Ораторское искуство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 01:35, доклад

Описание работы

ллдрд

Файлы: 1 файл

Доклад.rtf

— 194.32 Кб (Скачать файл)

Ноги расставлены на пять-шесть дюймов в зависимости от роста; носки слегка раздвинуты; одна нога выставлена чуть вперед; упор неодинаков на обе ноги и по крайней мере в наиболее выразительных местах речи делается более на носок, чем на пятку: колени гибки и податливы: в плечах и руках нет напряжения; руки не притиснуты плотно к грудной клетке; голова и шея несколько выдвинуты вперед по отношению  к грудной клетке; грудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания.

Если  чувствуется скованность в ногах, согните их несколько раз в колене; если напряжена шея или связаны  плечи, сделайте  головой несколько  свободных медленных  кругообразных  движений,  несколько свободных  взмахов  руками  и  кругообразных движений плечами. Если дыхание  затрудненное и поверхностное, необходимы  поясные упражнения. Как только появится ощущение  легкости и удобства позы, научитесь сразу принимать и оставлять ее. Обратите внимание, что при ходьбе лучше всего начать с полушага. Практикуйтесь отступать на шаг в одну сторону, в другую, выступать вперед, назад; следите за перемещением центра тяжести при каждом  шаге. Добейтесь, чтобы упор был там, где он желателен, а когда останавливаетесь, чтобы фигура при этом не откидывалась  в сторону.   

Учтите, что для правильной координации движений и течения мыслей  движение скорее должно  предшествовать или как бы слегка предвосхищать ход мысли, а не отставать от него. Следите за тем, чтобы более выразительные места речи подчеркивались   движением  на шаг вперед или  выносом ноги вперед; паузы и  передышки --  подходящие моменты, чтобы  отступить на короткий шаг.

ЖЕСТЫ

СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ЖЕСТА

Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчета. Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и  бросающиеся в глаза жесты. Но и любое  телодвижение с целью  подчеркнуть значение произносимых слов тоже жест. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без неуловимо сложного  сочетания движений   головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Таким образом, в жестикуляции нет ничего не свойственного всем и каждому и присущего только одним  профессиональным  ораторам.   

Впрочем, для начинающего оратора, еще не привыкшего к жестикуляции руками  при публичном выступлении, правильно пользоваться жестами - трудная задача. Сначала ему необходимо приобрести должную  осанку и умение владеть собой во время выступления. А  затем почему бы не заняться работой над  жестом?

Секрет особой целесообразности жестикуляции  руками  скорее всего заключается в том, что в значительной части  человеческая деятельность осуществляется при помощи  рук, и поэтому их положение и движения стали наиболее характерными  для  выражения  наших переживаний. Руки, как и речь, определили переход человека на высшую   ступень развития по сравнению с животными. Руками  человек не только держит плуг, топор или перо; руками он приветствует друзей, угрожает врагам, ласкает любимое существо. Восприимчивость к жестикуляции руками глубоко заложена в сознании слушателя. В сочетании со словами жесты  тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание.Мы  балансируем при помощи  рук при ходьбе, ту же роль играют руки и в процессе речи.

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ  ЖЕСТАМИ

   При  жестикуляции  пользуйтесь следующими  правилами:

а) Жесты  должны  быть непроизвольны. Прибегайте к жесту по мере ощущения потребности в нем. Не подавляйте импульса наполовину. Если начали поднимать руки, но не дали им свободного движения  вверх, то получится что-то вроде жеста, которым распугивают кур: кш-кш. Такая жестикуляция довольно обычна у новичков.   

б) Жестикуляция  не должна быть  непрерывной. Не жестикулируйте руками на  протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом.   

в) Управляйте жестами. Не  старайтесь походить на ветряную мельницу, придержите силы в запасе; помните, что жестикуляция -- элемент равновесия всей позы. Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.   

г) Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.   

д) Жесты должны  отвечать своему назначению. Их  количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории. Например, взрослые в противоположность  детям предпочитают умеренную жестикуляцию.

    Как только вы овладели жестом, необходимо  посвятить некоторое время упражнениям  в  его технической отделке. В общем во время речи не следует думать о жестикуляции.

Заключение.

 

Таким образом, чтобы выполнить свою задачу и донести до слушателя слово, выступающий должен обладать значительным диапазоном разнообразных знаний, умений и навыков, среди которых важнейшими являются:

знания основных социальных и психолого-педагогических  особенностей процесса публичной речи;

умение подобрать материал для выступления и оформить его в соответствии с целевой установкой, законами композиции, логики и психологии, а также с особенностями устной речи и специфики аудитории;

умение установить контакт с людьми, выступить перед ними, соблюдая правила поведения на трибуне и используя обратную связь с аудиторией;

безупречное владение устной речью: голосом, интонацией, мимикой, жестом, соблюдение всех требований культуры речи;

умение на вопросы аудитории, вести диалог, беседу, дискуссию.

Перечисленные основные знания, умения и навыки выступающего приобретаются в результате упорного труда и постоянных тренировок. Пренебрегать этими знаниями - значит не понимать особенностей ораторского искусства как сложного вида деятельности.

 

 

Ñïèñîê èñïîëüçóåìîé ëèòåðàòóðû :

1.Поль Л. Сопер, «Основы искусства речи», Издательство Агентсва «Яхтсмен», 1995.

2.М. Р. Львов, «Риторика», Москва, 1995.

3.Н. А. Михайличенко. Риторика: Учебное пособие. М.: Новая школа,1994

4.Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. Русский язык и культура речи: Справочное пособие. Ростов - на - Дону: Феникс, 2002.

5.Н. М. Почикаева. Основы ораторского искусства и культуры речи: Учебное пособие. Ростов - на - Дону: Феникс, 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



 



Информация о работе Ораторское искуство