнению.

Предварительное планирование касается заказа в целом. Здесь принимается  решение о возможности выполнения заказа, о сроках поставки без детализации  до производства отдельной детали или узла, поскольку обычно к этому времени чертежи и технологическая документация еще отсутствуют. На стадии предварительного планирования дается общая оценка стоимости заказа с учетом сведений о ранее выполнявшихся заказах.

  • Размножение копий заказов и календарных планов и их рассылка. Копии заказа и календарного плана направляются во все заинтересованные отделы и группы (секторы) — конструкторский и технологический отделы (только копии заказа), отдел контроля и регулирования запасов, центральный отдел оперативного управления производством, отдел учета и издержек производства, отдел сбыта, отдел расчетов с заказчиками и т.д. Эти копии используются при обработке заказа на всех этапах его прохождения

Конструкторский отдел  подготавливает необходимые чертежи и спецификации; технологический отдел приступает к разработке технологических процессов и проектированию инструментальной оснастки; отдел контроля и регулирования запасов материалов по получении спецификаций заказывает необходимые материалы и получает покупные детали.

  • Диспетчеризация предполагает осуществление связи между отделом оперативного управления производством и продовольственными предприятиями в лице мастеров и диспетчеров.
  • Ведение контрольной картотеки, где регистрируются копии всех заказов в порядке номеров чертежей и деталей. Картотека позволяет установить состояние заказа. Каждый заказ, поступающий на различные диспетчерские пункты или исходящий от них, а также возвращающийся в картотеки или технический отдел, должен пройти через основную контрольную картотеку. Когда приходит время сдачи заказа в производство, (оно определяется плановыми сроками, а также наличием материалов, инструмента и чертежей), он изымается из картотеки не спущенных в производство заказов и направляется работнику, обслуживающему основную контрольную картотеку.
  • Оперативный контроль за ходом выполнения заказов разбивается на несколько этапов: подготовка чертежей, спецификаций, технологической документации; обеспечение материалами, инструментом; сроки выполнения заказа по плану.
  • Учет загрузки рабочих мест ведется каждым мастером, которому передается график, доказывающий загрузку рабочих мест по спущенным и не спущенным в производство заказам, по крайней мере, за месяц вперед. Ставится задача загрузить каждое рабочее место на определенный период времени в соответствии с производственной мощностью станка.
  • Отгрузка продукции. Все документы на отгрузку заполняются заранее и передаются в экспедицию для отгрузки готовой продукции. Единственное исключение — оформление накладных, хотя при определенных условиях и они выписываются заранее. Экспедиция для отгрузки готовой продукции и материалов не может превращаться в склад длительного хранения продукции и материалов. Считается, что отправленные грузы не должны находиться в помещении экспедиции более 24 часов.
  • Оперативная отчетность включает отчеты о движении товарно-материальных ценностей (обычно отдельно по сырью, полуфабрикатам, незавершенному производству, готовой продукции, неликвидным и малорасходуемым материалам), о ходе производства в сопоставлении с календарным планом, о выполнении крупных проектных работ.

Инструментом оперативного управления является учетно-плановый график Ганта, разработанный в начале ХХ в, который можно использовать на всех его этапах. Он представляет собой таблицу, в квадрантах которой отражается загрузка в течение предстоящего периода каждой единицы оборудования подразделения, сроки профилактики, перерывы и пр. Соответствующий квадрант находится на пересечении строки времени и столбца, содержащего виды деятельности и задания, В квадранты вносятся также сведения о фактическом выполнении заданий, поэтому график может служить надежным инструментом текущего контроля.

В конце 50-х гг. был  разработан метод сетевого планирования и управления (СПУ), предназначенный для прогнозирования, управления, оценки времени и средств, необходимых для разработки и контроля крупномасштабных проектов. Способом осуществления сетевого планирования является построение календарного сетевого графика.

С помощью сетевого графика  можно показать очередность операций (некоторые из них можно осуществлять только в строго определенной последовательности, а некоторые — параллельно), сроки их начала и окончания, последствия запаздывания, полный путь движения к цели в виде цепочки взаимосвязанных работ и событий, включая затраты времени и средств на него, а также представить другие возможные варианты.

Таким образом, сетевой  график дает возможность составить  наиболее рациональный план осуществления  каких-либо мероприятий, к которому привязываются все остальные процессы: диспетчеризация, выдача заданий на выполнение определенных работ, наблюдение и контроль за их осуществлением, в том числе с помощью компьютера.

Оптимизация сетевого графика  имеет целью приведение его в  соответствие с заданными сроками работ и поиск возможности их сокращения.

Она может осуществляться исходя из соотношения времени и затрат (минимум затрат — нормативное время; минимум времени – повышенные затраты) или исходя из оптимизации загрузки работника. В целом оптимизация означает улучшение организации комплекса работ за счет перераспределения ресурсов и интенсификации выполнения заданий.

 

Диспетчерская служба и ее функции

 

Диспетчеризация, централизация (концентрация) оперативного контроля и координация управления производственными процессами с целью обеспечения согласованной работы отдельных звеньев предприятия или группы предприятий для достижения наивысших технико-экономических показателей, выполнения графиков работ и производственной программы.

Работа диспетчерской  службы направлена на обеспечение равномерности загрузки всех звеньев предприятия, непрерывности, ритмичности и экономичности выполнения всех процессов основного производственного цикла, бесперебойной работы вспомогательных и обслуживающих участков. Вследствие изменения состава производимой продукции, корректив, вносимых в методы и технологию её изготовления, разного уровня выполнения программы различными рабочими и производственными участками, а также в связи с перебоями из-за ремонта оборудования, нарушения графика поставки материалов и т.п. нарушаются предварительно установленные пропорции и ритм.

В задачу диспетчерской службы входит регулирование процесса производства с целью восстановления действующих или установления новых пропорций и ритма работы предприятий. Диспетчерская служба охватывает контроль и управление технологическими процессами. контроль и оперативное распределение материальных и энергетических ресурсов, транспортных средств, учёт работы машин и механизмов, повышает безопасность и точность движения транспорта. Способствуя предотвращению простоев оборудования и потерь рабочего времени и выполнению заказов в срок. Диспетчерская служба оказывает положительное влияние на экономику производства.

Простейшая форма диспетчерской  службы возникла в период промышленной революции 18—19 вв. в связи с переходом от кустарного и полукустарного к фабрично-заводскому производству. Первоначально основной функцией диспетчерской службы было распределение рабочей силы, сырья и материалов и учёт готовой продукции. С развитием крупносерийного и поточно-массового производств, с возникновением производственных связей между смежными предприятиями, созданием крупных промышленных и энергетических объединений, а также быстрым совершенствованием транспорта диспетчерская служба стала необходимой для оперативного руководства сложным комплексом технологических процессов, взаимодействия отдельных звеньев транспортных систем. Примитивная диспетчерская служба уступила место современной, основанной на совершенных методах управления и контроля с применением новейших средств связи, автоматики, промышленного телевидения, телемеханики и вычислительной техники. Диспетчерская служба стала одним из важнейших средств управления в промышленности, энергетике, на транспорте, в строительстве, сельском хозяйстве, торговле и др.

Структура диспетчерская  служба зависит от характера и масштаба объекта управления. Простейшая в современном понимании диспетчерская служба осуществляется главным образом с помощью диспетчерской двусторонней телефонной связи с объектами. Небольшие предприятия, строительные площадки располагают обычно одним диспетчерским пунктом. На крупных объектах с разветвлённой или многоступенчатой структурой (например, энергосистема) действуют несколько местных диспетчерских пунктов и один центральный, координирующий их деятельность.

Любой перебой в производстве фиксируется средствами диспетчерской службы, и ответственность за потери, связанные с нарушением производственного процесса, возлагается на звенья, по вине которых возник этот перебой. Дальнейшее совершенствование диспетчерской службы позволит освободить руководагелей производства (мастеров, начальников цехов) от трудоёмкой работы по обеспечению производства сырьём, материалами и полуфабрикатами, регулированию хода изготовления продукции и сосредоточить их внимание на работе с коллективом трудящихся, решении технических, организационных и экономических задач.

Главный диспетчер в  составе отдела оперативного управления производством:

- ведет учет номеров изготовляемых деталей и сроков их производства;

- следит за картотекой заказов, еще не переданных в производство, где они подразделяются в порядке сроков поступления материалов и затем в порядке номеров чертежей и деталей. Эти заказы уже включены в план и обеспечены необходимой документацией, но еще не подготовлены к сдаче в производство, так как пока нет в наличии требуемых материалов и (или) инструментов или по ним еще не наступил срок запуска в производство;

- следит за картотекой приостановленных заказов;

- следит за центральной картотекой чертежей.

Диспетчерская служба охватывает все производственные участки хозяйства, включая оперативное планирование, сбор и обработку производственной информации, решение конкретных задач по материально-техническому обеспечению, устранение причин нарушающих режим работы на полевых работах, фермах, звеньях и отделениях. В отдельных крупных хозяйствах в период напряженных полевых работ могут создаваться диспетчерские посты. Диспетчерский пункт обычно располагается в центральной конторе.

Диспетчеризация в сельском хозяйстве может охватывать целые районы и даже области для централизованного контроля и управления сельскохозяйственным производством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проводимые в России преобразования повышают роль менеджмента  и обусловливают необходимость подготовки специалистов по менеджменту. Уже с первых профессиональных шагов от молодого специалиста потребуются умения ориентироваться в постоянно меняющейся экономической среде, выбирать наиболее подходящие методы и инструменты для решения задач, способность контролировать ситуацию, уверенность в своих силах и активное стремление к своей цели. Изучив менеджмент, специалист обретает умение организовывать на научной основе свой труд, способность ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, организовывать работу исполнителей и самому работать в коллективе, находить и принимать решения в условиях противоречивых требований. Все это позволяет добиваться успехов в профессиональной предпринимательской, организационно-управленческой, планово-экономической, проектно-аналитической и конкретно-исследовательской деятельности.

Следует также учитывать, что успех любого предприятия  зависит не только от личности управляющего. Управление — процесс двусторонний, осуществляемый по схеме «управляющий — управляемый». В связи с этим обществу нужны как квалифицированные специалисты в области менеджмента, так и различные специалисты неуправленческих структур, обладающие культурой управленческого мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. — М.: Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, 1999.

2. Виханский О.С. Менеджмент - Учебник. —М.: Экономист, 2005.

3. Зуб А.Т. Стратегический  менеджмент: Теория и практика: Учебное  пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2004.

4. Казначевская Г. Б.Менеджмент: учебное пособие для студентов вузов — Ростов изд: Феникс, 2006. — 384 с. — (Высшее образование).

5. Максимцов М.М. Менеджмент. - М.: Банки и биржи, 1998.

6. Уткин Д.А. Менеджмент. — М.: Зерцало, 1998.

 




Информация о работе Оперативное управление производством