Опережающая подготовка кадров - инструмент развития территорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 11:46, реферат

Описание работы

В настоящем докладе сделана попытка описать работу по выработке механизмов вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность моногородов (на примере моногорода Лисаковска). Исследования в этой связи проводятся участниками студенческого Центра научных исследований при общественном объединении «Молодежно-студенческий центр».

Файлы: 1 файл

Статья на конференцию Мокрицкий.docx

— 25.98 Кб (Скачать файл)

Опережающая подготовка кадров - инструмент развития территорий

Мокрицкий Р.В.

Студент гр. ЛЭК-12

Руководитель – доцент, кандидат экономических наук Лескова Л.Г.

Рудненский индустриальный институт

 

В настоящем докладе сделана попытка описать работу по выработке механизмов вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность моногородов (на примере моногорода Лисаковска). Исследования в этой связи проводятся участниками студенческого Центра научных исследований при общественном объединении «Молодежно-студенческий центр».

В 2013 году при ОО «МСЦ» создан студенческий Центр научных исследований.

Проект создан с целью решения демографических проблем в моногородах Казахстана (на примере моногорода Лисаковска), вызванных оттоком молодежи, и ростом в этой связи стареющего населения. Более 16 % от числа жителей города Лисаковска люди старше 65 лет. По оценке международной организации труда, если в городе стареющего населения 7%, то этот город малоперспективный.

Отсюда вторая цель – содействие развитию экономики в городе Лисаковске посредством воспроизводства кадрового потенциала для всех сфер экономики и социальной сферы.

В рамках проекта решено реализовать следующие задачи: Воспитание казахстанского патриотизма у молодежи и решение вопросов опережающей подготовки кадров.

Почему остро стоит вопрос воспитания казахстанского патриотизма? Совсем недавно мы сидели за партами выпускных классов, и в школе мы не получали информации о преимуществах Казахстана. Учителя старших классов зациклены только на ЕНТ и нагоняли нам немало страха, что мы его не сдадим. Отсюда, у нас появлялись мысли выехать за пределы страны и продолжить учебу в тех ВУЗах, где нет ЕНТ. Поступив в институт, на специальность экономика, мы тесно соприкоснулись с возможностями Казахстана и немало были удивлены тем, что есть стратегические документы, по которым развивается государство. Для нас стало открытием, что генеральная цель развития Казахстана – повышение благосостояния населения, что у нас в стране выпускают спутники, тепловозы, автомобили, что президент и правительство делают все, чтобы Казахстан на международном рынке был конкурентно-способным. И нам захотелось довести до учащихся школ в какой стране и с каким мощным потенциалом мы живем.

В городе, кроме оттока молодежи, есть еще одна проблема – недостаток квалифицированных кадров на рынке труда. Около 500 специалистов необходимо на предприятиях горнорудной и обрабатывающей промышленности, на предприятиях малого бизнеса. В этой связи считаем необходимым разработать систему опережающей подготовки кадров и довести до молодежи перечень наиболее востребованных специальностей.

Показатели

1993 год

2013 год

Отклонения

Абсолютная

сумма

%

1. Численность населения всего на 1 января

40,83

41,005

0,175

0,42

2. Родилось

0,563

0,079

-0,484

-0,86

3. Умерло

0,302

0,080

-0,222

-73,5

4. Естественный прирост (+), убыль (-)

+0,261

-0,001

-0,262

-100,38

5. Прибыло 

0,322

0,055

-0,267

-82,92

6. Выбыло 

0,596

0,007

-0,589

-98,82

7. Сальдо миграции

-0,274

+0,048

0,322

117,52

8. Общий прирост (+), убыль (-)

-0,013

+0,047

0,06

461,54

9. Трудоспособных

22,2

24,09

1,89

8,51

10. Численность населения  на конец отчетного периода

40,817

41,052

0,235

0,58


 

Еще раз обозначим демографические проблемы, которые до сих пор не решены в  городе Лисаковске и попали в круг интересов проекта, разработанного нашим центром:

  1. Несоответствие спроса и предложения на рынке труда;
  2. Отток молодежи;
  3. Более 16% стареющего населения.

При этом хотелось бы заострить внимание на том, что в условиях свободной экономической зоны экономика города была полностью диверсифицирована и стала независимой от градообразующего предприятия.

В рамках проекта мы реализуем следующие задачи:

1.Проводим исследования спроса и предложений на рынке труда;

2.Готовимся к разработке плана опережающей подготовки кадров;

3.Выступаем с презентациями о возможностях  современного Казахстана;

4.Проводим профориентационную  работу среди выпускников школ учебных заведений города;

5.Выступаем в средствах массовой информации;

6.Проводим круглые столы с обсуждением преимуществ Казахстана и города Лисаковска.

Реализуется названный проект при поддержке:

  • Деканата Лисаковского факультета дистанционного обучения Рудненского индустриального института;
  • Газеты «Молодёжный информационный еженедельник Лисаковск Позитив»;
  • ГУ «Отдел внутренней политики акимата города Лисаковска».

Целевая группа, на которую направлен проект - молодежь моногорода Лисаковска и Республики Казахстан.

По завершению проекта мы рассчитываем на:

  • Улучшение социального настроения у молодёжи;
  • Повышение уверенности у молодёжи в том, что они могут при финансовой  поддержке власти открыть собственное дело;
  • Повышение заинтересованности в обустройстве жизненной среды молодёжи в Казахстане.

Кроме этого, проектом предусмотрено разработать план опережающей подготовки кадров в городе Лисаковске.

В рамках проекта составлены списки специальностей Рудненского индустриального института и Лисаковского технического колледжа, которые могут быть востребованы предприятиями города Лисаковска.

Для составления прогноза опережающей подготовки кадров разработаны алгоритмы, которые учитывают наименование профессий, среднесписочную численность работающих на том или ином предприятии, число уволенных. Эти показатели позволят определить коэффициент текучести кадров. С учетом коэффициента текучести кадров можно спрогнозировать, сколько специалистов и каких специальностей необходимо будет предприятию или учреждению на краткосрочную и долгосрочную перспективу. При этом, необходимо учесть специалистов, которые по возрасту выйдут, в указанные выше сроки, на пенсию. В процессе исследований используются также сведения о незаполненных вакансиях на предприятиях и организациях.

Так как в программу развития моногородов на 2012-2020 годы город Лисаковск был включен по причине старения населения и оттока молодежи, необходимо было в этом документе четко обозначить целевые индикаторы, которые бы определили на сколько нужно увеличить численность населения города и какие меры помогут это сделать. В рамках исследований были произведены указанные расчеты, которые свидетельствуют о том, что если население города до 2020 года увеличиться на 3600 человек, то общая численность составит около 45000 человек, а процент стареющего населения снизиться до 7 %, а это, как было сказано выше, по оценке международных экспертов является критическим показателем, нарушающим баланс на рынке труда.

В своей научной работе доцент кафедры экономики Костанайского Государственного Университета Образ Александр Александрович еще в 2002 году сделал необходимые расчеты и обосновал, что реализация стратегии на 2002-2010 годы позволит к 2010 году увеличить численность населения города Лисаковска до 43,6 тыс. человек.

Указанная выше работа тесно связана с изучаемыми дисциплинами «Экономика рынка труда» и «Экономика предприятия», которая является логическим завершением процесса изучения этих дисциплин.

 

Список литературы:

  1. Программа развития моногородов Казахстана на 2012-2020 годы.
  2. Послание Президента Республики народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана», утвержденное Указом Президента Республики Казахстан от 30 января 2012 года № 261
  3. Образ А.А. «Формирование и развитие трудового потенциала города Лисаковска». Алматы, DeLuxe, 2002 г.
  4. Хрипач В.Я. «Экономика предприятия». Москва, Экономпресс, 2000 г.
  5. Лескова Л.Г. «Проблемы моногородов и подход к их решению в Казахстане». Москва, Буки Веди, 2013 г.

 


Информация о работе Опережающая подготовка кадров - инструмент развития территорий