Описание основных типов структур управления, их содержание, достоинства и недостатки. Раскрытие понятия «дерево целей» организации и его

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 00:02, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы будет заключаться в следующем: в первом вопросе мы рассмотрим основные типы организационных структур управления и покажем их видимые преимущества и недостатки, также наглядно с помощью схем рассмотрим формы их функционирования и зависимости происхождения одной от другой. Во второй части работы мы рассмотрим метод дерева целей и его роль в менеджменте. Выполним задачу.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….2
1. Описание основных типов структур управления, их содержание, достоинства и недостатки………………………………………………3
2. Раскрытие понятия «дерево целей» организации и его роль в менеджменте………………………………………………………........11
3. Задача………………………………………………………………....... 13
4. Тест………………………………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………… 16
Список литературы…………………………………………………... 17

Файлы: 1 файл

Osnovnye_tipy_struktur_upravlenia_ponyatia_derev.doc

— 670.50 Кб (Скачать файл)

                                       Проектная  структура

Проектные структуры применяются  в организациях, занятых целенаправленными  изменениями в действующей или  создаваемой системе управления. Основным принципом построения проектной структуры является концепция проекта, например, освоение и производство нового изделия, внедрение новых технологий, строительство объектов и т. д. Под каждый проект выделяются трудовые, финансовые, промышленные и т. д. ресурсы, которыми распоряжается руководитель проекта, каждый из которых имеет фиксированное начало и окончание. По завершении проекта структура распадается, а сотрудники переходят в новую проектную структуру или возвращаются на свою постоянную должность.

 Достоинства. Такая структура обладает большой гибкостью,

Недостатки но при наличии нескольких целевых программ или проектов приводит к дроблению ресурсов и заметно усложняет поддержание и развитие производственного и научно-технического потенциала организации как единого целого. При этом от руководителя проекта требуется не только управление всеми стадиями жизненного цикла проекта, но и учет места проекта в сети проектов данной организации. С целью облегчения задач координации в организациях создаются штабные органы управления из руководителей проектов или используются так называемые матричные структуры.

                               Матричная структура управления.

     Матричная структура управления помогает решать проблемы координации и связывать воедино деятельность звеньев базовой структуры и временных групп. Структура построена на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функциональной службы (персонал и техническая помощь руководителю проекта), с другой – руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками и ресурсами.  Руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб.[6, гл. 11]

  Для эффективности  применения матричных структур необходимо одновременно с введением новой структуры провести изменения в системах планирования, контроля, распределения ресурсов, ввести новые условия материального стимулирования участников, изменить стиль руководства и всемерно поддерживать стремление работников.

Достоинства матричных  структур. Более эффективное текущее управление, возможность снижения расходов и повышения эффективности использования ресурсов. В матричных структурах можно гибко перераспределять кадры в зависимости от конкретных потребностей каждого проекта. Матричная организация дает большую возможность координации работ, это достигается за счет создания должности руководителя проекта, который координирует все связи между участниками проекта, работающими в различных функциональных отделах.

Среди недостатков матричной организации обычно подчеркивается сложность, наложение вертикальных и горизонтальных полномочий подрывает принцип единоначалия, что часто приводит к конфликтам и к трудностям в принятии решений.

       Бригадная (кросс - функциональная) структура управления.

Основой этой структуры  управления является организация работ  по рабочим группам (бригадам). Основными  принципами такой организации управления являются: автономная работа рабочих групп (бригад); самостоятельное принятие решений рабочими группами; замена жестких управленческих связей бюрократического типа гибкими связями; привлечение для разработки и решения задач сотрудников разных подразделений. Эти принципы разрушает свойственное иерархическим структурам жесткое распределение сотрудников.

В организации, построенной по этим принципам, могут, как сохраняться функциональные подразделения, так и отсутствовать. В первом случае работники находятся под двойным подчинением - административным (руководителю функционального подразделения, в котором они работают) и функциональным (руководителю рабочей группы или бригады, в которую они входят). Такая форма организации называется кросс-функциональной, во многом она близка к матричной. Во втором случае функциональные подразделения как таковые отсутствуют, она называется бригадной.

Достоинства бригадной (кросс-функциональной) структуры: сокращение управленческого аппарата; гибкое использование кадров, их знаний;

работа в  группах создает условия для  самосовершенствования; сокращается  потребность в специалистах широкого профиля.

Недостатки бригадной структуры: сложность в координации работ отдельных бригад; высокая квалификация и ответственность персонала; высокие требования к коммуникациям.[1, с. 371]

 

2. Раскрытие понятия «дерево  целей» организации и его роль  в                  менеджменте.

Количество  и разнообразие целей и задач  менеджмента настолько велики, что без комплексного, системного похода к определению их состава не может обойтись ни одна организация независимо от ее размеров, специализации, вида, формы собственности. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента можно использовать построение целевой модели в виде древовидного графа — дерева целей.

          Дерево целей – это структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей экономической системы, программы, плана, в которой выделены генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»).

Концепция «дерева целей» впервые была предложена Ч. Черчменом  и Р. Акоффом в 1957 году. Она позволяет  человеку привести в порядок собственные  планы, увидеть свои цели в группе. Независимо от того, являются ли они личными или профессиональными. Дерево целей и задач


       1


                                                                       2


                                                                                                    3


          4                               (рис. 4)

1 - главная цель (корневая); 2 - подцели или цели уровня 1 (средства по отношению к главной цели); 3 – цели уровня 2 или задачи управления, которые необходимо решить для достижения целей уровня 1; 4 - данные, показатели, необходимые для решения задач [6,  с.50]

Посредством дерева целей описывается их упорядоченная  иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:

-  общая цель, находящаяся в вершине графа,  должна содержать описание конечного  результата;

- при развертывании  общей цели исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;

- при формулировке  целей разных уровней необходимо  описывать желаемые результаты, но не способы их получения;

- подцели каждого  уровня должны быть независимыми  друг от друга и невыводимыми  друг из друга;

-  фундамент  дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом и в заранее установленные сроки.

Количество  уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, от принятой в организации структуры, от иерархичности построения ее менеджмента.

Выделяют пять основных черт для определения специфики  и свойств цели:

  • конкретность и измеримость;
  • определенность во времени;
  • адресность, направленность;
  • согласованность и непротиворечивость с другими целями и ресурсными возможностями организации;
  • контролируемость.

  Пример  Дерева целей. Повышение эффективности  работы с клиентами до 1 июля 2010 года

                                                            Задача.

Выберите оптимальное управленческое решение по вопросу оценки качества и приобретения сотового телефона по следующим исходным условиям. Есть:

  1. Марки сотовых телефонов: Nokia 7610, Motorola V3, Samsung D500, SonyEricsson K600, LG M4410.
  2. Таблица критериев, по которым будет производиться оценка и выбор телефона (табл. 1). Задачу решаем с помощью MS Excel

Необходимо  обосновать выбор марки сотового телефона.

Решение.  В таблице 1 в первом столбце перечислены критерии оценки вариантов, на основе которых осуществляется   выбор   модели  сотового  телефона. Во втором столбце  в матрице приведены  удельные веса критериев с диапазоном значений от 0 до 1 в зависимости от степени значимости. Как можно заметить  . Значения выбираемых вариантов решения указываются по строкам. В каждой строке  .

Далее значения удельных весов критериев  и значения выбранных вариантов перемножаем и складываем по столбцам .Результаты проведенных расчетов представлены в таблице 2.

Расчеты произведены правильно, т.к. полученные результаты в сумме составляют единицу

∑xm * an=0,19+0,19+0,24+0,175+0,205=1

По условию  оптимальным вариантом решения  является тот, сумма которого является  max.

Максимальная  сумма (∑xm * an) значений является 0,24. Получается, что оптимальным вариантом решения является марка сотового телефона Samsung D500. Он показывает, что этот телефон явятся наиболее функциональным  и критерий звука является равным по сравнению с другими значениями вариантов (0,25). Также качество изображения на экране является одним из лучших (0,3). Хотя телефон не из легких (0,25), он привлекает низкой ценой из всех предложенных вариантов (0,1).

Ответ: оптимальным  вариантом при принятии решения по вопросу оценки и приобретения сотового телефона является Samsung D500.

                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Тест.

Валютный риск – это спекулятивный риск:

    1. Да
    2. Нет

Валютный риск — опасность валютных потерь в результате изменения курса валюты цены к валюте платежа в период между подписанием контракта и проведением по нему платежа. Экспортер или кредитор несет убытки при понижении курса валюты цены по отношению к валюте платежа, получая меньшую реальную стоимость по сравнению с оговоренной в контракте. И, наоборот, для импортера (или должника по займам) валютный риск возникает при повышении курса валюты цены (займа) к валюте платежа. Колебания валютных курсов приводят к обогащению одних компаний и к убыткам других

 Спекуляция  в экономической лексике — получение дохода за счёт разницы между ценами покупки и продажи

Валютные риски относятся к спекулятивным рискам, поэтому при потерях одной из сторон в результате изменения валютных курсов другая сторона, как правило, получает дополнительную прибыль, и наоборот.

Ответ – Да

                                    

  

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

        Управление людьми имеет важное значение для всех организаций.     Если не будут четко определены и скоординированы отношения между людьми и организационными подразделениями, эффективность специализа-ции будет потеряна. Для этого руководство обязано найти эффективный способ сочетания ключевых переменных, характеризующих задачи и людей.

        Организационная структура - один из основных элементов управления организацией. По сути, структура управления - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.

Организационная структура  управления не является чем-то застывшим, она постоянно совершенствуется. Мы выяснили, что имеются два основных типа организационных структур управления: иерархический и органический. В свою очередь иерархический тип структур управления имеет несколько основных вариантов: линейно-функциональная, линейно-штабная, диви-зиональная. Также имеется несколько основных вариантов структур управления в органическом типе: матричная, проектная и бригадная.

Однако ни одна из перечисленных структур управления в чистом виде не применяется, за исключением  линейной, и то лишь на малом предприятии. На подавляющем большинстве предприятий  используется смешанный тип управления. В одних случаях – это простое сочетание перечисленных четырех форм, когда в нижнем звене – на уровне бригады – применяется линейная, в среднем – на уровне цеха – функциональная, а на уровне предприятия – линейно-функциональная и частично матричная форма. Чаще, однако, встречается синтез различных форм, когда они действуют солидарно на всех уровнях хозяйственной иерархии.

Иерархия целей  в организации играет очень важную роль, так как она устанавливает  структуру организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений  организации на достижение целей верхнего уровня.

                                             Список литературы

 

  1. Веснин В. Р. Менеджмент : учеб. – 3 –е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009.-512с.
  2. Виханский О.С., Наумов, А.И. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 4-е изд., перераб. м доп. – М.: Экономист,  2006. - 670 с.
  3. Переверзев  М.П., Шайденко Н.А.,  Басовский Л.Е.  Менеджмент: Учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. / Под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. – М.: ИНФА-М, 2007. – 288 с.
  4. Максимцов М.М., Игнатьева А.В., Комаров М.А. и др. Менеджмент. Учебник. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1998.-343с.
  5. Типовые организационные структуры предприятий.  Сайт «Корпоративный менеджмент»  http://www.cfin.ru/management/iso9000/iso9000_orgchart.shtml
  6. Сафронов Н. А. Экономика предприятия. Глава 11. Организационная структура управления предприятием. http://books.efaculty.kiev.ua/ekpd/11

Информация о работе Описание основных типов структур управления, их содержание, достоинства и недостатки. Раскрытие понятия «дерево целей» организации и его