Определение групп общественности
Г.Б. Паршукова
Основы теории коммуникации
Практическое занятие
По степени
втянутости людей
в проблемную ситуацию
связанную с существующей
организацией:
- Необщественность – люди, не находящиеся в проблемной ситуации, не втянутые в нее, либо те, на кого не воздействуют организация или другие люди.
- Латентная общественность охватывает объективно причастных к проблемной ситуации людей, которые еще просто не осознают своей причастности к другим людям или организации в данном вопросе или проблемной ситуации.
- Осведомленная общественность – люди, осознавшие, что на них определенным образом влияет проблемная ситуация, либо они вместе втянуты в нее, но еще не обменивались мнениями (не общались) между собой по этому поводу.
- Активная общественность – люди, осознавшие проблемную ситуацию и начавшие активно общаться и организовываться для овладения данной ситуацией.
- Каждый из этих подходов может быть использован отдельно и в комбинации с другими:
- Географический – учитываются природные или административно-территориальные границы региона проживания людей, то есть он указывает, где искать людей..
- Демографический – пол, доход, возраст, семейное положение, образование – наиболее часто используемые индивидуальные характеристики.
- Психографический – характеристики психологические и образа жизни, они сегментирует взрослое население на основе его «психологической целости».
С учетом скрытой власти
- – подход, при котором во внимание принимаются люди, не обязательно находящиеся на вершине пирамиды власти, однако оказывающие существенное, внешне незаметное экономическое и политическое влияние на мнения и решения других.
- С учетом статуса. Для их идентификации внимание обращается на официальное положение индивида. Занимаемые ими должности делают их важными «игроками».
- С учетом репутации – подход, определяющий «осведомленных» и «влиятельных» индивидов, исходя из соображений и мнений о них других людей. К таким группам общественности относятся «лидеры общественного мнения», влиятельные лица, которых признают таковыми другие заинтересованные и причастные к ситуации люди.
- С учетом членства – подход, при котором учитывается место человека в официальном штатном расписании, списке, его партийная принадлежность. Это есть показатели причастности к конкретной проблемной ситуации.
- С учетом роли в процессе принятия решения – подход, предусматривающий наблюдение за процессом принятия решений, уточнение того, кто и какую именно роль играет в принятии решений в конкретных обстоятельствах. Этот подход помогает выявить самых активных среди активных групп общественности, людей, действительно принимающих решения, реально действующих и общающихся.
- Главная особенность подхода к определению целевой общественности заключается в том, чтобы установить, как люди включаются в ситуацию и как ситуация влияет на них.
Приоритизация групп общественности
- может осуществляться различными методами. Самым надежным путем распознавания и определения приоритетных групп общественности является исследовательская работа.
- По ее итогам определяется индекс приоритетности значения групп общественности для организации.
- Он выводится для каждой группы отдельно по следующей формуле:
|
П |
+ У |
= В |
Аудитория
или Общественность (название группы) |
Потенциальность
влияния организации на группу (от
1 до 10) |
Уязвимость
организации от влияния группы (от
1 до 10) |
Важность аудитории
для организации |
Чем выше
показатель В, тем большее влияние оказывает
та или иная группа общественности на
функционирование организации.
Newsom D., Scott A., Turk J.V. This is PR. The Realities of Public Relations:
Fifth Editiori. — Belmont; Cal., 1993. — P. 145).
Десять основных
целевых групп общественности
- Хотя целевые группы общественности организаций могут быть различны, ее можно разделить на десять отдельных категорий, которые присущи любой целевой аудитории в целом:
- (a). общество;
- (b). потенциальные работники;
- (c). сотрудники;
- (d). поставщики услуг и материалов;
- (e). инвесторы, финансовый рынок;
- (f). дистрибьюторы;
- (g). потребители и пользователи;
- (h). лица, влияющие на общественное мнение;
- (i). профсоюзы;
- (j). медиа.
Целевые группы общественности
для паблик рилейшнз
ОСНОВНЫЕ
ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ
Преподаватели
Дети
Конкуренты
Потребители
и пользователи
Дистрибьютеры
Конечные
пользователи
Финансовые
учреждения
Иностранные
правительства
Общество
Органы
здравоохранения
Международные
влиятельные лица
Аналитики
по вопросам капиталовложений
Инвесторы
Лица, формирующие
общественное мнение
Местное
сообщество
Местные
власти
Работники
здравоохранения
Финансовый
рынок
Лица, влияющие
на общественное мнение
Парламентарии
Потенциальные
сотрудники
Реселлеры
Розничные
торговцы
Акционеры
Фондовая
биржа
Студенты
Поставщики
Учителя
Специалисты
(адвокаты, консультанты и т.д.)
Профессиональные
ассоциации
Профсоюзы
Оптовые
торговцы
ЦЕЛЕВЫЕ
ГРУППЫ ОСОБОЙ ВАЖНОСТИ
Медиа
Редакторы
Журналисты
Репортеры
Авторы
очерков
Фоторепортаж
Телепродюсеры
и редакторы
Радиопродюсеры
и редакторы
ВНЕШНИЕ
ВАША
КОМПАНИЯ
ВНУТРЕННИЕ
Ассоциированные
компании
Кандидаты
в сотрудники
Имеющиеся
сотрудники
Управление
Новые сотрудники
Иностранные
партнеры
Акционеры
Профсоюзы
Пример
Взяв в качестве модели
десять наших основных целевых групп
общественности, рассмотрим основную
группу общественности для благотворительной
организации
Общественность
благотворительной организации (publics of a charity):
(i). члены организации, доноры, добровольные
работники, сборщики пожертвований;
(ii). лица, пользующиеся
пожертвованиями, и пользователи услуг
организации;
(iii). потенциальные
сторонники и помощники;
(iv). поставщики
услуг и материалов;
(v). политики,
политические партии и группы;
(vi). центральные
и местные власти;
(vii). профессионалы
в области медицины и здравоохранения;
(viii). другие благотворительные
организации;
(ix). оппоненты;
(x). лица, влияющие
на общественное мнение;
(xi). медиа.
Задание
- Рассмотреть основную группу общественности для:
- Университета
- Торгового центра
- Ресторана
Литература
- Джефкинс Ф., Ядин Д. Паблик рилейшнз: Пер. с анг. под ред. Б.Л. Еремина - Уч. пос. для вузов. / Ф. Джефкинс, Д. Ядин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003,
416 с.
- Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз: Учеб. для вузов /В.Г. Королько. - М.; М.: РЕФЛ-БУК; Ваклер, 2000.-
526 с.
1