Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 16:12, контрольная работа
В реальных хозяйственных ситуациях, в условиях действия разнообразных факторов риска могут использоваться различные способы снижения финального уровня риска, воздействующие на те или иные стороны деятельности предприятия. Многообразие применяемых в хозяйственной практике промышленных предприятий методов управления риском можно разделить на четыре типа: методы уклонения от риска; методы локализации риска; методы диссипации риска; методы компенсации риска.
24. Методы управления рисками: характеристика и
эффективность…….......................................................................2-8 стр.
32. Специфика менеджмента в России. Возможности использования
зарубежного опыта…………………………………………….9-18 стр.
42. Трудовой коллектив: понятие, структура. Стадии развития
трудового коллектива……………………………………......19-26 стр.
Библиографический список……………………………….........27 стр.
Трудовой коллектив - это особая социальная общность, объединяющая людей, осуществляющих совместную трудовую деятельность в рамках трудовой организации. Он составляет социальную основу стабильных, устойчиво функционирующих и способных к развитию трудовых организаций.
При изучении трудового коллектива его следует представлять не только как совокупность личностей, а более укрупнено — как совокупность малых групп.
Малой группой принято считать такую общность людей, члены которой поддерживают между собой непосредственные контакты, и чья деятельность часто осуществляется на виду друг у друга.
Трудовой коллектив
состоит из нескольких малых групп. Каждая
группа выполняет определенные функции
и занимает в технологическом процессе
определенное место, она обладает некоторой
обособленностью.
Значение малых групп
в трудовом коллективе определяется для
руководителя тем, что они являются непосредственными
проводниками и исполнителями целей коллектива.
В процессе совместного труда группы прямо или косвенно связаны между собой. Поэтому для практики управления важны не только особенности группы, но ее связи и отношения с другими группами.
Состав и отношения малых групп образуют структуру трудового коллектива. Знание закономерностей формирования и развития структуры трудового коллектива облегчает управление им.
Отношения, как и люди, характеризуются разнообразием. Структуру трудового коллектива можно рассматривать и оценивать с разных позиций, по разным признакам.
Наиболее часто структура
трудового коллектива рассматривается
с позиции отношений между отдельными
группами. Отношения в трудовом коллективе
могут протекать на формальном уровне
(формальные или функциональные отношения)
и на неформальном уровне (межличностные
и групповые отношения). С этих позиций
различают формальную и неформальную
структуры трудового коллектива. В каждом
коллективе существует сложное переплетение
формальных и неформальных структур.
Формальная (функциональная)
структура
Выполняя свои обязанности,
работник вступает с другими членами трудового
коллектива в официальные или формальные
отношения, которые отражают профессионально-трудовую
сторону жизни трудового коллектива.
Группы, созданные
по воле руководителя для совершения производственного
процесса, являются подразделениями фирмы
и называются формальными группами. Задачей
формальных групп по отношению к фирме
является выполнение конкретных задач
и достижение определенных целей.
На характер формальных
отношений большое влияние оказывают
индивидуальные особенности руководителя
и членов трудового коллектива.
Формальные группы
и их отношения образуют структуру фирмы.
Формальная или функциональная структура
отражает сложившееся в трудовом коллективе
разделение труда между отдельными группами
или лицами в зависимости от деловых их
других качеств.
Формальная структура
безлична. Она определяется служебными
положениями, инструкциями, приказами,
в которых определены права и обязанности
каждого члена трудового коллектива, то
есть определены должностные роли, которые
должен выполнять каждый работник.
Весьма важно, чтобы
каждый член формальной группы четко знал
свою должностную роль и стремился ее
выполнить полностью, качественно и вовремя.
На предприятии могут
создаваться три типа формальных групп:
1) группы руководителей
(командные группы). Группа руководителей
- это руководитель фирмы или ее подразделения
и его штаб;
2) группы исполнителей
(рабочие группы). Рабочая группа - подразделения
или группы, работающие над одним и тем
же заданием и имеющие определенную самостоятельность
в своем труде;
3) целевые группы (целевые комитеты). Целевая группа - комитет, который временно создается для заполнения пробелов существующих в организационных структурах.
Взаимозависимые
группы и их отношения образуют систему,
которая эффективно должна работать как
единый слаженный механизм.
Чем лучше понимает
руководитель, что же представляет собой
группа, и знает факторы ее эффективности,
чем лучше он владеет искусством эффективного
управления формальными группами, тем
больше вероятность того, что он сможет
повысить производительность труда своего
подразделения и фирмы в целом.
Неформальная (социально-психологическая) структура
Как только создан трудовой коллектив, он становиться также социальной средой, где люди взаимодействуют отнюдь не только по предписаниям руководителей.
В силу разнообразия
интересов работников трудового коллектива
в нем независимо от формальной структуры
образуются различные социальные группы,
которые называют неформальными группами.
Неформальная группа
- это общность людей, как правило, в пределах
до 7 человек, которые вступают в регулярные
взаимодействия для достижения определенных
целей. Неформальные группы возникают
в результате более или менее длительного
общения, основанного на взаимодействии
работающих как личностей.
Причиной существования
неформальной группы является общность
целей, интересов и склонностей людей,
их взглядов, привычек, устремлений. Они
образуются как на производстве, так и
вне производства. Но для образования
неформальных групп особенно благоприятна
трудовая среда, где люди обычно собираются
каждый день многие годы.
Группы в 3-5 человек
можно наблюдать "невооруженным"
глазом. Например, перерыв в собрании.
Люди группируются. Но группы больше 5
человек сохраняются 2-3 минуты. Потом кто-то
отойдет, группа разделится, но все это
происходит незаметно от самих людей (одному
скучно, другого вызвали и т.п.). А 2-4 человека
могут простоять долго. То же самое на
вечеринках, в домах отдыха и т. д.
Причина: эмоциональный ресурс и объем внимания человека ограничены по величине и времени. Поэтому он не может поддерживать длительные контакты более чем с 5 людьми одновременно.
Неформальная группа характеризуется определенной социально-психологической общностью: чувством солидарности, взаимного доверия, помощи, защиты и т. д.
В спонтанно возникающих (эмерджентных) неформальных группах имеется своя иерархия, свои лидеры и задачи. В них вырабатываются определенные правила, нормы поведения, которые создают порядок и режим функционирования неформальных групп.
Групповые нормы
и правила являются своеобразным регулятором
внутригруппового поведения. Они нередко
диктуют характер взаимоотношений подчиненных
с руководителем, отношение к труду, участие
в разных формах внегруппового общения.
Неформальная группа может обладать огромным
влиянием на своих членов (мнение, давление
группы). Принадлежность к неформальным
группам может дать людям психологические
выгоды, не менее важные для них, чем получаемая
зарплата.
Как правило, в неформальной
группе выделяется лидер. Лидером является
лицо, которое ведет членов группы за собой,
потому что обладает благоприятными для
них качествами. Лидер неформальной группы
не наделен административной властью,
то есть он не имеет формального права
распоряжаться и требовать исполнения.
Но его влияние на членов неформальной
группы может быть очень значительным.
Неформальная или
социально-психологическая структура
трудового коллектива объединяет в себе
ряд неформальных групп, которые образуются
в нем вне компетенции руководства.
Неформальные отношения между отдельными группами складываются и существуют независимо от служебной субординации людей на основе общности интересов, сходства характеров, психологической близости, симпатий и антипатий, общественного признания, авторитета.
Неформальная структура трудового коллектива создается личными качествами его членов. Часто неформальные объединения оказывают сильное влияние на качество деятельности трудового коллектива и на его организационную эффективность.
Чтобы успешно управлять трудовым коллективом, руководителю необходимо не только уметь анализировать межличностные отношения внутри группы, но также знать характер межгрупповых отношений (функциональных и личностных).
Этапы развития трудового коллектива
По Г. Резнику процесс формирования трудового коллектива в общем случае складывается из трех этапов:
Первый этап - ориентационная стадия образуется трудовая общность, основу объединения которой составляют преимущественно формально-функциональные связи, носящие вынужденный, обусловленный технологией характер. Такие связи осуществляются главным образом в силу внешнего, административного давления, надзора и контроля ради получения вознаграждения за труд, как средства достижения личных целей, не имеющих отношения к главной цели организации. Такая трудовая общность еще не является трудовым коллективом и имеет место либо на начальной стадий существования трудовой общности, либо в стадии ее кризиса и дезорганизации, когда она по тем или иным причинам распадается.
На данном этапе организатор коллектива - руководитель, от него исходят все требования.
На первом этапе в поведении людей преобладает индивидуализм. Они знакомятся друг с другом, наблюдают окружающих и демонстрируют им собственные возможности. Многие при этом занимают выжидательные позиции, избегают враждебности, наблюдают, анализируют. По истечении определенного времени и при известных управленческих усилиях трудовая общность может перейти на 2-й этап.
Второй этап – взаимоадаптационная стадия. Отличается наличием сформировавшегося за это время устойчивого «ядра», способного оказывать влияние на других сотрудников, цели которых не совпадают с целями организации. Это «зародыш» будущего реального трудового коллектива, члены которого идентифицируют себя с организацией, воспринимают ее цели как свои собственные. На втором этапе происходит сближение людей, установление между ними необходимых контактов и формирование общих норм поведения, «цементирующих» коллектив, а также возникают попытки установления приоритетов и захвата власти.
Основная цель руководителя на этой стадии - максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается. Практически только теперь коллектив достигает определенного уровня своего развития как субъект воспитания, в результате чего и становится возможным целенаправленно использовать его в целях индивидуального развития каждого отдельного работника. В общей атмосфере доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня руководства, стимулирующего положительные стороны личности, коллектив становится средством развития социально важных качеств личности.
Третий этап – стадия консолидации (сплочения). На 3-м этапе, когда трудовая общность может быть названа трудовым коллективом (реальным), большинство ее членов разделяют цели организации, идентифицируют себя сданной общностью. На третьем этапе коллектив стабилизируется, формируются совместные цели и нормы, налаживается надежное сотрудничество, позволяющее получать гарантированные результаты.
В дальнейшем с ростом зрелости коллектива
ему по плечу становятся все более сложные
задачи, а доверие, существующее между
людьми, хорошее знание ими друг друга
в ряде случаев позволяют ему функционировать
на принципах самоуправления.
Руководитель на этом этапе старается
сплотить коллектив, дает четкие ориентации
на достижение целей.
Теоретически возможен и 4-й этап, когда почти каждый член трудовой общности активно работает, сознательно способствуя достижению общеорганизационных целей. Однако это, скорее, идеал, к достижению которого должна стремиться служба управления персоналом как основной цели социального развития организации и кадровой политики ее руководства. Соотношение формальных общеорганизационных и личных целей трудовых общностей является определяющим, но не единственным показателем уровня развития трудового коллектива. Другими важными показателями этого уровня являются диапазон и объем функций, выполняемых трудовым коллективом наряду с основной производственной, экономической функцией. Трудовая общность, достигая состояния трудового коллектива, объединяет сотрудников организации не только в основной производственной деятельности, но и в деятельности, относящейся к другим сферам общественной жизни, предоставляя им возможность удовлетворять важные социальные потребности: в общении, участии в управлении организацией, в самовыражении и самосовершенствовании, в приобщении к культурным и духовным ценностям. Реальный трудовой коллектив, как правило, предоставляет, прежде всего, основной набор социальных услуг, составляющих так называемый социальный пакет. Важное отличие трудового коллектива от других менее развитых трудовых общностей — наличие в его социальной структуре достаточно большого числа неформальных групп по интересам, в том числе непосредственно связанным с производственной деятельностью, таких, например, как общества (советы) по рационализации и изобретательству, кружки качества и т.п.
Библиографический список:
1.Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: учебное пособие / В.В. Авдеев – М.: Финансы и статистика, 2003.
2.Управление персоналом на производстве: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Н.И. Шаталовой, Н.М. Бурсонова – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
3.Основы теории управления: учебное пособие / Под ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого – М.: Финансы и статистика, 2003.
4.Аширов Д.А. «Организационное поведение» Проспект с 360, М 2006
5.Музыченко В.В. «Управление персоналом» с 524, М 2003
6.Сергеев
А.М. «Организационное
7.Бахур А.Б. Особенности
8. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Инфра-М», 2008. - 283 с.
9 Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. - 9-е изд. - М.: Изд-во «Новое знание», 2009. - 336 с.
10. Казначевская Г.Б, Чуев И.
11. Кравченко А.И. История
12. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Изд-во «ДЕЛО», 2007. - 672 с.
10.09.2013 г. _______________ О.В. Чувенкова